Органы дыхания человека

Дрокова  Татьяна  Александровна

Тема: Органы дыхания человека.

Цели:  раскрыть значение дыхания для человека и познакомить с органами дыхания.

Задачи:

Познакомить с особенностями строения органов дыхания в связи с их выполняемыми функциями.

Активизировать учебно –познавательную деятельность работы через постановку учебных опытов.

Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью.

 

Оборудование: учебник для 8 класса, маленькие листочки (2/4) для опыта, тесты, презентация.

 

Тип урока: комбинированный.

Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

 

                                                     Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение ранее изученного материала

Мы с вами закончили изучение темы « Кровеносная система». Давайте вспомним и поговорим о ней.

٭ Где расположено сердце у человека

٭ Скольки камерное сердце у человека

٭ Назовите и подпишите что показано на следующем слайде  (внутреннее строение, а стрелками показаны 2-х створчатые клапаны и 3-х створчатые клапаны и сухожильные нити)

٭ Что называют кровообращением. Назовите виды кровеносных сосудов

٭ Какие кровеносные сосуды называются артериями

٭ Дайте характеристику венам

Блиц- опрос. Правильны ли утверждения ( если нет дать правильный ответ)

1.Артериальное давление это давление крови на стенки сосудов при работе сердца?

2.У человека артериальное давление измеряется гигрометром?

3.Гипертония это пониженное артериальное давление?

4.Пульс – ритмическое колебание стенок артерий, возникающих при каждом сокращении сердца?

5.У человека 3 круга кровообращения?

6.Гормон ацетилхолил ослабляет сердечную деятельность?

7.Автоматизм сердца это способность сердца сокращаться под действием импульсов, возникающих в сердце

8.Сердечный цикл- это промежуток между сокращением желудочков?

9.В работе сердца три фазы?

 

Тесты.( отвечают 3-4 ученика)

1.Какие клапаны расположены на границе между каждым предсердием и желудочком:

а) створчатые; б) полулунные.

  1. Как называются сосуды, приносящие кровь в сердце:

а) артерии; б) вены.

  1. Сколько времени приходится на фазу общего расслабления сердца:

а) 0,1 с; б) 0,3 с; в) 0,4 с; г) 0,8 с.

  1. Как называются крупные сосуды:

а) артерии; б) вены; в) капилляры.

5.Что течет по легочным артериям?

а) артериальная кровь  б) венозная кровь  в) лимфа  г) тканевая жидкость

6.Система органов кровообращения состоит из

а) сердца и околосердечной мышцы  б) сердца и кровеносных сосудов

в) артерий вен и капилляров   г) сердца и легких

7.Где начинается малый круг кровообращения

а) в правом желудочке  б) в левом желудочке

в) в правом предсердии  г) в артериях

8.В артериальных сосудах кровь

а) течет от органов и тканей к сердцу   б) течет от сердца к органам и тканям

9.Внешняя стенка сердца – это

а) Эпикард    б) Миокард   в) Эндокард

  1. Эритроциты образуются:

а) в сердце   б) в головном мозге   в) в красном костном мозге

 

3.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

Мы с вами закончили изучение темы «Кровеносная система». Говоря о ней мы постоянно упоминали о связи кровеносной системы с еще одной важной системой нашего организма.

– Какой? (-Дыхательной.  Дыхательная система это и есть тема нашего сегодняшнего урока) (слайд 8)

– Как они взаимосвязаны между собой? (Кровеносная система переносит питательные вещества, витамины, гормоны, а самое главное- кислород, в результата окисления гемоглобина и выделения энергии).

  1. Изучение нового материала.

Откройте, пожалуйста, тетради для предстоящей работы.

Зарисуйте таблицу, и в процессе изучения темы вам предстоит ее заполнить.

 

Строение и функции органов дыхания

Название органа Особенности строения Функции

 

Пока вы перечерчиваете таблицу я вам расскажу об интересных фактах о дыхании.

    Задумывались ли Вы над тем как дышите? А по этому поводу есть много интересных фактов.

  • Легкие имеют поверхность примерно в 100 квадратных метров;
  • Вместимость воздуха при вдохе у правого легкого больше, чем у левого;
  • Ежедневно взрослый человек вдыхает 23 000 раз, и столько же раз выдыхает;
  • Соотношение продолжительности вдоха к выдоху при обычном дыхании составляет 4:5, а во время игры на духовом музыкальном инструменте – 1:20;
  • Максимальная задержка дыхания 7 минут 1 секунда. Обычный человек за это время должен более сотни раз вдохнуть и выдохнуть;
  • Представьте себе, что невозможно чихать с открытыми глазами;
  • В среднем человек делает 1000 вдохов за час, 26000 за сутки, а за год 9 миллионов. В течение всей жизни женщина вдыхает 746 миллионов раз, а мужчина – 670.
  • В носовой полости за 5 минут погибает до 90% всех микробов.
  • Мерцательный эпителий носовой полости выносит до 30 гр. пыли.

 

? Почему человек может прожить без еды несколько недель, без воды несколько дней, а без воздуха не может прожить и пяти минут?

(Отвечая на вопрос , учащиеся приходят к выводу, что питательные вещества и вода в организме человека могут запасаться, а кислород- нет, т.к. ограничен объем легких. Он должен постоянно поступать в процессе дыхания)

 

Опыт.

Закроим один носовой проход, а к другому поднесем маленький листочек. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.

Вывод. При дыхании воздух проходит через наружные ноздри в носовую полость.

 

(фильм о дыхании)

 

? –Как вы понимаете, что такое дыхание, а что такое органы дыхания.

 (ученики высказывают свое мнение) После высказывания делается вывод.

Вывод: дыхание это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода и удаление углекислого газа.

Органы дыхания это специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой

 

? –Как называются несколько органов, выполняющие одинаковые функции. (дыхательная система)

Дыхательная система включает дыхательные или воздухоносные пути, и к ним относится: полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи и легкие в которых расположены альвеолы.

Дыхательные пути:

                         Верхние         Нижние- воздухоносные
                      Полость носа         Гортань
                      Носоглотка         Трахеи
          Бронхи
          Легкие –где происходит газообмен

 

Органы дыхания выполняют ряд важных функций для нормальной жизнедеятельности организма

Задание: найдите в параграфе функции органов дыхания и озвучьте их.( ученики находят функции органов дыхания и зачитывают их)

 

Первый орган, принимающий воздух- это нос. Подобно глазам, ресницам, губам- нос украшение лица. Представьте себе человека без носа – это просто лицо с двумя дырочками. Н.В.Гоголь писал: «Без носа человек- черт знает что- птица не птица, гражданин не гражданин- просто возьми и вышвырни его за окошко»

 

Видеоролик «Носовая полость»

 

И так носовая полость делится костно- хрящевой перегородкой на две части. В каждой половине расположены извилистые ходы. Их стенки выстланы слизистой оболочкой с ресничками. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяется до 0,5 литра слизи.

Функция слизистой оболочки- увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки, микроорганизмы. Слизь содержит вещества убивающие микробы. Под слизистой оболочкой расположены кровеносные сосуды- они согревают вдыхаемый воздух до температуры тела.

В верхней части носовой полости расположены нервные окончания и обонятельные луковицы.

?- Как вы думаете, для чего в носовой полости они расположены (ответы учеников)

 

Из полости носа согретый, увлажненный и очищенный воздух через носоглотку поступает в глотку. В глотке расположены область пересечения прохождения воздуха и пищи. При проглатывании пищи чтобы она не попадала в дыхательные пути, вход в гортань закрывается хрящевым надгортанником.

(Попробуйте проглотить слюну и одновременно произвести акт вдоха. Получилось? –Нет.)

 

Видеоролик о функции надгортанника.

 

Гортань служит для проведения воздуха из глотки в трахею

Задание. Используя рис. 96 и текст учебника выясните:

  1. Чем образована гортань?
  2. Какие функции она выполняет?
  3. Какие органы принимают участие в формировании голоса?

Гортань это полая трубка, стенки состоят из хрящей, соединенных связками, суставами, поперечно- полосатыми мышцами. Гортань изнутри выстлана слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. Между хрящами гортани две слизистые складки образующие две голосовые складки

Размеры и форма гортани влияет на тембр речи

?найдите на стр. 139 от чего зависят оттенки голоса и его тембр

Правильно –тембр голоса зависит от голосовых связок. У мужчин длина гортани 44 мм., а у женщин меньше всего 33 мм. Поэтому голос ниже.

 

Видеоролик «Строение голосовых связок»

 

Почему членораздельная речь в животном  существует только у человека?

 

Видеоролик «Чем отличается гортань человека от гортани животных»

 

Вывод: воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук. Чем короче голосовые связки, тем выше звук.

 

Трахея и бронхи.

Задание: на стр.140 найдите ответы на следующие вопросы:

  1. Из чего состоит трахея?
  2. Что позволяет пище продвигаться по пищеводу?
  3. На что делится трахея?
  4. Из чего состоят бронхи?

Видеоролики о строении трахеи, бронхов, альвеол.

 

Из гортани воздух по трахее и бронхам поступает в легкие. Трахея- дыхательная трубка длиной около 12 см., диаметром около 2,5см. В стенке ее находятся хрящевые полукольца, расположенные друг над другом и соединены мышечной тканью. В грудной клетке трахея разделяется на 2 бронха, которые продолжают ветвиться и называются –бронхиолами. Бронхиолы заканчиваются альвеолами. В альвеолах, оплетены тонкой, густой сетью капилляров где происходит газообмен между кровью и воздухом.

 

5.Закрепление.

 

1.Что такое дыхание?

2.Назовите орган дыхания

  1. Как возникает и формируется звук?

4.Почему нужно дышать через нос, а не через рот?

  1. 5. У кого звук голоса выше у женщин или у мужчин?
  2. А можно ли во время еды разговаривать?
 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *