Органы дыхания человека
Дрокова Татьяна Александровна
Тема: Органы дыхания человека.
Цели: раскрыть значение дыхания для человека и познакомить с органами дыхания.
Задачи:
Познакомить с особенностями строения органов дыхания в связи с их выполняемыми функциями.
Активизировать учебно –познавательную деятельность работы через постановку учебных опытов.
Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью.
Оборудование: учебник для 8 класса, маленькие листочки (2/4) для опыта, тесты, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
- Организационный момент
- Повторение ранее изученного материала
Мы с вами закончили изучение темы « Кровеносная система». Давайте вспомним и поговорим о ней.
٭ Где расположено сердце у человека
٭ Скольки камерное сердце у человека
٭ Назовите и подпишите что показано на следующем слайде (внутреннее строение, а стрелками показаны 2-х створчатые клапаны и 3-х створчатые клапаны и сухожильные нити)
٭ Что называют кровообращением. Назовите виды кровеносных сосудов
٭ Какие кровеносные сосуды называются артериями
٭ Дайте характеристику венам
Блиц- опрос. Правильны ли утверждения ( если нет дать правильный ответ)
1.Артериальное давление это давление крови на стенки сосудов при работе сердца?
2.У человека артериальное давление измеряется гигрометром?
3.Гипертония это пониженное артериальное давление?
4.Пульс – ритмическое колебание стенок артерий, возникающих при каждом сокращении сердца?
5.У человека 3 круга кровообращения?
6.Гормон ацетилхолил ослабляет сердечную деятельность?
7.Автоматизм сердца это способность сердца сокращаться под действием импульсов, возникающих в сердце
8.Сердечный цикл- это промежуток между сокращением желудочков?
9.В работе сердца три фазы?
Тесты.( отвечают 3-4 ученика)
1.Какие клапаны расположены на границе между каждым предсердием и желудочком:
а) створчатые; б) полулунные.
- Как называются сосуды, приносящие кровь в сердце:
а) артерии; б) вены.
- Сколько времени приходится на фазу общего расслабления сердца:
а) 0,1 с; б) 0,3 с; в) 0,4 с; г) 0,8 с.
- Как называются крупные сосуды:
а) артерии; б) вены; в) капилляры.
5.Что течет по легочным артериям?
а) артериальная кровь б) венозная кровь в) лимфа г) тканевая жидкость
6.Система органов кровообращения состоит из
а) сердца и околосердечной мышцы б) сердца и кровеносных сосудов
в) артерий вен и капилляров г) сердца и легких
7.Где начинается малый круг кровообращения
а) в правом желудочке б) в левом желудочке
в) в правом предсердии г) в артериях
8.В артериальных сосудах кровь
а) течет от органов и тканей к сердцу б) течет от сердца к органам и тканям
9.Внешняя стенка сердца – это
а) Эпикард б) Миокард в) Эндокард
- Эритроциты образуются:
а) в сердце б) в головном мозге в) в красном костном мозге
3.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся
Мы с вами закончили изучение темы «Кровеносная система». Говоря о ней мы постоянно упоминали о связи кровеносной системы с еще одной важной системой нашего организма.
– Какой? (-Дыхательной. Дыхательная система это и есть тема нашего сегодняшнего урока) (слайд 8)
– Как они взаимосвязаны между собой? (Кровеносная система переносит питательные вещества, витамины, гормоны, а самое главное- кислород, в результата окисления гемоглобина и выделения энергии).
- Изучение нового материала.
Откройте, пожалуйста, тетради для предстоящей работы.
Зарисуйте таблицу, и в процессе изучения темы вам предстоит ее заполнить.
Строение и функции органов дыхания
Название органа | Особенности строения | Функции |
Пока вы перечерчиваете таблицу я вам расскажу об интересных фактах о дыхании.
Задумывались ли Вы над тем как дышите? А по этому поводу есть много интересных фактов.
- Легкие имеют поверхность примерно в 100 квадратных метров;
- Вместимость воздуха при вдохе у правого легкого больше, чем у левого;
- Ежедневно взрослый человек вдыхает 23 000 раз, и столько же раз выдыхает;
- Соотношение продолжительности вдоха к выдоху при обычном дыхании составляет 4:5, а во время игры на духовом музыкальном инструменте – 1:20;
- Максимальная задержка дыхания 7 минут 1 секунда. Обычный человек за это время должен более сотни раз вдохнуть и выдохнуть;
- Представьте себе, что невозможно чихать с открытыми глазами;
- В среднем человек делает 1000 вдохов за час, 26000 за сутки, а за год 9 миллионов. В течение всей жизни женщина вдыхает 746 миллионов раз, а мужчина – 670.
- В носовой полости за 5 минут погибает до 90% всех микробов.
- Мерцательный эпителий носовой полости выносит до 30 гр. пыли.
