Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-

Амангельдиева Слушаш Сапархановна

Цель урока:

Образовательная: формирования навыка написания букв А и О на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-.

Развивающая: развивать навыки творческих способностей учащихся; обогащать словарный запас учащихся, орфографическую зоркость, развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, самостоятельность, внимание.

 

Вид урока: урок усвоения новых знаний

Тип урока: комбинированный.

Методы: методы проблемного обучения, частично- поисковый, элементы технологии критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование: ноутбук, слайды, учебник, карточки, таблица.

 

Ход урока

I Организационный момент

 

Эпиграф: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»

А.М.Горький (слайд№2)

 

Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы познакомимся с буквами А и О на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-, вспомним разряды наречий,  понаблюдаем за ролью наречий в речи, степени сравнений наречий, а еще у нас будет много сюрпризов.

 

II Проверка домашнего задания

1.Подготовка к восприятию нового материала

– Я сейчас расскажу вам сказку «Проделки наречий». Наречия легко образуются от других частей речи. И это не случайно.

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове ХОРОШИЙ окончание суффиксом –О- и получилось замечательное наречие ХОРОШО!

Минутка повторение(слайд№3)

Задание:

От данных прилагательных образуйте наречия. (слайд№4)

Прекрасный, красивый, громкий, простой, грустный, унылый.

– Что же это за часть речи – наречия?

  1. Теоретическая минутка. (слайд№5)

Продолжить предложения

Наречие- знаменательная…,

Обозначает….,

Отвечает на вопросы….

Наречие не…

В предложении наречие является …

Очень понравилась это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса –О-.

Вот прилагательное НОВЫЙ. С суффиксом –О- наречие от него не получается, а с разными приставками – сколько угодно.

С помощью приставок от прилагательного НОВЫЙ можно образовать наречия ЗАНОВО, СНОВА,ВНОВЬ. Совсем по- другому ведет себя слова!

 

Обратите внимание на скобки, которые вам нужно раскрыть и на суффиксы наречий. Какое правило нам нужно вспомнить, чтобы безошибочно заполнить данное задание?

Ответ: через черточку пишутся наречия, которые имеют в своем составе:

. приставку по и суффикс –ому,-ему,-ски-,цки-,ьи-.

Задание: (слайд№6)

  1. Печорин (по) детски верил слухам.
  2. Он знал (по) английски, кажется, только два слова : гуд бай.
  3. Челкаш молчал и (по) волчьи скалил зубы.
  4. Десятиклассники свободно говорят (по) немецки.
  5. Говор пассажиров слился в сплошной, (по) пчелиному гудящий звук.
  6. Было светло , но (по) осеннему скучно и серо.

 

 

 

 

  1. Работа с текстом. (слайд№7)

Сказка о Стрекозе и Муравье.

В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Все лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зернами.

Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.

Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:

– У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет

Поделись- кА, дружочек!

А Муравей ей в ответ:

– Ты, соседка, все лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!

 

Задание:

Найти в сказке фразеологизмы и подобрать к ним синонимы.

Ответ: сломя голову- быстро, рукой подать- близко, куры не клюют- много, спустя рукава- плохо.

Вы знаете, что наречия бывают разные. Каждое относится к определенному разряду. Их 6.

Образец ответа (таблица слайд№8)

Задание: заполните таблицу, которая находится перед каждым из вас. (слайд№9)

Слова: Назло, поневоле, вчера, здесь, дважды, весело, очень, далеко, сегодня, сгоряча, нарочно, быстро, намеренно, сослепу, зимой, всюду, вдвое, по- новому. (слайд№10)

Наречия на –О- и Е-  могуть  иметь степени сравнения. У наречий имеются две степени сравнения.  Какие? (Сравнительная и превосходная) А они в свою очередь имеют две формы. Какие? (простая и составная )

Задание: образуйте формы степеней сравнения наречий. (слайд№12)

  1. Уверенно, устойчиво, величественно, красиво, взволнованно, энергично, удобно.
  2. Жарко- жарче, громко, дорого, звонко, крепко, строго, сухо, тихо, просто, резко, ярко, круто, твердо, часто.
  3. Близко – ближе, Коротко, низко, редко, узко, сладко, высоко, широко.

