Глаголы совершенного и несовершенного вида

Утарбаева Арайлым

Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать . воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок в срок,

Все готовы начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Учебники и тетрадки?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

– Улыбнитесь друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята вас ожидает много интересных заданий, новых открытии, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

  1. Деление на группы ( по карточкам с названиями частей речи), ( повторить правила работы в группе).
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

И начнем наш урок с повторения изученного. Проведем тестирование, переходящее в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ – сообщение. Будьте внимательны не ко всем вопросам есть ответы. В некоторых из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ. На выполнение этого задания дается 4 минуты.

Тест

  1. Глагол это _______________ часть речи.

А) самостоятельная; Б) служебная

  1. Глагол отвечает на вопросы :

А) какой? какая? какой? Б) кто? Что? В) что делал? Что делает? Что сделает?

  1. Глагол означает:

А) предмет Б) действие предмета В) признак предмета

  1. У глагола есть три времени:_______________________
  2. Только глаголы в прошедшем времени изменяются :

А) по падежам Б) по родам В) по лицам и по числам.

  1. Глаголы бывают __________ и___________ вида.
  2. В предложении чаще всего глагол бывает___________

8.Глаголы  _____________  нашу речь.

  1. Выявление места и причины затруднения.

– Какое задание из теста вызвало у вас затруднение? Почему?

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

-Какова же тема урока нашего урока? Исходя из темы, попробуйте сформулировать цель нашей дальнейшей работы?

6.Изучение нового материала.

Запишите 2 предложения:

Я делал домашнее задание.

Я сделал домашнее задание.

– В чем разница между этими предложениями?

( Во втором предложении глагол обозначает действие, которое совершено, закончено).

Уточнение темы урока.

-Назовите глаголы.

-Какие глаголы употреблены с  приставками?  (Те, которые обозначают законченность действия)

Вывод: глаголы различаются по смыслу и морфемами, а также по вопросам  (что делали? и что сделали?).  Глаголы , которые отвечают на вопрос что делают? – несовершенного вида, а те , которые отвечают на вопрос что сделали? – совершенного вида.

  1. Физминутка.

Давайте поиграем. Если я называю глагол вы хлопаете, если другая часть речи – топаете.

– Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, флажок, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажег, дружок.

  1. Первичная проверка знаний.

– Работа по учебнику (упр 71)

– Рассмотрите картинки. Под какой картинкой вы подпишите «Дети рисовали картину», а под какой «Дети нарисовали картинку»?

-Какова разница в значении выделенных глаголов? На какие вопросы они отвечают?

-Рассмотрите таблицу . Поставьте вопросы к выделенным глаголам.

– В каком столбике выделенные глаголы – совершенного вида, а в каком –несовершенного вида?

-У глаголов какого вида есть только два времени? Как вы думаете почему?

(В настоящий момент  речи действие совершается, а завершится в будущем или уже свершилось в прошлом, поэтому у глаголов совершенного вида есть только два времени: будущее и прошедшее).

-Какие последовательные действия необходимо  выполнить, чтобы правильноопределить вид глагола? Составьте алгоритм определения вида глагола.

Алгоритм определения вида глагола

От подлежащего к сказуемому задам вопрос.

/                                    если                       \

Что делать?                                                                       Что сделать?

/                                                                          \

Несовершенного вида                                          Совершенного вида

Поливаю                                                              полью

Рисую                                                                   нарисую

9.Первичное закрепление

Работа по картинкам ( работают в группе, картинки с предложениями несовершенного вида написать в совершенном виде).

  1. Закрепление нового материала (работа в группе)

Песня «От улыбки»( 1 куплет)

Спеть, выписать глаголы, определить их вид.

Проснется(сов.в)  , поделись(сов.в)  , вернется, запляшут, запиликает, начинается.

11.Домашнее задание.

Составить 10 видовых пар глаголов.

  1. Итоги урока

Наш урок подошел к концу.

– Над какой темой мы сегодня работали?

– Чему мы научились?

– Какой алгоритм составили?

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *