Глаголы совершенного и несовершенного вида
Утарбаева Арайлым
Цели: познакомить детей с категорией вида, учить распознавать вид глагола по вопросам. Развитие орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать . воспитывать познавательную активность, взаимовыручку.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок в срок,
Все готовы начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Учебники и тетрадки?
Каждый хочет отвечать и оценки получать?
Все ли тут хотят учиться?
Значит, можно всем садиться.
– Улыбнитесь друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята вас ожидает много интересных заданий, новых открытии, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.
- Деление на группы ( по карточкам с названиями частей речи), ( повторить правила работы в группе).
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
И начнем наш урок с повторения изученного. Проведем тестирование, переходящее в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ – сообщение. Будьте внимательны не ко всем вопросам есть ответы. В некоторых из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ. На выполнение этого задания дается 4 минуты.
Тест
- Глагол это _______________ часть речи.
А) самостоятельная; Б) служебная
- Глагол отвечает на вопросы :
А) какой? какая? какой? Б) кто? Что? В) что делал? Что делает? Что сделает?
- Глагол означает:
А) предмет Б) действие предмета В) признак предмета
- У глагола есть три времени:_______________________
- Только глаголы в прошедшем времени изменяются :
А) по падежам Б) по родам В) по лицам и по числам.
- Глаголы бывают __________ и___________ вида.
- В предложении чаще всего глагол бывает___________
8.Глаголы _____________ нашу речь.
- Выявление места и причины затруднения.
– Какое задание из теста вызвало у вас затруднение? Почему?
- Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
-Какова же тема урока нашего урока? Исходя из темы, попробуйте сформулировать цель нашей дальнейшей работы?
6.Изучение нового материала.
Запишите 2 предложения:
Я делал домашнее задание.
Я сделал домашнее задание.
– В чем разница между этими предложениями?
( Во втором предложении глагол обозначает действие, которое совершено, закончено).
Уточнение темы урока.
-Назовите глаголы.
-Какие глаголы употреблены с приставками? (Те, которые обозначают законченность действия)
Вывод: глаголы различаются по смыслу и морфемами, а также по вопросам (что делали? и что сделали?). Глаголы , которые отвечают на вопрос что делают? – несовершенного вида, а те , которые отвечают на вопрос что сделали? – совершенного вида.
- Физминутка.
Давайте поиграем. Если я называю глагол вы хлопаете, если другая часть речи – топаете.
– Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, флажок, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажег, дружок.
- Первичная проверка знаний.
– Работа по учебнику (упр 71)
– Рассмотрите картинки. Под какой картинкой вы подпишите «Дети рисовали картину», а под какой «Дети нарисовали картинку»?
-Какова разница в значении выделенных глаголов? На какие вопросы они отвечают?
-Рассмотрите таблицу . Поставьте вопросы к выделенным глаголам.
– В каком столбике выделенные глаголы – совершенного вида, а в каком –несовершенного вида?
-У глаголов какого вида есть только два времени? Как вы думаете почему?
(В настоящий момент речи действие совершается, а завершится в будущем или уже свершилось в прошлом, поэтому у глаголов совершенного вида есть только два времени: будущее и прошедшее).
-Какие последовательные действия необходимо выполнить, чтобы правильноопределить вид глагола? Составьте алгоритм определения вида глагола.
Алгоритм определения вида глагола
От подлежащего к сказуемому задам вопрос.
/ если \
Что делать? Что сделать?
/ \
Несовершенного вида Совершенного вида
Поливаю полью
Рисую нарисую
9.Первичное закрепление
Работа по картинкам ( работают в группе, картинки с предложениями несовершенного вида написать в совершенном виде).
- Закрепление нового материала (работа в группе)
Песня «От улыбки»( 1 куплет)
Спеть, выписать глаголы, определить их вид.
Проснется(сов.в) , поделись(сов.в) , вернется, запляшут, запиликает, начинается.
11.Домашнее задание.
Составить 10 видовых пар глаголов.
- Итоги урока
Наш урок подошел к концу.
– Над какой темой мы сегодня работали?
– Чему мы научились?
– Какой алгоритм составили?