? Почему человек может прожить без еды несколько недель, без воды несколько дней, а без воздуха не может прожить и пяти минут?
(Отвечая на вопрос , учащиеся приходят к выводу, что питательные вещества и вода в организме человека могут запасаться, а кислород- нет, т.к. ограничен объем легких. Он должен постоянно поступать в процессе дыхания)
Опыт.
Закроим один носовой проход, а к другому поднесем маленький листочек. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.
Вывод. При дыхании воздух проходит через наружные ноздри в носовую полость.
(фильм о дыхании)
? –Как вы понимаете, что такое дыхание, а что такое органы дыхания.
(ученики высказывают свое мнение) После высказывания делается вывод.
Вывод: дыхание это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода и удаление углекислого газа.
Органы дыхания это специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой
? –Как называются несколько органов, выполняющие одинаковые функции. (дыхательная система)
Дыхательная система включает дыхательные или воздухоносные пути, и к ним относится: полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи и легкие в которых расположены альвеолы.
Дыхательные пути:
Верхние | Нижние- воздухоносные |
Полость носа | Гортань |
Носоглотка | Трахеи |
Бронхи | |
Легкие –где происходит газообмен |
Органы дыхания выполняют ряд важных функций для нормальной жизнедеятельности организма
Задание: найдите в параграфе функции органов дыхания и озвучьте их.( ученики находят функции органов дыхания и зачитывают их)
Первый орган, принимающий воздух- это нос. Подобно глазам, ресницам, губам- нос украшение лица. Представьте себе человека без носа – это просто лицо с двумя дырочками. Н.В.Гоголь писал: «Без носа человек- черт знает что- птица не птица, гражданин не гражданин- просто возьми и вышвырни его за окошко»
Видеоролик «Носовая полость»
И так носовая полость делится костно- хрящевой перегородкой на две части. В каждой половине расположены извилистые ходы. Их стенки выстланы слизистой оболочкой с ресничками. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяется до 0,5 литра слизи.
Функция слизистой оболочки- увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки, микроорганизмы. Слизь содержит вещества убивающие микробы. Под слизистой оболочкой расположены кровеносные сосуды- они согревают вдыхаемый воздух до температуры тела.
В верхней части носовой полости расположены нервные окончания и обонятельные луковицы.
?- Как вы думаете, для чего в носовой полости они расположены (ответы учеников)
Из полости носа согретый, увлажненный и очищенный воздух через носоглотку поступает в глотку. В глотке расположены область пересечения прохождения воздуха и пищи. При проглатывании пищи чтобы она не попадала в дыхательные пути, вход в гортань закрывается хрящевым надгортанником.
(Попробуйте проглотить слюну и одновременно произвести акт вдоха. Получилось? –Нет.)
Видеоролик о функции надгортанника.
Гортань служит для проведения воздуха из глотки в трахею
Задание. Используя рис. 96 и текст учебника выясните:
- Чем образована гортань?
- Какие функции она выполняет?
- Какие органы принимают участие в формировании голоса?
Гортань это полая трубка, стенки состоят из хрящей, соединенных связками, суставами, поперечно- полосатыми мышцами. Гортань изнутри выстлана слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. Между хрящами гортани две слизистые складки образующие две голосовые складки
Размеры и форма гортани влияет на тембр речи
?найдите на стр. 139 от чего зависят оттенки голоса и его тембр
Правильно –тембр голоса зависит от голосовых связок. У мужчин длина гортани 44 мм., а у женщин меньше всего 33 мм. Поэтому голос ниже.
Видеоролик «Строение голосовых связок»
Почему членораздельная речь в животном существует только у человека?
Видеоролик «Чем отличается гортань человека от гортани животных»
Вывод: воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук. Чем короче голосовые связки, тем выше звук.
Трахея и бронхи.
Задание: на стр.140 найдите ответы на следующие вопросы:
- Из чего состоит трахея?
- Что позволяет пище продвигаться по пищеводу?
- На что делится трахея?
- Из чего состоят бронхи?
Видеоролики о строении трахеи, бронхов, альвеол.
Из гортани воздух по трахее и бронхам поступает в легкие. Трахея- дыхательная трубка длиной около 12 см., диаметром около 2,5см. В стенке ее находятся хрящевые полукольца, расположенные друг над другом и соединены мышечной тканью. В грудной клетке трахея разделяется на 2 бронха, которые продолжают ветвиться и называются –бронхиолами. Бронхиолы заканчиваются альвеолами. В альвеолах, оплетены тонкой, густой сетью капилляров где происходит газообмен между кровью и воздухом.
5.Закрепление.
1.Что такое дыхание?
2.Назовите орган дыхания
- Как возникает и формируется звук?
4.Почему нужно дышать через нос, а не через рот?
- 5. У кого звук голоса выше у женщин или у мужчин?
- А можно ли во время еды разговаривать?