Исследовательская работа по русскому языку “Тайна конфетного фантика”

Исследовательская работа на тему

 

 

«Тайна конфетного фантика»

 

 

 

 Выполнили: Абельдинев Даниял, Зелинский Диас

учащиеся 6 «Б» класса

Научный руководитель: Адрахова Кымбат Умырзаковна,                                                                                                   учитель русского языка и литературы

 Талшыкской средней школы

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                          3

1.Понятие «фантик».  История возникновения фантика                                 4

2.  Просветительная, воспитательная  и  развивающая роль фантика              5

3.  Русский язык на обертках конфет                                                                 6

Заключение                                                                                                          11

Список литературы                                                                                            12

Приложение                                                                                                       13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Любите ли вы конфеты? Любите ли вы конфеты так, как люблю их я? Настолько, чтобы захотелось заглянуть в историю фантика, открыть все его тайны: когда появился, как и почему менялся с течением времени, как рождались названия конфет. Я заглянул в сети: оказалось, фантики – это так интересно!  

Таким образом, объект моего исследования – фантики от конфет.

Предмет исследования: история происхождения, особенности названий и оформления.

 Цель: Раскрыть тайны конфетного фантика

 Задачи:

1.Узнать историю происхождения фантика;

2.Как и почему менялось оформление конфетной обёртки с течением времени;

3.Проанализировать названия конфет с позиции русского языка (лексическое значение и орфография);

Актуальность: 

Я считаю, что эта тема актуальна. Так как конфеты очень популярны и среди детей, и среди взрослых, значит, каждый из нас довольно часто имеет дело с конфетным фантиком. Интересно  знать его историю, с пользой для себя и других применять эти знания.

1.Понятие «фантик».  История возникновения фантика.

Почему обертку от конфеты называют фантиком, а не оберткой или завёрткой? Откуда это слово взялось? Слово фантик появилось из – за игры в фанты, в которой игроки давали некий предмет, и владельцу этого предмета нужно было исполнить то, что загадает главный игрок. Ну а обертка от конфеты была самым популярным “фантом”, так и пошло-пошло.

Какие были первые фантики? Оказывается, фантики существуют всего около полутора сотен лет. А первой оберт­кой для конфет стала парафини­рованная

 

 

бумага, придуманная в 1872 году знаменитым американ­ским изобретателем электрической лампочки Томасом Эдисоном. Производители конфет уже тогда поняли, что яркая упаковка привлекает покупателей к их продукции.

В середине XIX века в Петербурге уже была открыта первая фабрика по производству конфет. Владельцем ее был знаменитый Ландрин.

В начале ХХ века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпансье с различными вкусами, помадка и тянучки, зефир, пастила…

На фантиках красовались изящные дореволюционные барышни, а названия были почти всегда связаны с женским полом: «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи».

Фантики для конфет и шоколадных плиток были очень красочными и рисовались как театральные афиши. Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Существовали обертки «образовательные» – с таблицей умножения или азбукой, и развлекательные – с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями.

В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет – как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Красота фантика зависит от художника, создавшего эскиз. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. 

 

 

 

2 Просветительная, воспитательная  и развивающая роль фантика.

 Одним из основных предназначений фантика стала просветительная задача, причем,  не только для детей, но и для взрослых. Практически все важные события в жизни страны отражались именно на шоколадных обертках. На дореволюционном фантике можно было найти все что угодно: не только «подхваченные» последующими эпохами изображения играющих детей, животных и сказочных героев, но и, например, полную галерею портретов царей и цариц Российской империи.

Или изображения солдат всех родов войск в парадной форме. Товарищество «Эйнем» выпускает этнографическую шоколадную коллекцию с портретами индейцев, эскимосов и аборигенов Австралии и серию «Клады земли и моря» с сюжетами про ловлю трепангов или добычу морских губок.

     Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию. Существовали развлекательные обвертки – с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями и «образовательные» – с таблицей умножения или азбукой. А значит, владельцы кондитерских фабрик наделили фантик еще одной функцией – образовательной и развивающей. Например, серия конфет

 

«Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике.

