«Загадочные ситуации» на уроках английского языка как средство развития навыков неподготовленной речи. (из опыта работы)

Володина Светлана Михайловна

Учитель английского языка ОСШГ № 2, г. Актобе

Проблема создания на уроке условий, приближенных к реальному общению, остается одной из центральных в методике обучения устной речи. Важнейшей стороной реальной коммуникации является речевая ситуация – такие условия и обстоятельства, которые, являясь личностно-значимыми для говорящего, побуждают его к речевой деятельности, определяют программу, содержание и языковое оформление высказываний. В  учебных  условиях  эти  функции  призваны  выполнять  учебно-речевые  ситуации, называемые  «естественными». Строго говоря, подлинно  естественными  ситуациями  были  бы  речевые  контакты  с  носителями  иностранного  языка, но  они  маловероятны  на  уроке. «Естественными»  называют  также  ситуации, которые  возникают  в  ходе  учебного  процесса, «обслуживают»  его. Но  количество  и  содержание  таких  ситуации  очень  ограниченно. Поэтому, видимо, критерием  естественности  учебно-речевых  ситуаций  следует  считать  их  способность  создавать  естественную  коммуникативную  мотивацию, т.е. вызывать  у  учащихся  реальную  потребность  в  осуществлении  иноязычной  речевой  деятельности.

Сущностью  речевой  деятельности   является  активный  и  целенаправленный  процесс  порождения  и  приема  некоторого  смыслового  содержания. Поэтому  психологи  и  методисты  связывают  создание  естественных  речевых  ситуаций  с  привнесением  в  учебную  обстановку  содержания, которое  с  ней  как  таковой  не  связано, но  отвечает  системе  потребностей  обучаемых  и  способно  побудить  их  к  естественной  речевой  активности. Для  придания  этой  активности  коммуникативно-познавательного  характера  предлагаются  различные  способы  создания  проблемных  ситуаций.

Мы  хотим  предложить  способ  стимулирования  естественного  иноязычного  общения  в  группе  с  помощью  специально  подобранных  текстов  проблемного  характера. Их  можно  охарактеризовать  как  «тексты  с  неразвернутой  ситуацией»  или  «тексты  с  опущенными  смысловыми  звеньями». Это  логические  задачи, построенные  в  виде  «загадочных»  ситуаций. В  их  основе  лежат  факты  и  события  повседневной  жизни, на  первый  взгляд  вполне  правдоподобные,  но  содержащие  элемент  необычности, недосказанности. Разгадка  этих  ситуаций  требует  нестандартного  подхода, оригинальных  решений  (что  не  связано  ни  с  какими  специальными,  например,  математическими, знаниями  или  способностями). Процесс  творческого  мышления  захватывает  учащихся,  превращается  в  увлекательную  игру, а  желание  высказать  свою  версию  создает  естественную  речевую  ситуацию.

Задача  учителя  иностранного  языка – обеспечение  активной  деятельности  каждого  ученика  в  течение  всего  урока, максимальное  увеличение    времени  говорения  каждого  школьника.

Реализовать  эту  задачу  позволяет  групповая  форма  работы. Она  способствует  также  формированию  навыков  и  умений  самостоятельной  работы  учащихся  в  овладении  иностранным  языком.

Групповая  форма  работы  используется  при  обучении  школьников  устной  речи  и  чтению. В  каждом  классе  созданы  3-4  постоянные  группы,  в  состав  которых  меняется  время  от  времени. В  каждой  группе  имеется  консультант  из  числа  хорошо  успевающих  учеников, который  помогает  руководить  учебной  деятельностью  своей  группы. Включение  в  каждую  группу  ребят  с  хорошими  знаниями  позволяет  слабому  ученику  получит  помощь,  которая  может  понадобиться  ему  при  выполнении  поставленной  задачи. Каждая  группа  получает  задание, на  которое  отводится  определенное  время.

Так, на  уроке  в  8-классе  при  развитии  и  умений  монологической   речи  перед  группами  ставлю  такие  речевые  задачи.

 

Представьте,  что  вы  обсуждаете  план  будущего  путешествия. Каждый  из  вас  предлагает  свой  способ  путешествия. Пользуясь  данными  вам  опорами, докажите,  что  путешествовать   пешком  очень  интересно.  

 

Членам   группы  раздаю  опорные  слова  и  выражения:

Hiking, interesting  places, useful, monuments  and  memorials, is  good  for  smb’s  health, learn  many  things.

 

   Представьте, что  в  вашей  группе  собрались  люди, у  которых  различные  мнения  о  способах  путешествия. Вам  больше  нравится  путешествовать  поездом. Пользуясь  данными  опорами,  убедите  своих  друзей  в  преимуществах  путешествия  данным  видом  транспорта.

