Живи, лебедь
Ташимова Салтанат Джанабергеновна
Цель урока
Формировать умение излагать текст, располагая смысловые части в соответствии с планом.
Задачи урока
Образовательные: учить смысловому анализу текста, располагать части деформированного текста в логической последовательности в соответствии с пунктами плана, передавать содержание авторского текста своими словами.
Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление учащихся, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за мир живой природы.
Ход урока
- Организационный момент.
- Предварительная беседа.
– Что вы знаете о лебедях? (Красивые, гордые птицы).
– Где живут лебеди? (На озерах).
– Лебеди – перелетные или зимующие птицы? (Перелетные).
– Какое чувство рождают эти птицы в людях?
– Какая опасность может грозить птицам? (Охотники, браконьеры).
Словарная работа: браконьеры.
Попробуйте дать толкование этому слову (проговаривают вслух)
- Формулировка темы, задач урока. Какую работу мы пишем на экзамене. Что такое изложение? Сегодня мы будем пересказывать.
- Чтение деформированного текста изложения (текст дан на отдельных листочках, абзацы перепутаны)
Живи, лебедь!
На озере п..селилась пара лебедей, у которых вскоре по..вилисьпт..нцы. Мать заботилась о них, учила летать, готовила к осе(н,нн)ему перелету. Но случилось несчастье: браконьер ранил одного из лебедят, повр..дил крыло. Осенью семья лебедей улетела на юг и оставила подранка.
Однажды осенью семья Колмогоровых отпустила лебедя на волю. Птица ра..правила крылья и поднялась в небо. Так добрые люди спасли лебедю жизнь, подарили ему свободу.
Уже л..док звенел под ногами, и первая пороша упала на землю. Раненый лебедь замерзал в камышах, где и нашел его Сережа Колмогоров; он завернул птицу в фуфайку и пр(е,и)нес ее домой.
Вся семья ухаживала за найденышем. Скоро больное крыло у него зажило, окрепло, и дикая птица освоилась в доме, она доверчиво по(т,д)ходила к людям и брала корм прямо из рук.
Словарная работа: первая пороша, фуфайка, подранок, найденыш.
- Беседа по содержанию текста изложения.
– О ком говорится в тексте? (О лебедях).
– Где поселилась пара лебедей? (На озере).
– Какая беда случилась с одним из лебедят? (Браконьер повредил крыло).
– Кто помог раненой птице? (Мальчик Сережа Колмогоров).
- Части, как мы видим, перепутаны. Работая в парах расположите их правильно. (Затем читают правильный вариант)
Составим план в парах (записываем в тетради)
План.
1). Несчастье.
2). Найденыш.
3). Забота о лебеде.
4). Птица на свободе.
- Анализ содержания восстановленного текста.
Определите тип текста (повествование)
Какова тема текста (раненый лебедь, спасенный лебедь)
Орфографическая работа:
В тексте есть слова с пропущенными буквами, необходимо их выписать и проверить
Теперь проверим, как вы запомнили текст. Нам необходим запоминать словарный материал.
– Кто поселился на озере? (Пара лебедей).
– Кто появился у лебедей? (Птенцы).
– Как мать заботилась о них? (Учила лететь, готовила к осеннему перелету).
– Какое несчастье случилось с одним из лебедят? (Браконьер повредил крыло).
– Какая опасность грозила раненой птице? (Раненый лебедь замерзал в камышах).
– Кто нашел лебедя? (Сережа Колмогоров).
– Куда он отнес птицу? (Домой).
– Кто ухаживал за найденышем? (Вся семья).
– Как жилось птице в доме? (Птица освоилась и брала корм из рук).
– Когда Колмогоровы отпустили лебедя на волю? (Осенью).
– Как повел себя лебедь на воле? (Расправил крылья и поднялся в небо).
Какими можно назвать действия браконьера?
- Проанализируем текст: найдите сложные предложения, отметьте их. Найдите многочлен. (когда предложения найдены, они появляются на доске)
Что такое многочлен? Какие виды связи могут быть в таком предложении. Достаем памятку. Выписываем предложение. Разбор письменный.
- Теперь попробуем пересказать.
Устное изложение текста по абзацам разными ребятами. Затем весь текст пробует пересказать кто-нибудь один
- Как вы думаете, какие проблемы поднимаются в тексте? (проблема безответственного отношения к природе, проблема милосердия)
- домашнее задание: у каждого из вас, наверно, была ситуация, когда вы выхаживали больного любимца. Напишите мини-сочинение «Как я заботился о питомце»
Живи, лебедь!
На озере п..селилась пара лебедей, у которых вскоре по..вилисьпт..нцы. Мать заботилась о них, учила летать, готовила к осе(н,нн)ему перелету. Но случилось несчастье: браконьер ранил одного из лебедят, повр..дил крыло. Осенью семья лебедей улетела на юг и оставила подранка.
Однажды осенью семья Колмогоровых отпустила лебедя на волю. Птица ра..правила крылья и поднялась в небо. Так добрые люди спасли лебедю жизнь, подарили ему свободу.
Уже л..док звенел под ногами, и первая пороша упала на землю. Раненый лебедь замерзал в камышах, где и нашел его Сережа Колмогоров; он завернул птицу в фуфайку и пр(е,и)нес ее домой.
Вся семья ухаживала за найденышем. Скоро больное крыло у него зажило, окрепло, и дикая птица освоилась в доме, она доверчиво по(т,д)ходила к людям и брала корм прямо из рук.
Живи, лебедь!
На озере п..селилась пара лебедей, у которых вскоре по..вилисьпт..нцы. Мать заботилась о них, учила летать, готовила к осе(н,нн)ему перелету. Но случилось несчастье: браконьер ранил одного из лебедят, повр..дил крыло. Осенью семья лебедей улетела на юг и оставила подранка.
Однажды осенью семья Колмогоровых отпустила лебедя на волю. Птица ра..правила крылья и поднялась в небо. Так добрые люди спасли лебедю жизнь, подарили ему свободу.
Уже л..док звенел под ногами, и первая пороша упала на землю. Раненый лебедь замерзал в камышах, где и нашел его Сережа Колмогоров; он завернул птицу в фуфайку и пр(е,и)нес ее домой.
Вся семья ухаживала за найденышем. Скоро больное крыло у него зажило, окрепло, и дикая птица освоилась в доме, она доверчиво по(т,д)ходила к людям и брала корм прямо из рук.
Живи, лебедь!
На озере п..селилась пара лебедей, у которых вскоре по..вилисьпт..нцы. Мать заботилась о них, учила летать, готовила к осе(н,нн)ему перелету. Но случилось несчастье: браконьер ранил одного из лебедят, повр..дил крыло. Осенью семья лебедей улетела на юг и оставила подранка.
Однажды осенью семья Колмогоровых отпустила лебедя на волю. Птица ра..правила крылья и поднялась в небо. Так добрые люди спасли лебедю жизнь, подарили ему свободу.
Уже л..док звенел под ногами, и первая пороша упала на землю. Раненый лебедь замерзал в камышах, где и нашел его Сережа Колмогоров; он завернул птицу в фуфайку и пр(е,и)нес ее домой.
Вся семья ухаживала за найденышем. Скоро больное крыло у него зажило, окрепло, и дикая птица освоилась в доме, она доверчиво по(т,д)ходила к людям и брала корм прямо из рук.
Живи, лебедь!
На озере п..селилась пара лебедей, у которых вскоре по..вилисьпт..нцы. Мать заботилась о них, учила летать, готовила к осе(н,нн)ему перелету. Но случилось несчастье: браконьер ранил одного из лебедят, повр..дил крыло. Осенью семья лебедей улетела на юг и оставила подранка.
Однажды осенью семья Колмогоровых отпустила лебедя на волю. Птица ра..правила крылья и поднялась в небо. Так добрые люди спасли лебедю жизнь, подарили ему свободу.
Уже л..док звенел под ногами, и первая пороша упала на землю. Раненый лебедь замерзал в камышах, где и нашел его Сережа Колмогоров; он завернул птицу в фуфайку и пр(е,и)нес ее домой.
Вся семья ухаживала за найденышем. Скоро больное крыло у него зажило, окрепло, и дикая птица освоилась в доме, она доверчиво по(т,д)ходила к людям и брала корм прямо из рук.
Живи, лебедь!
На озере п..селилась пара лебедей, у которых вскоре по..вилисьпт..нцы. Мать заботилась о них, учила летать, готовила к осе(н,нн)ему перелету. Но случилось несчастье: браконьер ранил одного из лебедят, повр..дил крыло. Осенью семья лебедей улетела на юг и оставила подранка.
Однажды осенью семья Колмогоровых отпустила лебедя на волю. Птица ра..правила крылья и поднялась в небо. Так добрые люди спасли лебедю жизнь, подарили ему свободу.
Уже л..док звенел под ногами, и первая пороша упала на землю. Раненый лебедь замерзал в камышах, где и нашел его Сережа Колмогоров; он завернул птицу в фуфайку и пр(е,и)нес ее домой.
Вся семья ухаживала за найденышем. Скоро больное крыло у него зажило, окрепло, и дикая птица освоилась в доме, она доверчиво по(т,д)ходила к людям и брала корм прямо из рук.