3. Русский язык на обертках конфет

Нам захотелось выяснить, выполняет ли современный фантик те задачи, которые выполнял раньше. В основном мы с Даниялом обращали внимание на казахстанские конфеты таких кондитерских фабрик, как «Рахат» и «Баян -сулу». Фабрика «Рахат» основана в 1942 году в городе Караганде, а «Баян сулу» находится в Кустанае. Эта фабрика была введена в эксплуатацию в декабре 1974 году.  Рассмотрев наименования данных кондитерских изделий, мы обратили внимание на их названия и поняли, что они отличаются своей оригинальностью. Прочитав название конфеты, сразу можно понять в какой стране были выпущены эти кондитерские изделия, таким образом, наши кондитеры развивают чувство патриотизма, как у детей, так и  у взрослых. Не зря Глава государства в своей программной статье«eq Болаша неоднократноққа бағдар: рухани eq  года жаңғыру вопросе» отметил, что: «Самый eq  военный лучший пример патриотизма –

 любовь к своему языку.                                                                                                                                             

                                  

 

 

В названиях многих из них встречаются правила, которые мы изучаем в школе. Значит, фантику можно вернуть его образовательную роль новым

способом. Для своего исследования мы использовали 160 различных наименований конфет (Приложение 1), которые распределили следующим образом: на фантиках встретились 69 имён существительных, 27 имён прилагательных, 64 словосочетания. Глаголы и наречия среди рассмотренных нами конфет не  встретились. Возможно потому, что оформители фантиков стремятся к яркости и образности, а эту функцию выполняют имена существительные и имена прилагательные.

Все рассмотренные нами наименования конфет (фантики) можно классифицировать по следующим признакам:

1.по структуре (составу),

2.по лексическому значению и морфологическим признакам

3.по способам образования  и синтаксической функции.

По структуре

Мы обратили внимание, что названия конфетных фантиков состоят из одного и более слов.

Состоят из одного слова     

Состоят из двух и более слов

92 наименования                                            

68 наименования

       Названия конфет, которые состоят из двух слов, можно использовать при изучении раздела «Синтаксис» темы «Словосочетание». А  насколько интереснее списывать словосочетание с обертки только, что съеденной конфеты! Золотая резеда, Гусиные лапки, Премьера артиста, Золотой телёнок,  Молодёжные истории, Байкальская загадка. Такие словосочетания интересны всем, особенно сладкоежкам.         По строению и значению эти словосочетания  называются подчинительными, а есть ещё и сочинительные, например, Апельсинка и лимонка, Маша и медведь. Таких словосочетаний на наших обертках только два.

         По фантикам увлекательнее изучать и лексику. Среди рассмотренных нами названий конфет  были найдены слова,  значений которых мы не знали:

 

Эклерпирожное из заварного теста, начиненное кремом.

Ассорти – специально составленный набор, смесь чего-либо однородного, схожего. 

Премьера – первое представление спектакля, фильма, а также первое исполнение музыкального, эстрадного и т.п. произведения.

Загорье –  местность, расположенная за горой, за горами.

Каптель – 1) верхняя часть колонны или пилястра, служащая непосредственно переходом к покрытию (в архитектуре). 2) шрифт, буквы, которого имеют начертание прописных, а размеры – строчных (в полиграфии). Серенада – 1) В Западной Европе (первонач. средневековой): приветственная песня под

аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, преимущ. в честь возлюбленной. 2. Род лирического музыкального произведения….

Велюр –  1) Драп или фетр с коротким, очень густым и мягким ворсом. 2) Кожа особого дубления, отделанная под бархат; хромовая замша.

По  лексическому значению

Имя существительное                                       

Имя прилагательное

 

Масленица – праздник 

Загорье – населённый пункт                           

Алёнка – женское имя 

Халва – восточная сладость

Ромашка  – цветок      

Француженка  – женщина французской национальности, живет во Франции

Снежок   – мелкий снег                        

Мятная – вкус мяты

Апельсиновая – вкус апельсина Ореховые – вкус ореха

Сливочные – вкус сливок

Ореховые –  вкус ореха, в состав входит орех

 

 

 

         Изучая фантики,   мы обратили внимание на морфологические признаки имен существительных и прилагательных. Чаще всего используются имена существительные единственного числа в начальной форме: «Маска», «Ромашка»,  «Южанка», «Барбарис», «Форум», наиболее распространены 

 

мужской и женский род. Средний род либо представлен в единичных экземплярах, либо отсутствует вообще. В русских наименованиях средний род мы видим только в заимствованных словах «Сафари», «Манго»  или в названиях отвлеченных понятий: «Изобилие», «Вдохновение.

По морфологическим признакам мы разделили названия фантиков на следующие группы:

Название, указывающее на географическую принадлежность

Загорье, Африкушки, Бухта песчаная, Ласточкина Ангара

Название, в которых встречаются

 

имена и клички животных

Алёнка, Вивьен, Коровка, Лёвушка, Умка,

Пчёлка, Рачки, Котя, Король лев, Нерпёнок,

Золотой телёнок, Буревестник, Весёлые гуси

Название, указывающее на национальность

Китаянка, Француженка

Название, указывающее на место проживания

Южанка, Марсианка

Название, указывающее на растения

Вишня, Цветень, Ромашка, Золотая лилия, Золотая резеда

По  способам образования

         Созданные основными способами словообразования названия конфет являются оригинальной находкой на уроке русского языка.  Например, при изучении темы «Словообразование  имен существительных» можно использовать следующие фантики.

Приставочно-суффиксальный

Суффиксальный      

    Сложение основ                               

 

Наслаждение

Загорье

      

 

Снеж-ОК- 

Коров –К-а

Лев-УШК-а

Орех ОВ-ая

Нерп-ЁНОК- 

Лед-ОК-

Лимон-ЧИК-и

Француж-ЕНК-а

Рач-К-и                        –                        

Самоцветы

Буревестник

«Словообразование имен прилагательных» вот такие:

Приставочно-суффиксальный

Суффиксальный      

    Сложение основ                               

 

      

 

Орех – ОВые  

Север-н-ые

Флот-СК –ая

Крестьян-СК-ая

Халвичная                                         

 

  Таким образом,  в названиях конфет самым распространенным является суффиксальный способ словообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 На данном этапе работы мы можем  сделать следующие вывод, что все изученные нами названия конфет – это части речи, которые мы уже изучили и продолжаем изучать на уроках русского языка. Поскольку имя существительное – это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно оно встречается в названиях конфет.       С точки зрения лексического значения фантики могут дать интересный материал для составления разных заданий по русскому языку.

  Многие названия конфет могут стать полезными при изучении различных тем русского языка. В ходе работы мы составили карточки, которые можно использовать на уроках русского языка в 3-5 классах.

    Результаты исследования:

– составлен список названий фантиков (160 названий конфет);

– изучены и классифицированы названия конфет: 38 существительных, 32 словосочетания, 7 прилагательных;

– составлена таблица по результатам классификации;

– составлены карточки по темам: «Лексика», «Синтаксис», Морфология», «Словообразование».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева,Л.Д.Чеснокова.- М.: Дрофа,2012.

2.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – Спб., 1863-1866.

3.Ефремова Т.Ф. Современный  толковый  словарь русского языка.М.: Дрофа, Русский язык, 2000.

4.ОжеговС.И.и Шведова Н.Ю. Толковыйсловарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1999.

