Заработанный рубль (грузинская народная сказка)
Алпысбаева Акмарал Медеубаевна
Предмет: Литературное чтение
Дата:
Учитель: Алпысбаева А.М
Тема: Заработанный рубль (грузинская народная сказка)
Цели:
- Продолжить знакомство со сказками, активизировать знания о сказке, обогатить словарный запас учащихся, формирование творческого мышления
- развивать умения аргументировать, грамотно выражать свои мысли в устной форме, развивать смекалку, память, находчивость, артистизм, развитие техники выразительного чтения
- воспитание трудолюбия, любви и уважения к труду, воспитание уважительного отношения к старшим
класс поделен на 4 микрогруппы
Тип урока: объяснение нового материала
Наглядности: интерактивная доска, слайды, иллюстрации, диаграмма Венна, учебник, фломастеры, плакаты
Эпиграф урока: Труд человека кормит, а лень портит
Ход урока:
I Орг. момент
Психологический настрой.
– Здравствуйте, ребята!
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
– Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения! Сегодня на уроке нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощником вам будут внимание, находчивость, смекалка.
II Опрос домашнего задания
– Урок мы начнем с проверки домашнего задания. Задания даны были по группам по уйгурской народной сказке «Лев, волк и лиса»
1 группа – пересказ сказки (2 ученика)
2 группа – описание иллюстраций, нарисованных учениками (2 ученика)
3 группа – работа по диаграмме Венна (Лев-волк), (Волк – лиса)
4 группа – инсценировка сказки
– Молодцы, ребята! Хорошо подготовили домашнее задание. Все приняли активное участие.
III Новая тема
– Ребята, мы познакомимся с грузинской народной сказкой «Заработанный рубль». Вы с ней знакомы, изучали на уроках казахской литературы (слайд №1)
Опережающее задание: Можно по названию сказки определить тему, о чем будет говориться в сказке? (Да, о труде)
– Как образовано слово заработанный? Образовано от слова заработать – работа (слайд№2)
-Подберите синонимы к слову труд (работа, дело, занятие)
– Как вы думаете , какая эта сказка? (бытовая)
– Какие бывают сказки? Охарактеризуйте виды сказок? (волшебные, бытовые, о животных)
– Эпиграфом урока взяты слова: Труд кормит, а лень портит
– Ребята, к какому устному народному творчеству отнесем слова? (пословица)
– А теперь , ребята, познакомимся с текстом
Стратегия «чтение с остановками»
- Учитель читает I часть
Словарная работа (слайд №3)
Вопросы по тексту:
– Какой был отец?
– А каким был сын?
– Что сказал отец перед смертью?
– Хочет сын получить наследство?
- Учитель читает II часть текста
Словарная работа (слайд №4)
Вопросы по тексту:
– Как отнеслась мать лентяя к предложению отца? Что она посоветовала?
– Что из этого получилось?
- Учитель читает III часть текста
Словарная работа (слайд №5)
Вопросы по тексту:
– Заработал ли сын в третий раз?
– Как поступил отец?
– Что сделал сын? Почему ему было жаль своих денег?
– Почему отцу важно было заставить сына работать?
Задание: прочитать и записать слова отца в тетрадь.
Закрепление: выразительное чтение учениками по ролям.
Учитель:
– Ребята, возвратимся к эпиграфу урока. Объясните значение пословицы. Подходит она к нашему уроку?
– Вспомните, какие пословицы знаете на казахском языке?
Задание №1: собрать пословицы на русском языке, объяснить и записать в тетради (каждой группе даны части пословиц) (слайд №6)
Пословицы:
- Без труда и хлеб не родится никогда
- Землю красит солнце, а человека – труд
- Труд кормит и одевает
- Золото познается в огне, человек – в труде
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда
- Где работано, там и густо, а в ленивом дому пусто
- Ешь досыта, а работай до пота
- Знание и труд все перетрут
Задание №2: написать синквейн. (слайд №7)
I группа – отец
II группа – сын
III группа – лень
IV группа – труд
Учитель:
– Молодцы, ребята! Следующий вид работы – стратегия «верные – не верные утверждения». Отвечаем одним словом «да» и «нет». (слайд №8)
Утверждения:
- Отец был лентяй
- Сын был трудолюбивый
- Мать жалеет сына
- Хочется ленивому получить наследство
- Целую неделю сын работал
- Отец жалеет сына
- Чужие деньги дёшево стоят
Учитель:
– Ребята, а кто из вас когда-нибудь своим трудом заработал деньги? Как их заработали? Легко ли заработать деньги? (ответы учащихся)
– Да, вы правы, лёгких денег не бывает. Их надо заработать честным трудом. Чтобы жить хорошо, надо работать. Об этом нам говорит сказка и пословицы. Наш главный труд – это учёба. Вы должны хорошо учиться.
– Ребята, какой валютой мы пользуемся в нашей стране? (тенге)
– Что вы можете рассказать о тенге?
Сообщение ученика о тенге (слайд №9, 10)
Рефлексия
– Итак, ребята, мы выполнили много заданий. Молодцы! Вы все хорошо поработали. Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали на этом уроке? Если вам понравился урок, поднимите зеленые светофорчики. Если есть вопросы – то желтые.
Подведение итогов, комментирование оценок.
Домашнее задание: выразительное чтение и пересказ сказки «Заработанный рубль», самостоятельно прочитать сказку стр. 97 «Хан и хлеб».