Развитие речевой активности детей в поликультурном языковом пространствев процессе интегрированного сотрудничествапедагогов, специалистов ДОО и семьи
Деньгина Ольга Валерьевна
Дошкольное обучение и воспитание – это первый уровень системы непрерывного образования в РеспубликеКазахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Самой важной и значимой ступенью в системе дошкольного образования становится учебная деятельность ребенка. Развитие интереса к изучению языков, открытие для детей некоторых его тайн и загадок осуществляю посредством живого и постоянного общения с детьми на трех языках.
Язык, являясь средством общения, формирует ребенка как личность. Именно через язык ребенок познает национальные достояния, богатства, унаследованные от предков. Формирование личности ребенка, воспитание у него гражданского патриотизма – сложный педагогический процесс. В свою очередь возникновение гражданского патриотизма с раннего детства – важный фактор усвоения детьми таких ценностей, как любовь к Родине, родному краю, языку. Изучая язык, ребенок не только просто узнает слова, как они звучат и что они означают, а познает культуру, обычаи, традиции, знакомится с устным народным творчеством, национальными играми, тем самым у детей формируется чувство любви к Родине, гражданский патриотизм, гордость за свой народ и язык.
Главной задачей является целенаправленное продуктивное обучение детей языку в духе гражданского патриотизма уже с дошкольного возраста.
В дошкольных организациях Казахстана осуществляется систематическое обучение детей русскому языку со второй младшей группы (3-4 года) детского сада. Цель — формирование готовности к изучению русского языка, стремления к общению со взрослыми. Задачи, которые ставит педагог на этом возрастном этапе, — учить детей воспринимать и понимать названия игрушек, предметов быта, некоторых животных; учить понимать вопрос: «Это что?», учить отвечать на вопрос в виде короткого предложения.
Знание родного и государственных языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира. Знание иностранных языков – необходимость современного мира. Понимая, что английский язык – язык международного общения, все больше родителей стремятся вложить в уста своего ребенка иностранную речь с первых лет жизни.
ВКГКП детский сад «Балбөбек»полиязычное и поликультурное развитие детей вреализуется:
- В организованной учебной деятельности: казахский язык, английский язык, русский язык.
- Использование пословиц, поговорок, загадок, дидактических игр не только на специализированных занятиях, но и в организации жизни и воспитания; на музыкальных занятиях в театрализованной деятельности.
- Создание социально-насыщенной языковой среды.
- Использование инновационных технологий развивающие ключевые компетенции.
- Привлечение к сотрудничеству родителей с целью изучения языков.
Формы организации деятельности:
- речевые и фонетические разминки;
- стихотворные примеры, рифмовки;
- игры, ролевые игры, театрализованные игры, инсценировки;
- рисование,
- конструирование,
- лепка.
Для реализации полиязычия необходимы условия:
- создание потребности у дошкольных специалистов и возможности для использования казахского языка, русского, английского языка;
- теоретическая и практическая подготовка педагогов по проблеме полиязычного развития детей;
- оснащение материально-дидактической среды;
- выявление эффективных технологий в приобщении детей к изучению языка;
- осознание, языковых явлений;
- формирование чувства второго языка;
- совместная работа ДО, семьи и школы по обучению полиязычию.
Для создания коммуникативной обстановки на занятиях важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка. Важно, прежде всего, оценивать успехи ребёнка, а не недоработки. Даже самая маленькая победа должна быть оценена. Дети усваивают казахский, английский и русский язык, они активны на занятиях, при этом происходит смена деятельности другой, что вызывает интерес к языковому материалу у детей.
Раннее обучение детей дошкольного возраста, а именно детей с 3 – 5 лет, является правомерным, т.к. возможность успешного овладения языками позволяет сохранить положительную мотивацию их обучения в дальнейшем. Именно на раннем этапе обучения закладывается интерес к иноязычному общению, а языковая база, приобретённая в дошкольном возрасте, впоследствии помогает преодолеть страх к освоению иностранной речи,возникающейу некоторых школьников.
Основной целью введения триединства языков в образовательный процесс является формирование коммуникативной культуры воспитанников на основе интегрированного изучения казахского, русского и английского языка.
Родители также принимают активное участие в раскрытии компетентностей не только детей, но и своих в частности. Увлекательное формы работы дают возможность раскрытия не только языковых, но и творческих способностей, что ярко выражается при оформлении языковых портфолио, участии в проектной деятельности, изготовлении костюмов для театрализаций. Основные задачи работы с родителями:
- Создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки и взаимопонимания в проблемах в проблемах семьи и детского сада.
- Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, объединяя усилия для успешного изучения языков.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Познание и изучение двух языков в дошкольном возрасте нелегкий путь но благодаря труду педагогов и усилиям родителей, его можно сделать доступным, познавательным и увлекательным.
Владение казахским, русским и иностранным языками становится в современном обществе, неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человека. Все это в целом вызывает потребность в большом количестве граждан, практически и профессионально владеющих несколькими языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в профессиональном отношении положение. Грамотное и правильное внедрение трехъязычия даст возможность выпускникам наших детских садов быть коммуникативно-адаптированными в любой среде. Познание и изучение двух языков в дошкольном возрасте нелегкий путь, но благодаря труду педагогов и усилиям родителей, его можно сделать доступным, познавательным и увлекательным.
Литература:
1.Государственная программа развития образования в РК до 2010 г. от 11.10.2004 г. № 1459 – Алматы: Юрист, 2007.
2.Закон РК «Об образовании» от 07.06.1999 № 389 – Алматы: Юрист, 2007.
3.Конституция Республики Казахстан.
4.Комплексная программа воспитания в организациях образования РК на 2006- 2011 гг. – Алматы: Юрист, 2