Ресурсы Интернета:

1.                http://www.66.ru/news/freetime/122927/ Сайт музея этикетки (Выставка, посвященная истории упаковки и роли женщины в рекламе)

2.                http://pochemuha.ru/istoriya-fantika   История фантика и конфет

3.                http://humus.livejournal.com/1927164.html Обертки конфет дореволюционного  периода

4.                http://www.savok.org/produkty/1099-sovetskie-konfety.html Обертки советского периода

5.                http://allday.ru/index.php?newsid=407533 Обертки советского периода

6.                http://www.uniconf.ru/ru/catalog/ Обертки современного этапа развития государства

7.                http://kvartaplast.ru/st/142-fant.html Современное производство конфет

8.                Надеждин Н. Я. Человек изобретающий.М.: Майор,2010.-192с.Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование конфет

Имя существительное

Имя прилагательное

Словосочетание

Корсика

Молочная

Шоколадная ночь

Кислинка

Халвичная

Нежная сказка

Велюр

Сливочные

Райский фазан

Ледок

Мятная                                                  

Храбрый Аладин

Удивление

Театральная                                         

Ананасная долина

Десерт

Апельсиновая                                       

Топленое молоко

Причал

Ореховые                                                              

Шоколадная ириска

Унисон

Желейные

Французский десерт

Метелица

Грильяжные

Багдадская ночь

Капитель

Арахисовое

Морская звезда

Жаклин

Столичные

Весёлые гуси

Ариадна

Ананасные

Премьера артиста

Папа Карло

Мандариновые

Апельсинки и лимонки

Карабас Барабас

Изумрудные

Букет любви

Халва

Бабаевские

Звездный метеорит

Курьез

Желейные

Гусиные лапки

Алжан

Морские

Солнечное настроение

Малина

Радужный

Золотой ключик

Африкушки

Царские

Дарёнка дивная

Дюшес

Крестьянская

Золотой Степ

Снежок

Полярная

Ананасовый аромат

Король лев

Флотская

Ореховая роща

Молоко

Кедровые

Хрустящее чудо

Абрикос

Мажорные

Итальянские тайны

Барбарис

Овсяные

Птичья сласть

Алёнка

Ореховые

Орешки в шоколаде

Серенада

Северные

Вкус лета

Загадка

 

Бухта песчаная

Детям

 

Ласточкина Ангара

Лёвушка

 

Байкальская загадка

Котя

 

Английский стиль

Мечта

 

Золотая лилия

Загорье

 

Молочное трио

Рачки

 

Звёздный бриз

Масленица

 

Нежная сказка

Умка

 

Фруктовый сад

Пилот

 

Золотой телёнок

Маска

 

Вечерние берега

Малютка

 

Золотая резеда

Марсианка

 

Хрустящее лакомство

Снежок

 

Молодёжные истории

Эклер

 

Мюсли с витаминами

Пчёлка

 

Клубника со сливками

Ромашка

 

Сочная долька

Буревестник

 

В стране Лилипутов

Самоцветы

 

Мишка косолапый

Премьера

 

Бешенная пчелка

Лукоморье

 

Парящая чайка

Соната

 

Красный октябрь

Китаянка

 

Кот в сапогах

Сказка

 

Золотой ключик

Вишня

 

Оранжевое небо

Южанка

 

Царская награда

Вивьен

 

Семь желаний

Француженка

 

Сладкий остров

Ассорти

 

Дары солнца

Ксюша

 

Птичье молоко

Лимончики

 

Звездная ночь

Кара-Кум

 

Русское поле

Барокко

 

Сказки Пушкина

Наслаждение

 

Красная шапочка

Весна

 

Снежная вершина

Василек

 

Любимая птичка

Коровка

 

Маленькое чудо

Ласточка                       

 

 

Куколка

 

 

Грильяж

 

 

Резеда

 

 

Рузанна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КГУ «Талшыкская средняя школа»

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа на тему:

«Тайна конфетного фантика»

 

Направление: русский язык и литература

 

 

Исполнители: Абельдинев Даниял, Зелинский Диас,

учащиеся 6 «Б» класса

Талшыкской средней школы

Акжарского района

Северо- Казахстанской области

Руководитель работы:

 Адрахова Кымбат Умырзаковна

учитель русского языка и литературы

Талшыкской средней школы

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 год

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *