Формирование функциональной грамотности учащихся
Бектурганова Сауле Дуйсенбековна
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. При обучении русскому языку делается акцент на текстоведение, актуализируется коммуникативный подход и учитываются особенности мультикультурной среды.
В программе по предметному циклу «Язык и литература» в разделе «Языковая и литературная компетенция» на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:
- осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
- уметь извлекать информацию из разных источников;
- учиться находить и критически оценивать информацию;
- уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
- реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.
Продуктивные приёмы работы с текстом.
В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы с текстом.
Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках. Затем организуется их мотивация, знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ постановки учебной цели на предметных уроках и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, основываясь на согласованном общем способе, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять самоконтроль. Здесь, собственно, у учащихся и формируется функциональная грамотность, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного ИУД контролирует учитель.
Например, метод дискуссий, дебатов я начинаю вводить в практику работы уже с учащимися 5 класса. В старшем подростковом возрасте предложенный метод наиболее интересен, так как способствует формированию умений вступать в контакт с любым типом собеседника и поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника, стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости речевое поведение.
Такой метод позволяет учащимся свободно излагать свои мысли, свое мнение, точку зрения, а также проводить связь с жизнью.На уроках я также использую метод проектов, защита презентаций, создание и демонстрация компьютерных презентаций, которые помогают преодолеть трудности, связанные с личностными переживаниями, чувством неловкости, неуверенности. Индивидуальная форма работы на уроках с применением приемов «Фишбоун» (рыбья кость), «Инсерт», «Трехчастный дневник», «Оценочное окно», «Синквейн» помогает учащимся интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы.
Также на своих уроках для развития функциональной грамотности учащихся использую следующие задания:
Задания на уровень “Анализ”:
- Работа над текстом «С кем дружить?»
- Как вы думаете, в человеке надо стараться видеть только плохое или только хорошее? Почему?
- Почему Алия хорошо знает, с кем ей надо дружить?
- Составление плана к изложению «Неутомимый Дисней»
- Нарисовать такую таблицу у себя в тетради, заполнить ее и проанализировать.
Знаю Хочу знать Изучил
Окончание – это
Основа- это
Корень- это
Суффикс- это
Приставка- это
- Ролевое чтение диалога
- Игра «Найди лишнее слово»:
Сад, лето, гора,вода
Сажать,лететь,горный,водный
Сажа,летний,гореть, водитель
Посадка, летом, гористый, водопад
6.Игра «Найди общее»
птица жизнь зверь
Задания на уровень “Синтез”:
- Работа с текстом «Многозначные слова».
-Угадай, какое определение подходит к рисункам на стр. 26 - Творческая работа. Составьте текст из данных слов и выделите части слов:
Начаться, новый, учебный, год. В, школа, начаться, занятия. Мы, изучать, история, русский язык, география, ботаника. На, уроки, мы, читать, писать, рисовать, петь. После, уроки, играть, выполнять, домашние, задания.
- Составьте кроссворд или ребусы с однокоренными словами
- Составьте диаграмму Венна.
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА…………… ФОРМА ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА
Задания на уровень “Оценка”:
- Конкурс на лучшего чтеца (стихотворение «После лета» )
- (текст о Маугли)
– Может ли человек научиться говорить, если бы воспитывался не с людьми? - Чтение текста «Когда лучше учить уроки?»
Высказать свое мнение в форме рассуждения.
Ответ можно начать так:
А) -Я считаю, что уроки нужно учить поздно вечером, потому что…..
Б) – Я думаю, что уроки надо учить после небольшого отдыха днем, потому что…..
- Развитие речи. Как вы понимаете выражение: «Труд- корень всей нашей жизни». Докажите свое мнение.
- Выполните творческое задание. Вставьте в предложения родственные слова.
