Заработанный рубль (грузинская народная сказка)

Алпысбаева Акмарал Медеубаевна

Предмет: Литературное чтение

Дата:

Учитель: Алпысбаева А.М

Тема: Заработанный рубль (грузинская народная сказка)

Цели:

  • Продолжить знакомство со сказками, активизировать знания о сказке, обогатить словарный запас учащихся, формирование творческого мышления
  • развивать умения аргументировать, грамотно выражать свои мысли в устной форме, развивать смекалку, память, находчивость, артистизм, развитие техники выразительного чтения
  • воспитание трудолюбия, любви и уважения к труду, воспитание уважительного отношения к старшим

класс поделен на 4 микрогруппы

Тип урока: объяснение нового материала

Наглядности: интерактивная доска, слайды, иллюстрации, диаграмма Венна, учебник, фломастеры, плакаты

Эпиграф урока:  Труд человека кормит, а лень портит

Ход урока:

I   Орг. момент

Психологический настрой.

– Здравствуйте, ребята!

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

– Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения! Сегодня на уроке нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощником вам будут внимание, находчивость, смекалка.

II Опрос домашнего задания

– Урок мы начнем с проверки домашнего задания. Задания даны были по группам по уйгурской народной сказке «Лев, волк и лиса»

1 группа – пересказ сказки (2 ученика)

2 группа –  описание иллюстраций, нарисованных учениками (2 ученика)

3 группа – работа по диаграмме Венна (Лев-волк), (Волк – лиса)

4 группа – инсценировка сказки

Молодцы, ребята! Хорошо подготовили домашнее задание. Все приняли активное участие.

III   Новая тема

Ребята, мы познакомимся с грузинской народной сказкой «Заработанный рубль». Вы с ней знакомы,  изучали на уроках казахской литературы  (слайд №1)

Опережающее задание: Можно по названию сказки определить  тему, о чем будет говориться в сказке?   (Да, о труде)

–  Как образовано слово заработанный?  Образовано от слова заработать – работа (слайд№2)

-Подберите синонимы к слову труд (работа, дело, занятие)

– Как вы думаете , какая эта сказка? (бытовая)

– Какие бывают сказки? Охарактеризуйте виды сказок? (волшебные, бытовые, о животных)

– Эпиграфом урока взяты слова: Труд кормит, а лень портит

– Ребята, к какому устному народному творчеству отнесем слова? (пословица)

– А теперь , ребята, познакомимся с текстом

Стратегия «чтение с остановками»

  • Учитель читает I часть

Словарная работа (слайд №3)

Вопросы по тексту:

– Какой был отец?

– А каким был сын?

– Что сказал отец перед смертью?

– Хочет сын получить наследство?

  • Учитель читает II часть текста

Словарная работа (слайд №4)

Вопросы по тексту:

– Как отнеслась мать лентяя к предложению отца? Что она посоветовала?

– Что из этого получилось?

  • Учитель читает III часть текста

Словарная работа (слайд №5)

Вопросы по тексту:

– Заработал ли сын в третий раз?

– Как поступил отец?

– Что сделал сын? Почему ему было жаль своих денег?

– Почему отцу важно было заставить сына работать?

Задание: прочитать и записать слова отца в тетрадь.

Закрепление: выразительное чтение учениками по ролям.

Учитель:

– Ребята, возвратимся к эпиграфу урока. Объясните значение пословицы. Подходит она к нашему уроку?

– Вспомните, какие пословицы знаете на казахском языке?

Задание №1: собрать пословицы на русском языке, объяснить и записать в тетради (каждой группе даны части пословиц) (слайд №6)

Пословицы:

  1. Без труда и хлеб не родится никогда
  2. Землю красит солнце, а человека – труд
  3. Труд кормит и одевает
  4. Золото познается в огне, человек – в труде
  5. Без труда не выловишь и рыбку из пруда
  6. Где работано, там и густо, а в ленивом дому пусто
  7. Ешь досыта, а работай до пота
  8. Знание и труд все перетрут

Задание №2: написать синквейн. (слайд №7)

I группа – отец

II группа – сын

III группа – лень

IV группа – труд

Учитель:

– Молодцы, ребята! Следующий вид работы – стратегия «верные – не верные утверждения». Отвечаем одним словом «да» и «нет». (слайд №8)

Утверждения:

  • Отец был лентяй
  • Сын был трудолюбивый
  • Мать жалеет сына
  • Хочется ленивому получить наследство
  • Целую неделю сын работал
  • Отец жалеет сына
  • Чужие деньги дёшево стоят

Учитель:

– Ребята, а кто из вас когда-нибудь своим трудом заработал деньги? Как их заработали? Легко ли заработать деньги? (ответы учащихся)

– Да, вы правы, лёгких денег не бывает. Их надо заработать честным трудом. Чтобы жить хорошо, надо работать. Об этом нам говорит сказка и пословицы. Наш главный труд – это учёба. Вы должны хорошо учиться.

– Ребята, какой валютой мы пользуемся в нашей стране? (тенге)

– Что вы можете рассказать о тенге?

Сообщение ученика о тенге (слайд №9, 10)

Рефлексия

– Итак, ребята, мы выполнили много заданий. Молодцы! Вы все хорошо поработали. Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали на этом уроке? Если вам понравился урок, поднимите зеленые светофорчики. Если есть вопросы – то желтые.

Подведение итогов, комментирование оценок.

Домашнее задание: выразительное чтение и пересказ сказки «Заработанный рубль», самостоятельно прочитать сказку стр. 97 «Хан и хлеб».

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *