Звуки Н, Нь и буква Н
Сыропятова Светлана Викторовна
Образовательная область: Коммуникация
Раздел: Обучение грамоте
Тема: Звуки Н, Нь и буква Н
Цель: Знать звуки Н, Нь и буквы Н, н
Задачи: Развивать связанную речь, артикуляционный аппарат , мелкую моторику пальцев руки, память.
Учить различать звуки Н и Н, Проводить звуковой анализ слова.
Воспитывать у детей самостоятельность, умению работать, доводить начатое дело до конца.
Методы и приемы: указания, поощрения, объяснения, показ.
Оборудование: карточки с буквами (А, О, У, И, Э, Ы, Ю, Я,Е ,Ё), алфавит, карточки- изображение рыбок, бабочек, цветов- синего, зеленого и красных цветов, буква Н, зеркало.
Словарная работа: гласные, согласные буквы, звуки.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей в круг радости.
Дорогие мои ребята, мы сегодня с вами не одни, к нам пришли гости, посмотреть на вас, какие вы у меня взрослые и воспитанные, давайте пожелаем друг другу здоровья и доброго утра. Нашим гостям интересно, чем мы занимаемся и как проводим время вместе. Круг радости « Доброе утро».
Доброе утро, доброе утро, улыбнись скорей, будет веселей. Мы погладим лобик, носик и щечки, мы растем красивые, как в саду цветочки. Ушки мы свои потрем и здоровье сбережем, улыбнемся снова, будем все здоровы.
Начинаем наше занятие. Кто мне скажет, какое сейчас время года?
– правильно, осень .
А как осень звучит на казахском языке?
А какой сейчас месяц?
Назовите месяц ноябрь на казахском и английском языка?
А как вы думаете, какое у нас сейчас будет занятие?
Обучение грамоте.
Почему вы так решили?
Я приглашаю вас в сказочное путешествие. Слушайте внимательно.
Жили-были в городе звукински звуки-невидимки. Волшебник подарил гласным звукам красные платья, а согласным-синие и зеленые. Звуки образовывали слова. Слова объединялись в предложения. Все звуки жили дружно. И однажды звуки решили провести карнавал. И каждый звук сшил себе карнавальное платьице, надел его и превратился… в букву. Какие вы знаете буквы?
– гласные и согласные.
А чем они отличаются друг от друга?
Гласные буквы тянутся, поются, а согласные буквы проговариваются четко, быстро, их нельзя пропеть.
Мы с вами уже изучали гласные буквы, а сегодня мы познакомимся с новой буквой, согласной. Ну что, пойдем в гости к королеве Грамматики? Вы готовы? Будьте все внимательны, чтобы дойти до дворца, нужно пройти испытания и выполнить задание. А вот и карта по которой мы пойдем.
Первое задание: В речке плавают рыбки, посмотрите, рыбки с буквами разного цвета, нужно найти среди рыбок- гласные и согласные буквы.
– задание выполнено. Назовите гласные звуки?
-а, у, о, и, ы, э.
Второе задание: Посмотрите , какая красивая полянка, а на ней цветут цветы, а цветочки не простые они тоже с заданием. Нужно отгадать загадки:
1.Мы на них стоим и пляшем, ну, а если им прикажем, нас они бегом несут, подскажи, как их зовут. (ноги)
- Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (нос)
- Есть очень много рогачей, в зоопарке и в лесу. У всех рога на голове, у одного лишь на носу. (носорог).
- У кого днем один глаз, а ночью много? (небо).
- Пять ступенек – лесенка, на ступеньках- песенка (ноты)
6.Очень много силы в нем, ростом он почти, что с дом, у него огромный нос, будто-то нос лет тыщу рос (слон).
- Два колца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы). 8. В широкой синей шляпе. Коричневой рубашке, Врунишка, замарашка, Девочек обижал,
Молодцы, с заданием справились.
Третье задание: бабочки нам тоже приготовили задание:
Посмотрите, внимательно на картинки, отметьте, что на них изображено, какая буква, встречается во всех словах. Игра «Найди слова со звуком «Н»
Воспитатель объясняет детям, что нужно вспомнить слова со звуком «Н»
– правильно, буква Н.
Сегодня мы познакомимся с новой буквой, буквой Н и звуками «Н» и «Нь».В Солнечном городе проживал Незнайка. А какой первый звук в слове Незнайка?Звук –Нь.А в слове Ножницы?Звук – Н. Правильно. Правильно. Сегодня мы с вами будем сравнивать звуки Н и Нь.А теперь давайте подготовим наш язычок и губки для нашего занятия. Достаньте, пожалуйста, зеркала.Давайте сделаем гимнастику для губ. – Улыбается лягушка, губы тянем прямо к ушкам. Молодцы- Подражаю я слону, губки хоботком тяну.- А теперь чередуем хоботок и улыбку-А давайте теперь, давайте посмотрим в зеркало и произнесем звук Н. Молодцы. А что делают наши губки когда мы произносим звук Н? ( губки раскрыты). Правильно. – А что делает наш язычок? ( кончик языка упирается в верхние зубы)- Скажите, а при звуке Н горлышко дрожит? (да), а голос работает? (да) Правильно. Значит это звук какой? (Звонкий) А еще это звук какой? Гласный или согласный? (Согласный) Твердый или мягкий? Твердый, потому что спинка языка опущена. Какобозначается звук Н? ( синим квадратиком) Найдите пожалуйста этот квадратик и выложите на парту- А теперь посмотрите в зеркало и произнесите звук Нь. А что делают наши губки когда мы произносим звук Нь? ( губки раскрыты). Правильно. – А что делает наш язычок? ( кончик языка упирается в верхние зубы)- Скажите, а при звуке Нь горлышко дрожит? (да), а голос работает? (да) Правильно. Значит это звук какой? (Звонкий) А еще это звук какой? Гласный или согласный? (Согласный) Твердый или мягкий? Мягкий, потому что спинка языка поднята. Как обозначается звук Нь? ( зеленым квадратиком) Найдите пожалуйста этот квадратик и выложите на парту.Молодцы с заданием справились. А теперь давайте проведем с вами физ.минутку.
Физкульминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Звуковой анализ слова «Нос».
В слове нос три буквы.
Первая буква Н звук н твердый согласный, обозначаем синей фишкой.
Вторая буква О звук о- гласный- обозначаем красной фишкой.
Третья буква С звук с-твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой.
Игра «Найди лишнюю букву»
Воспитатель показывает карточки с гласными буквами и буквой «Н». Дети находят лишнюю букву. Почему буква «Н» лишняя?
Ответы детей. Буква «Н» согласная, а остальные гласные.
Ну вот мы и добрались до дворца королевы грамматики.
Игра – задание «Волшебный конструктор». Воспитатель просит детей выложить из частей конструктора букву «Н».Дорогие ребята, посмотрите внимательно, вас ждет сюрприз, к нам на занятие прилетели красивые снежинки, но они необыкновенные, посмотрите назовите, какое у вас настроение, выберите себе снежинку. А в слове снежинка есть буква, с которой мы сегодня познакомились? Для вас снежинки приготовили угощение, в названии угощения есть тоже есть буква «Н»
Итог занятия
Воспитатель: С каким звуком и буквой мы знакомились? Буква «Н» какая? (согласная, она может быть твердой, мягкой, звонкой.) С какими гласными дружит буква «Н» (А, О, Ы, У, Э). А с какими буквами дружит «НЬ» (Я, Ё, Е, Ю, И).
Ребята, мне очень понравилось как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.