Басня как литературный жанр. Басни Крылова

Кыныртаева Айгуль

Цели:

  • обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, “крылатые” слова;
  • содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;
  • воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Задачи:

  • раскрыть понятие – басня, как многозначное слово;
  • охарактеризовать структуру басен;
  • выявить особенности басен с точки зрения использования аллегории.

Тип урока – обобщение.

Форма урока – урок-презентация.

Метод урока – исследовательский.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • книги с баснями для выставки,
  • рисунки учащихся,
  • портрет баснописца,

Предварительная подготовка – класс разделен на творческие группы. Каждая группа готовит свой мини – проект, с презентацией.

  • 1 группа – “Творчество И.А.Крылова”,
  • 2 группа – инсценировка басни “Свинья под дубом”,
  • 3 группа – сочинение кроссвордов по творчеству и произведениям И.А.Крылова

Индивидуальная работа – написать сочинение на тему: “Басни И.А.Крылова”.

Ход урока

  1. Организационный момент.

.

  1. Определение темы цели урока.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-презентация ваших мини-проектов. Вот у нас три группы, с тремя проектами. Посмотрите на доску, на выставку книг, на портрет, на ваши сборники и скажите, как можно назвать тему урока?

Да, тема урока: “Басни как литературный жанр. Басни И.А.Крылова” (слайд ).

 

III. Презентация мини-проектов.

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?

Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.

А что же такое басня? (ответы детей)

Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова: (2 слайд определения):

  1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
  2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова)

Басня – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля) (слайд 3).

Пожалуйста, 1 группа вам слово. Мини-проект: “Творчество И.А.Крылова”.

Обратить внимание на выставку книг и сказать о том, что здесь басни, не только Крылова, но и других баснописцев. Кто такие баснописцы?

Творчество И.А. Крылова

В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И.А.Крылов.

Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769 , в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Умер 21 ноября 1844г. в Петербурге.

Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен ( слайд ).

А откуда же к нам пришли басни?

Немного истории.

Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей – был Эзоп.

Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь (слайд 6, 7, 8, 9).

Вопросы тем, кто читал басню.

  • Чем тебе понравилась басня?
  • В чем мораль басни?
  1. Физкультминутка!
  2. Закрепление изученного

На уроках мы с вами анализировали басни, назовите их особенности.

(ответы детей)

(интересный короткий занимательный сюжет)

  • мало описаний;
  • много диалогов;
  • героев обычно несколько;
  • главный герой выражает основную идею;
  • героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы;
  • басни обычно пишутся в стихотворной форме;
  • используется прием иносказание;
  • в начале или в конце сформулирован вывод-мораль;
  • высмеиваются человеческие пороки.

Посмотрите на слайд, прочитайте то, что вы не сказали. Что же высмеивают басни?

(ответы детей)

  • лесть
  • ложь
  • глупость
  • лень
  • безнравственность
  • невежество
  • хвастовство

Чему учат басни? (ответы детей)

  • дружбе
  • трудолюбию
  • усердию
  • честности
  • доброте
  • отзывчивости
  • благородству
  • благодарности
  • добывать знания

2 группа готовила инсценировку басни: “Свинья под дубом”.

Но прежде чем их послушать, хочу предложить чтение басни актером, обратите внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения. Определите и скажите своими словами мораль басни

Выступление 2 группы

3 группа ребят решила составить кроссворды по басням Крылова

Отгадывают кроссворды.

С ребятами мы писали сочинения. Вот несколько из них я зачитаю.

Тест-вопросник по творчеству И.А.Крылова. Тест будет состоять из вопросов касающихся жизни, творчества, особенностей басни, ну из того, о чем мы говорили (дети задают вопросы)

  1. Что такое басня?
  2. Кто первый начал писать басни?
  3. Что такое иносказание?
  4. Лучший баснописец России.
  5. Назовите особенности басен (не меньше пяти).
  6. Что высмеивают басни?
  7. Назовите басни И.А. Крылова (не меньше пяти).
  8. Что такое мораль басни?
  9. Назовите “крылатые” слова из басен.
  10. Прочитай наизусть одну басню.

Найдите свои вопросы. Этот вопросник можно использовать в других классах для проверки уровня усвоения материала.

  1. Итог урока.
  • Урок понравился?
  • Что делали на уроке?
  • Нужно изучать басни?
  • Что интересного узнали на уроке?

Домашнее задание: Выучить басню

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *