Унылая пора! Очей очарованье!
Даулетжарова А.Н.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В 4 КЛАССЕ
ТЕМА: «Унылая пора! Очей очарованье! »
А.С.Пушкин «Осень»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина “Осень”.
Задач
Образовательные:
- учить выразительному чтению лирического стихотворения;
- учить различать и использовать в речи средства художественной выразительности (работа с понятиями: олицетворение, эпитеты);
- учить находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение.
Развивающие:
- развивать память, образное мышление, воссоздающее творческое воображение, внимание, анализировать, обобщать, сопоставлять;
- развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе в различных её проявлениях,
- прививать интерес к поэзии.
Планируемые достижения учащихся:
- формирование умения выразительно читать стихотворение с передачей эмоционального тона;
- умение находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
- умение создавать под руководством учителя текст с использованием авторских художественных выразительных средств;
- умение участвовать в коллективной беседе.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, аудиозаписи из цикла “Времена года” П.И. Чайковский, рисунки с осенними пейзажами, “Литературное чтение”
Ход урока
1.Орг.моментслайды 1, 2,3,4.5
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И наш урок начнём.
- 2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года…
– Как зовётся? (Осень)
Правильно ребята, осень Тема нашего урока «Унылая пора! Очей очарованье! » А.С.Пушкин стихотворение «Осень» слайд 6
Сегодня мы работаем в группах, в каждой группе на парте лежит дерево успеха и листочки для самооценки, и чем больше вы будете проявлять активностьна уроке, тем гуще будет листва на вашем дереве успеха, лидер вашей команды будет оценивать работу листиками, а в конце урока мы увидем какую самооценку вы себе дали.
В это время слайды 1,2,3,4,5
3.Опрос дом задания
Выбрать в разделе «Родные просторы»одно произведение. Определить тему и идею произведения.
Что вы понимаете под темой произведения Тема произведения (Тема –это то, о чём говорится в произведении, круг явлений и событий, образующих основу произведения)
Идея(основная мысль художественного произведения. Читая и анализируя произведение, мы определяем отношение автора к своим героям. Часто автор поднимает проблемы, которые заставляют задуматься. Например : о чём мечтали наши деды, что такое настоящая дружба, почему надо бережно относиться к природе, к родному краю, что в жизни главное)А сейчас пожалуйста от каждой группы одно произведение тема и основная мысль работаем конвейером один называет произведение и тему, другой основную мысль ,( сама распределяю, чтобы прозвучали разные произведения)посовещайтесь, кто готов поднимите руку1 группа Меня зовут Кожа автор БердибекСокпакбаевТема-произведения это заголовок Меня зовут Кожа, о мальчике по имени КожаОсновная мысль– не важно как тебя зовут и как ты выглядишь, главное, что у тебя внутри, какой ты человек.2 группа Отчий край автор МарфугаАйтхожина Тема в названии отчий край Основная мысль, во все времена наших предков волновало будущее своей Родины и что наступят такие времена, когда не будет печали, тоски и боли3 группа Родная степь автор СабитМукановТема: родная степьОсновная мысль: Любовь к родному краю и что красоту степи может увидеть и понять только человек, который любит природу, родину.4 группа Тюе-Тас автор Степан Бабенко
Тема:Тюе- тас детство и юность автораОсновная мысль :эта деревенька , безбрежная степь, были для них родным домом
4 .Усвоение новых знаний
В начале урока я назвала вам тему Унылая пора, очей очарованье, но я немного решила ёё изменить и поставить перед вами вопрос
7 слайд Осень это уныла пора или очей очарованье и в конце урока вы сделаете выводы Вопрос
А где мы можем встретить описание осени?
“ Осень изображают художники”.
Слайд 8//,9,//10//
“ Красоту Осени описывали в своих произведениях поэты и писатели”.назовите их, сейчас послушайте стихотворение на казахском языке
“ Многие композиторы посвятили свои произведения осени”.