Недалеко от нас ………….дом. Завтра ………..начнут возводить стены. На ……….площадку подъезжают грузовые машины. Дом …….. к празднику – Дню Республики.В этом году в акции «Одна страна-одна книга» участвовала повесть СаинаМуратбекова «Запах полыни». На внеклассном занятии я разработала следующие задания:
Разноуровневые задания на основе таксономии Блума в процессе изучения повести С. Муратбекова “Запах полыни”.
Уровень1: “Знание”
- Назовите автора повести “Запах полыни”.
- Расскажите, в какое время происходят события в данной повести?
- Назовите главного героя повести “Запах полыни”.
- Как Аян очутился в ауле?
Уровень 2: “Понимание”
- Какое влияние оказывают сказки Аяна на ребят?
- Изложите тему и идею повести.
- Чем отличается Аян от деревенских мальчишек?
- Назовите последовательность всех событий в повести.
Уровень 3: “Применение”
- Что позволяет Аяну быть сильным?
- Каковы были тяготы войны?
- Что бы вы чувствовали на месте Аяна?
- Сочините сказку о своих одноклассниках. Какое бы место вы заняли в этой сказке?
Уровень 4: “Анализ”
- Какие взаимоотношения были у Аяна с другими мальчишками?
- Были ли у Аяна друзья?
- Почему Аян стал рассказывать сказки?
- Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них.
Уровень 5: “Синтез”
- Почему повесть называется “Запах полыни”?
- Предложите свой вариант концовки повести.
- Представьте, что отец Аяна вернется с войны. Как изменится жизнь мальчика?
- Как вы представляете встречу Аяна и рассказчика?
Уровень 6: “Оценка”
- Предложите обложку к данной книге.
- Оправдываете ли вы автора за незаконченность произведения?
- Составьте аннотацию к произведению.
- Создайте рекламу для этой повести.
- Напишите киносценарий по этой повести.
В 10 классе на уроке литературы по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» использую такие виды заданий:
- Выберите понравившуюся цитату из речи героев повести и напишите небольшое рассуждение к ней, используя в нем ССП и СПП.(Задание относится к синтезу, оно требует от учащихся критического оценивания. Читатель должен понимать цитату детально и интерпретировать ее, не забывая при этом, что уже создает свой собственный текст, становясь писателем.)
- Написать «Трехчастный дневник» Евгений – Татьяна- комментарии учащегося.
- «Оценочное окно»: характеристика героев: Понял ли произведение? О чем оно? Какие черты характера близки тебе? Какие поступки героев ты бы никогда не совершил? Почему? Используя такие задания, я думаю, что учащиеся лучше поймут это произведение и смогут изученное применить и в своей жизни.
Прослушав лекции по развитию функциональной грамотности учащихся по чтению и пониманию текста и проработав их на практике, я думаю, что многие учителя изменили свой взгляд на работу с текстами, научились правильно подбирать тексты и задания к ним, которые будут способствовать развитию ЗУН у учащихся, и которые они смогут использовать и применить на практике, в жизни. Теперь я понимаю, что не настолько качественно или лучше сказать правильно ведётся эта работа у нас. Мы в большей степени работали односторонне: прочитать текст, пересказать, ответить на простые вопросы. Теперь я понимаю, что не только учителя филологи должны развивать читательскую грамотность у учащихся, но и остальные коллеги тоже должны развивать в учащихся функциональную грамотность. Ведь основная задача школы – стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.
Мои мысли по теме улучшения данного процесса:
- Проводить еженедельно словарную практическую работу по изучению отдельных орфограмм в русском языке, которые вызывают затруднения у слабоуспевающих учеников.
- Разнообразить структуру чтения литературных произведений через творческое осмысление – диалоги, эссе-рассуждение, ролевая игра.
- Вербальное восприятие письменной речи, проводить через оформление стендов (написание статьи, реферата).
- Разрабатывать задания к текстам на грамотность чтения: аналитические, информационные, позиционные, интерпретационные. Использовать таксономию Блума.
- Больше в своей практике использовать интерактивные методы обучения.
- Правильно подбирать текстовый материал, чтобы он нес в себе воспитательный характер, связь с жизнью.