Нахождение и употребление в речи глагола по значению, вопросам и роли в предложении
Башпакова Дина
Цель: Формировать умения распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи.
Задачи:
Обучающая – обучить распознавать глагол среди других частей речи и совершенствовать этот навык.
Развивающая – развитие речи, операций мышления (анализ, синтез, обобщения и т.д.), расширять словарь учащихся, развивать умение правильно употреблять глаголы в речи;
Воспитательная – воспитывать аккуратность, уважительное отношение друг к другу, работая в парах.
Планируемые результаты:
-обучающиеся, опираясь на существенные признаки, научатся распознавать глаголы среди других частей речи;
-создать условия учащимся для самостоятельного формирования выводов на основе своих наблюдений и сравнений; находить глаголы в предложении и правильно ставить вопросы Что делать? Что делают? Что сделал?;
-выполнять творческие задания;
– слушать собеседника и вести диалог;
– оценивать себя, границы своего знания и незнания;
-работать в паре и оценивать товарища.
Форма обучения: Индивидуальная Коллективная Групповая
Тип урока: Урок повторения материала.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки для работы в парах, карточки с дифференцированными заданиями,
Ход урока.
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
-Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока. Поприветствуйте гостей улыбкой, пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты. Дорога у нас будет непростая, встретятся трудности, а что нужно для того, чтобы преодолевать трудности? (дружба, взаимовыручка)
(Слайд 1) Прочитайте девиз нашего урока:
Учащиеся: «Учись, смекай, активным будь
И к знаниям откроешь путь!»
– Сегодня на уроке продолжим путешествие по волшебной стране «Речь». Как мы уже знаем, в этой стране живут слова, относящиеся к разным областям. В какой области этой страны мы остановимся, скажете вы, прослушав стихотворение.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Все действия придут.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
У. И в какой области мы остановимся, сегодня, и как она называется?
Д. В области под названием «Глагол».
У. Слова, которые живут в ней, очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают в этой области Имена существительные. Стоит их спросить, а Имена существительные тут как тут. Но надо помнить секреты глагола, точные вопросы, иначе ответа не получишь. Вот какие деловые эти слова – глаголы.
– О какой части речи мы будем говорить на уроке? (О глаголе.) – слайд 2
Запишите в тетради число, классная работа. Минутка чистописания:
Что же обозначает слово глагол?
Так, в словаре В.И.Даля мы читаем: «Глагол- это речь человека, разумный говор, язык.»
–Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас? Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
Появляется тема на доске: «Нахождение и употребление в речи глагола по значению, вопросам и роли в предложении» (Слайд 3)
Какие учебные задачи мы должны решить на уроке?
Постановка целей: Появляются на доске.
- Распознавать глагол среди других частей речи.
- Для чего нужны глаголы?
(да, они показывают, что делает тот или иной предмет)
- Определить признаки глагола.
- Постановка учебной задачи
Сравните два текста ( Слайд 4). Чем различаются? В первом нет глаголов. Какие части речи встретились в первом тексте? Прочитайте глаголы. Что они обозначают? (действие)
Для чего они нужны? ( показывают что делает предмет)
- Сильная буря. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птицы на деревьях.
- Началась сильная буря. Ударил гром. Вспыхнула молния. Полил дождь. Побежали ручьи по дорожкам. Заблестели лесные озёра. Затихли птицы на деревьях.
(Слайд 5 ) 3 человека у доски с каждого ряда распределяют глаголы по столбикам, остальные записывают в тетрадь по рядам. Ученики пишут с карточки на парте.
– Разделите данные глаголы на 3 группы в зависимости от вопроса и запишите в тетрадь. По рядам. (записываю вопрос) С карточки выписывают глаголы.
1 ряд 2 ряд. 3 ряд
Что сделала? Что сделал? Что сделали?
началась ударил побежали
вспыхнула полил заблестели
затихли
Работа над правилом.
А теперь, все полученные на уроке знания сравните с определением глагола, которое дается на странице 140 вашего учебника. Прочитайте его про себя. Назовите признаки глагола? (обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?
Физминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И трудиться вновь начните.
Закрепление материала.
Запись под диктовку и разбор предложения.
(У доски и в тетрадях) На зелёных склонах гор пестреют цветы.
– найдите главные члены.
– Какой частью речи выражено подлежащее, какой – сказуемое?
– Назовите словосочетания.
(Пестреют где? на склонах, на склонах каких? Зеленых, на склонах чего? гор) Молодцы!
- Работа в парах на карточках.
По вариантам распределить сущ.-1 вариант и гл-2 вариант. Запишите в тетрадь.
Слова: просить, корм, хитрость, встречать, звон, свист, просьба, зелень, звонить, зеленеть, свистеть, встреча, кормить, говорить.
Составление алгоритма определения глагола.
Домашнее задание. С. 141 упр.382 (Прочитать текст. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Задай вопросы к глаголам.)
– Наш урок подходит к концу. – Итак, мы с вами дошли до области под названием «Глагол», преодолевая все препятствия, так чему учились на уроке?
Каким членом предложения является глагол?
На следующем уроке мы с вами продолжим прогулку, ещё больше узнаем о глаголе.
Молодцы!
Понравился он вам? Мне тоже очень понравилось, как вы работали.
И в заключении давайте подведём итог.
Рефлексия: «Опорные сигналы»
На этом уроке…Если..
- Я всё понял. Было интересно. Поднимите зеленую карточку.
- Возникли вопросы – Поднимите желтую карточку.
- Ничего не понял. Было скучно – Поднимите красную карточку.