Шопен, Чайковский времена года осень слайд 11
Прекрасная мелодия, которая впитала в себя тихую печаль, задумчивость и цветовую политру осени
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством А.С. Пушкина слайд 12 Работа с учебником откройте стр22 читаем краткую биографию поэта
Давайте вспомним, что мы с вами ещё знаем из биографии Пушкина( Может кто то вспомнит, что мы учили отрывок во2 классе) Ответы детей
- первичное чтение прозвучит в исполнении актёра Игоря Кваши аудиозапись
_____уж _______– уж _____ _________
Последние листы с нагих своих ветвей;
______ осенний ____ –______ ________.
Журча ещё _______ за мельницу _______,
Но ____уже ______; _____мой _________
В отъезжие поля с охотою своей,
И _______ _______ от бешеной забавы,
И _______ _____ собак уснувшие дубравы
- Словарная работа в учебнике
- Чтение детьми
Беседа по содержанию
1.Какой период осени описан поэтом? Средний
2.Определите настроение этого стихотворения
Спокойное, немного грустное
3.Какие слова в этом стихотворении самые важные, ключевые, определяющие его настроение
Октябрь, осенний хлад, пруд застыл, охота, уснувшие дубравы
4.Какие изобразительно – выразительные средства создают образ осени Олицетворение: роща отряхает,дохнул осенний хлад, бежит ручей, страждут озими, уснувшие дубравы
- Физ минутка 13 слайд
Осенние листья по ветру летят,
Друг с другом они попрощаться хотят.
Осенние листья кружатся,
Ковром разноцветным ложатся
Я вам давала опережающее задания по группам распределиь и выучить отрывки из стихотворения осень , а мы при прослушивании узнаем отношение поэта ко всем временам года слайды 11 без музыки
I.
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
II.
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
III.
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?…
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидамимладыми,
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
IV.
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
V.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
VI
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
VII.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полон — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм)
И, действительно, ни одно время года не вызывало в поэте такого очарования, как осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы изображает как могучее проявление жизни.слайд12 читаем хором
Ребята так теперь м ы можем с вами ответить на вопрос слайд 7
Мы с вами говорим весь урок о красоте природы , а чтобы сохранить эту красоту мы сегодня должны поговорить, а о чём вы узнаете если назовёте буквы через одну
ЭрклослробгтидЯслайд 14
Что значит это слово, охрана окружающей среды
Ведь экология – это состояние окружающей среды. Окружающая среда может быть здоровой и благоприятной, а может жестоко болеть и часто в болезнях окружающей среды виноваты мы, люди.
Работа в группах Мозговой шторм, что бы вы предприняли для охраны окружающей среды
Проба пера
Покрывало осени
Когда наступает осень, то листья начинают желтеть, опадать. Они кружатся в воздухе, танцуют вальс, а потом ложатся на землю. Когда почти вся земля покрывается листьями-лоскуточками, то приходит портниха осень и как бы сшивает их между собой. Она делает это бережно, незаметно. Нам кажется, что просто листья легли на землю, а на самом деле это осень поработала, и получилось разноцветное покрывало.
Листопад
Стоит красавица берёзка. Стоит она в зелёно-жёлтой косынке. Листья у неё шелестят, будто слышится красивая музыка. Ствол у берёзы, как прекрасное платье с хитрыми узорами. Осенью она сбрасывает свои листья, и землю покрывает жёлтый ковёр. Как медленно и красиво падают листочки, прямо засмотришься! Каждый листик какой-то особенный! Так красиво осенью!
Осенняя пора
Всё чаще хмурится небо, крепчает ветер. Короче становятся дни, длиннее и темнее ночи. Появляются на деревьях первые жёлтые листья. Солнце часто прячется за облака и под вечер уже чувствуется прохлада. Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Прощально курлычут в небе журавли. Прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки. Всё чаще дует резкий, пронизывающий ветер. Наступают первые морозцы.
а) Возьму-ка, пожалуй, большую корзину
____________________________________
б) По небу несутся лохматые тучи
_____________________________________
в) Кленовые листья у школы кружатся
______________________________________
г) Трава пожелтела, завяли цветы
______________________________________.
- Подведение итогов
Три М Назовите три момента которые вам больше всего понравились и запомнились, получилось у вас лучше всего
- Рефлексия:
Какую вы дали самооценку работе группы?
Каждый сейчас подумает и сделает себе самооценку, определит своё место на лестнице успеха , узнали ли вы сегодня, что то новое, чему то научились, были активны и довольны собой или вы считаете, что были сегодня пассивны, не довольны собой
Дом.задание: книга для чтения с. 17-18 стих выбрать и выучить наизусть, р.т.с 18