Физминутка. «Немного отдохнем» (слайд№13)

Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо встаньте, повернитесь влево, развернитесь направо, тихо сядьте.

– Сколько в тексте наречий?

  1. Творческая минутка. (слайд№14)

Собрать «рассыпавшиеся» пословицы и найти в них наречия.

Тише едешь; а дома лучше; а телегу зимой; дальше будешь, в гостях хорошо; готовь сани летом.

Ответ: Тише едешь, дальше будешь. В гостях хорошо, а дома лучше. Готовь сани летом, а телегу зимой.

III Объяснение нового материала(слайд№15)

Новую тему начинаю с разрешения проблемной ситуации, по какому признаку разделены слова на два столбика? (слайд№16)

 

А О

 

Издавна

Издалека

Досуха

Сначала

 

Вправо

Заново

Накрепко

Начисто

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь все присмотритесь к словам и скажите, почему одни слова написаны под буквой «А», а другие- под буквой «О». Разберите последние  два слова по составу. Что вы заметили.

Что с закономерностью выбора суффиксов –О- и –А- в наречиях предстоит сегодня познакомиться. Записываем тему урока.

Правило: (слайд№17)Употребление буквы –О- и –А- на конце наречий зависит от приставки. В наречиях с приставками –в, -на, -за- на конце пишется суффикс -О- : влево, направо, заново.

В наречиях с приставками  из-, до-, с- пишется суффикс –А-:  изредка, докрасна, справа. Исключение: досрочно. (слайд№18)

В некоторых наречиях с приставкой С на конце пишется У: смолоду, сослепу. (слайд№19)

IY Закрепление нового материала

  1. Пишем, объясняем: (слайд№21)

Мы вышли из дому затемн..

Все двери и окна были забиты наглух…

Справ.. от дороги лес, слев.. дача.

Спешит река из далек..

Я снов… дома, снов.. со своими родителями.

Незримый жаворонок сначал.. поприветствует наступающее утро.

Откуда –то изредк.. потягивало влагой.

 

  1. Работа с учебником. (слайд№22)

Дифференцированная работа

1 группа                                           2 группа

Упражнение 2                                     Упражнение 6

Конструирование (слайд№23)

Задание: к наречиям добавьте нужные приставки, допишите суффиксы- – О- и – А-

…давн.., ….глух…, … полн,,,, …легк…, …. далек.., …высок…, …редк….

Ответ: издавна, сполна, слегка, издалека, свысока, изредка, наглухо.

  1. Замените словосочетание наречиями с О или А на конце. Обозначить орфограмму. (слайд№24)

Идти в правую сторону. Раскалить до красного цвета, расстаться на долгое время, переписать окончательно.

Ответы: вправо, докрасна, надолго, набело.

  1. Выборочный диктант для 1 и 2 группы. (слайд№25)

Задание: выписать в один столбик словосочетания с наречиями на –О, в другой- с наречиями с –А.

Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегом.

Небо было раскалено почти добела.

Ветер снова усилился.

Серое небо предвещало дождь надолго.

Посмотри-ка вправо.

Начни все сначала.

Издалека послышался шум.

Наречие- одна из самых трудных частей речи. И не надо отчаиваться, если что-то не получается. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. В народе говорят: «Жаңылмас жоқ болмайды? Сүренбес тұқ болмайды». От урока к уроку мы будем совершенствовать наши знания.

 

Y Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. Упражнение 8

Пожелания гостям. (слайд№26)

1……не болеть.

  1. …….выглядеть.
  2. …..улыбаться.
  3. …. быть преданными своему делу.
  4. Живите….. ,

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.

Bilimger.kz Республикалық білім порталы

Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.

Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *