Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-
Амангельдиева Слушаш Сапархановна
Цель урока:
Образовательная: формирования навыка написания букв А и О на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-.
Развивающая: развивать навыки творческих способностей учащихся; обогащать словарный запас учащихся, орфографическую зоркость, развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, самостоятельность, внимание.
Вид урока: урок усвоения новых знаний
Тип урока: комбинированный.
Методы: методы проблемного обучения, частично- поисковый, элементы технологии критического мышления через чтение и письмо.
Оборудование: ноутбук, слайды, учебник, карточки, таблица.
Ход урока
I Организационный момент
Эпиграф: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»
А.М.Горький (слайд№2)
Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы познакомимся с буквами А и О на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-, вспомним разряды наречий, понаблюдаем за ролью наречий в речи, степени сравнений наречий, а еще у нас будет много сюрпризов.
II Проверка домашнего задания
1.Подготовка к восприятию нового материала
– Я сейчас расскажу вам сказку «Проделки наречий». Наречия легко образуются от других частей речи. И это не случайно.
Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове ХОРОШИЙ окончание суффиксом –О- и получилось замечательное наречие ХОРОШО!
Минутка повторение(слайд№3)
Задание:
От данных прилагательных образуйте наречия. (слайд№4)
Прекрасный, красивый, громкий, простой, грустный, унылый.
– Что же это за часть речи – наречия?
- Теоретическая минутка. (слайд№5)
Продолжить предложения
Наречие- знаменательная…,
Обозначает….,
Отвечает на вопросы….
Наречие не…
В предложении наречие является …
Очень понравилась это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса –О-.
Вот прилагательное НОВЫЙ. С суффиксом –О- наречие от него не получается, а с разными приставками – сколько угодно.
С помощью приставок от прилагательного НОВЫЙ можно образовать наречия ЗАНОВО, СНОВА,ВНОВЬ. Совсем по- другому ведет себя слова!
Обратите внимание на скобки, которые вам нужно раскрыть и на суффиксы наречий. Какое правило нам нужно вспомнить, чтобы безошибочно заполнить данное задание?
Ответ: через черточку пишутся наречия, которые имеют в своем составе:
. приставку по и суффикс –ому,-ему,-ски-,цки-,ьи-.
Задание: (слайд№6)
- Печорин (по) детски верил слухам.
- Он знал (по) английски, кажется, только два слова : гуд бай.
- Челкаш молчал и (по) волчьи скалил зубы.
- Десятиклассники свободно говорят (по) немецки.
- Говор пассажиров слился в сплошной, (по) пчелиному гудящий звук.
- Было светло , но (по) осеннему скучно и серо.
- Работа с текстом. (слайд№7)
Сказка о Стрекозе и Муравье.
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Все лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зернами.
Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
– У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет
Поделись- кА, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
– Ты, соседка, все лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Задание:
Найти в сказке фразеологизмы и подобрать к ним синонимы.
Ответ: сломя голову- быстро, рукой подать- близко, куры не клюют- много, спустя рукава- плохо.
Вы знаете, что наречия бывают разные. Каждое относится к определенному разряду. Их 6.
Образец ответа (таблица слайд№8)
Задание: заполните таблицу, которая находится перед каждым из вас. (слайд№9)
Слова: Назло, поневоле, вчера, здесь, дважды, весело, очень, далеко, сегодня, сгоряча, нарочно, быстро, намеренно, сослепу, зимой, всюду, вдвое, по- новому. (слайд№10)
Наречия на –О- и Е- могуть иметь степени сравнения. У наречий имеются две степени сравнения. Какие? (Сравнительная и превосходная) А они в свою очередь имеют две формы. Какие? (простая и составная )
Задание: образуйте формы степеней сравнения наречий. (слайд№12)
- Уверенно, устойчиво, величественно, красиво, взволнованно, энергично, удобно.
- Жарко- жарче, громко, дорого, звонко, крепко, строго, сухо, тихо, просто, резко, ярко, круто, твердо, часто.
- Близко – ближе, Коротко, низко, редко, узко, сладко, высоко, широко.
Физминутка. «Немного отдохнем» (слайд№13)
Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо встаньте, повернитесь влево, развернитесь направо, тихо сядьте.
– Сколько в тексте наречий?
- Творческая минутка. (слайд№14)
Собрать «рассыпавшиеся» пословицы и найти в них наречия.
Тише едешь; а дома лучше; а телегу зимой; дальше будешь, в гостях хорошо; готовь сани летом.
Ответ: Тише едешь, дальше будешь. В гостях хорошо, а дома лучше. Готовь сани летом, а телегу зимой.
III Объяснение нового материала(слайд№15)
Новую тему начинаю с разрешения проблемной ситуации, по какому признаку разделены слова на два столбика? (слайд№16)
А | О
|
Издавна
Издалека Досуха Сначала
|
Вправо
Заново Накрепко Начисто
|
Теперь все присмотритесь к словам и скажите, почему одни слова написаны под буквой «А», а другие- под буквой «О». Разберите последние два слова по составу. Что вы заметили.
Что с закономерностью выбора суффиксов –О- и –А- в наречиях предстоит сегодня познакомиться. Записываем тему урока.
Правило: (слайд№17)Употребление буквы –О- и –А- на конце наречий зависит от приставки. В наречиях с приставками –в, -на, -за- на конце пишется суффикс -О- : влево, направо, заново.
В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс –А-: изредка, докрасна, справа. Исключение: досрочно. (слайд№18)
В некоторых наречиях с приставкой С на конце пишется У: смолоду, сослепу. (слайд№19)
IY Закрепление нового материала
- Пишем, объясняем: (слайд№21)
Мы вышли из дому затемн..
Все двери и окна были забиты наглух…
Справ.. от дороги лес, слев.. дача.
Спешит река из далек..
Я снов… дома, снов.. со своими родителями.
Незримый жаворонок сначал.. поприветствует наступающее утро.
Откуда –то изредк.. потягивало влагой.
- Работа с учебником. (слайд№22)
Дифференцированная работа
1 группа 2 группа
Упражнение 2 Упражнение 6
Конструирование (слайд№23)
Задание: к наречиям добавьте нужные приставки, допишите суффиксы- – О- и – А-
…давн.., ….глух…, … полн,,,, …легк…, …. далек.., …высок…, …редк….
Ответ: издавна, сполна, слегка, издалека, свысока, изредка, наглухо.
- Замените словосочетание наречиями с О или А на конце. Обозначить орфограмму. (слайд№24)
Идти в правую сторону. Раскалить до красного цвета, расстаться на долгое время, переписать окончательно.
Ответы: вправо, докрасна, надолго, набело.
- Выборочный диктант для 1 и 2 группы. (слайд№25)
Задание: выписать в один столбик словосочетания с наречиями на –О, в другой- с наречиями с –А.
Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегом.
Небо было раскалено почти добела.
Ветер снова усилился.
Серое небо предвещало дождь надолго.
Посмотри-ка вправо.
Начни все сначала.
Издалека послышался шум.
Наречие- одна из самых трудных частей речи. И не надо отчаиваться, если что-то не получается. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. В народе говорят: «Жаңылмас жоқ болмайды? Сүренбес тұқ болмайды». От урока к уроку мы будем совершенствовать наши знания.
Y Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание. Упражнение 8
Пожелания гостям. (слайд№26)
1……не болеть.
- …….выглядеть.
- …..улыбаться.
- …. быть преданными своему делу.
- Живите….. ,
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.