 

Опорные  слова  и  выражения: rather  quick, dining-cars, not  so  dear, look  out  of  the  window, comfortable, pleasant, sit, read, sleep, meet  many  interesting  people.

 

Подобные  задания  получают и  остальные  группы. Им  нужно  убедить  друзей  в  том,  что  путешествие  каким-либо  другим  видом  транспорта  наиболее  интересно.

Группы  обсуждают,  как  лучше  выполнить  полученное  задание.

В  качестве  опоры  использую  не  только  слова  и  выражения, но  и  картинки. Так,  при  работе  над  темой  «Путешествие»  группам  были  розданы картинки,  на  которых  изображены  лес, поляна, река, палатка, посуда, сухие  ветки  для  костра.  Дана  ситуация: Вы  в  походе. Вам  необходимо  устроить  привал, чтобы  отдохнуть  и  приготовить  еду. У  каждого  из  вас  в  рюкзаке предметы  определенного  назначения. Что  каждый  из  вас  скажет  в  такой  ситуации? Используйте  слова  и  выражения,  придающие  вашей  речи  эмоциональную  окраску.

Ребята  соревнуются,  стараясь  придумать  лучший  вариант  высказывания. Например:

  • Oh! Look over there! What a nice place for us to rest! And there is a river near the forest.
  • Yes, I see. It is very beautiful indeed! I shall put up our tent on that hill.
  • Girls, who shall I give all our food to? It is in my sport bag.
  • To me, of course. Usually it’s my duty to make dinner. But who has the things for making a fire? I have only food in my bag. You, Igor?
  • I shall have a look. Yes, here they are. Sveta, let me help you to make the fire. It’s difficult for girls.

Эффективная  групповая  форма  работы  и   при обучении  диалогической  речи. Например, при  работе  над  темой  «Мой  дом»  ребятам  дается  такая  установка: Представьте, что  один  из  ваших  друзей  получил  новую  квартиру  (или  новый  дом). Вам  интересно  побольше  узнать  о  квартире  (или  доме). (На  карточках  даны  отдельные  фразы, из  которых  нужно  составить  связный  разговор.)

 

My house is in Assau-Barak  Street.

Do you have a garden in front of your house?

How many rooms are there?

 

Do you have a house or a flat?

It’s large.

No, we haven’t. The garden is behind the house.

 

Where is your house?

I have a house.

It’s green.

 

There are three rooms and a kitchen.

What colour is it?

There are fruit-trees and flowers.

 

Is your house large or small?

What is there in your garden?

 

В  результате  групповой  работы  учащиеся  составляют  диалог, который  и  воспроизводят  вслух. Поскольку  остальные  группы  получили  такое  же  задание, в  то  время  его  проверки  они  могут  проследить,  правильно  ли  выполнено  задание, и  в  случае  необходимости  внести  поправки.

 

  • Do have a house or a flat?
  • I have a house.
  • Where is your house?
  • My house is in Assau-Barak
  • What colour is it?
  • It is green.
  • Is your house large or small?
  • It is large.
  • How many rooms are there?
  • There are three rooms and a kitchen.
  • Do you have a garden in front of your house?
  • No, we haven’t. The garden is behind the house.
  • What is there in your garden?
  • There are fruit-trees and flowers.

 

Групповую форму работы можно применять и при проверке домашнего задания. Например, группе дается задание составить план прочитанного текста. Ребята распределяют задание между всеми  членами группы: делят текст на абзацы. Каждый ученик еще раз перечитывает свой абзац, определяет главную мысль, заключенную в нем, и вносит ее в общий план в виде пункта. План записывается в общую тетрадь, прочитывается вслух и обсуждается.   Затем по составленному группой плану учащиеся пересказывают текст целиком.

Я часто применяю ролевую игру на уроках. При этом также использую групповую форму работы. Так, при закреплении темы «Магазин» ребятам предлагается разыграть ситуацию покупки или обмена вещи в одном из отделов супермаркета. Организация коллективной работы на уроке дает хороший эффект, так как общение осуществляется более непринужденно. Кроме того, учителю в этих условиях легче проверить правильность языкового оформления высказываний.

Коллективную форму работы я применяю и при выполнении различных упражнений в учебнике.

Работа группами практикуется и при выполнении домашних заданий.

В сочетании с другими формами работ коллективная форма учебной деятельности очень эффективна в обучении английскому языку: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность ориентироваться  в создавшейся ситуации. Постепенно исчезает боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость. А главное- коллективная работа учит школьников самостоятельности.

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *