Познакомить с произведением. Расширить знания детей о творчестве Братьев Гримм
Зражевская Наталья Игоревна
Цель урока: Познакомить с произведением. Расширить знания детей о творчестве Братьев Гримм
Задачи урока:
- Воспитание личности школьника – нравственное, эстетическое и гражданское;
- Развитие и совершенствование навыков беглого и осознанного чтения, эмоциональное воспроизведение прочитанного; связный пересказ произведения;
- Знакомство с композиционными, жанровыми, языковыми особенностями произведения; умение принять участие в анализе развития действия, художественных образов, проблемном и стилистическом (языковом) анализе;
- Развитие воображения, адекватно воссоздающего художественный мир, словесное рисование портрета героя, картин природы;
- Развивать умение различать произведения по жанровому признаку, выражать свое отношение к героям и их поступкам; формирование внимательного и бережного отношения к языковым особенностям художественного произведения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Ход урока.
1 | Организационный момент. Эмоциональный настрой. |
2 | Повторение. Проверка домашнего задания. |
3 | Сообщение темы и целей урока. |
4 | Знакомство с тестом. |
1) Вступительное слово учителя | |
Якоб родился 4 января 1785 г., Вильгельм -24 февраля 1786 г. в семье чиновника. Росли в благополучной семье, в атмосфере любви и добра.
За четыре года вместо положенных восьми лет братья окончили полный курс гимназии. Получили юридическое образование, служили профессорами в Берлинском университете. Создали «Немецкую грамматику» и словарь немецкого языка. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских и семейных сказок» (1812, 1815, 1822). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Белоснежка», «Золушка», «Золотой гусь», «Волк и семеро козлят» – всего около 200 сказок. Некоторые учёные считают, что братья Гримм не сочиняли сказки, а обрабатывали и творчески пересказывали лишь те, которые записывали со слов народных сказителей. Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык. В России они многократно переиздавались. |
|
2) Развитие творческого воображения. | |
Как вы думаете о ком эта сказка?
Действительно ли портной храбрый? |
|
3) Чтение учителем | |
4) Чтение учащимися. | |
5 | Работа с текстом |
Действительно ли портной храбрый? Серьезность этого названия ставится под сомнение после чтения первой части сказки, когда портной Ганс уговаривает мух не есть его варенье, а потом убивает тряпкой семерых мух и вышивает на поясе надпись: «Когда злой бываю, семерых убиваю». – Как вы думаете, действительно ли Ганс поверил в то, что он сильный и храбрый? (Да, он смело подошел к великану и пригласил его по свету странствовать; он с гордостью показывает вышитый пояс). Уверенность Ганса в своей силе позволила великану засомневаться: «Кто его знает, может, он и, верно, сильный человек. Надо его испытать». – Какое испытание в силе предложил великан? – Кто вышел победителем из этого испытания? – Почему Ганс спокоен в борьбе с великаном? («Только и всего?—говорит портной.— Ну, для меня это дело пустое»). Найдите строчки для ответа в самой сказке. («Я слаб, да умен, а ты силен, да глуп. Я всегда тебя обмануть сумею»). Найдите и прочитайте примеры, которые говорят о силе и глупости великана. Как обхитрил Ганс великанов в пещере и остался жив? |
|
6 | Работа над содержанием. |
Как стал служить у короля?
Почему королевские слуги поверили в силу Ганса? О чем это говорит? («Что нам хорошего ждать от этого силача? Ведь он, когда злой бывает, семерых убивает. Так у него и на поясе написано»). Поверив надписи, но не проверив ее —- так могут поступать только доверчивые и глупые люди. Какую поговорку здесь уместно вспомнить? «Доверяй, но проверяй». Поверил надписи и сам король. С какой целью он посылает Ганса в лес? (Не с целью проверки его силы и храбрости, а с целью избавления от Ганса: «А вдруг этот силач и в самом деле рассердится, воинов моих перебьет, меня зарубит и сам на мое место сядет. Как бы от него избавиться?»). И посылает глупый король портного в лес к разбойникам. Но и тут сообразительный Ганс знает, что делать — поссорил разбойников. Прочитайте слова Ганса, когда разбойники убили друг друга. Что является правдой, а что вымыслом в его словах? Правдой ли являются слова портного. «Когда злой бываю, семерых убиваю»? Чем «убивает» своих противников Ганс? (Силой ума, сообразительностью, хотя внешне герой и кажется нам простаком и глупцом). Каких народных героев сказок напоминает вам Ганс? (Иванушку-дурачка, который сначала кажется глупым простачком, а потом проявляет ум и смекалку). Чем заканчивается сказка? Как называется эта часть сказки? (Концовка). |
|
7 | Итог урока. |
– Чему учились на уроке?
– Что нового узнали? |
|
Домашнее задание. | |
Чтение и пересказ сказки «Храбрый портной». |
Bilimger.kz Республикалық білім порталы
Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.
Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718