“Девочка на шаре” В.Драгунский
Каппасова Айман Советовна
Цели:
- Способствовать ознакомлению детей с произведением Виктора Драгунского “Девочка на шаре”. Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения во время и после чтения.
- Совершенствование техники чтения; развитие устной речи, мышления, памяти, внимания; пополнять словарный запас; совершенствовать навыки выразительного, грамотного, внимательного чтения.
- Воспитание чуткого, сострадательного, доброго человека, готового прийти на помощь и умеющего ценить дружбу.
Оборудование: хрестоматия, карточки, доска, портрет Виктора Драгунского, произведения Виктора Драгунского.
Ход урока.
I.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
- Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в деятельность.
- Выделить содержательную область “могу”.
Организация учебного процесса на I этапе.
1.На доске слова: Мама, папа, я = мы
– В какую одну тему можно объединить эти слова? (семья)
– Какое отношение может иметь слово семья к нашему уроку литературного чтения? (раздел, который мы изучаем называется “Мы с папой и мамой”).
– Чему посвящены произведения этого раздела? (семье, то есть детям, папам, мамам).
– Какова тема этих произведений? (взаимоотношения детей и родителей, их чувства)
- Хотели бы вы и дальше окунуться в мир отношений детей с родителями, почувствовать то что переживают герои? (да).
– Ну что ж: в Добрый путь!
“Где есть желание, найдется путь”.
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цели:
- Актуализировать учебные знания, необходимые для восприятия нового материала: повторить названия произведений изученные ранее, авторов, героев.
- Актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала: внимание, память, обобщение, аналогия.
- Зафиксировать необходимость введения нового материала (произведения).
Организация учебного процесса на II этапе.
1.С какими произведениями и каких авторов мы уже познакомились в разделе “Мы с папой и мамой”?
Опорный конспект – на доске.
– “Всё в порядке.” | Эдуард Успенский |
– “Если был бы я девчонкой”- “…Бы?” | Виктор Драгунский |
– “Подарки под подушкой” | Ю.Коринец |
– “Разговор с дочкой” | А.Л.Барто |
– “Красные яблоки” | И.Дик |
– “Перед сном” | А.Л.Барто |
2.С какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке? ( “Красные яблоки”, “Перед сном”).
3.Что же интересного вы узнали из этих произведений, мы сейчас и проверим выполнив задания в группах. (задания по группам: 1гр, 2гр, 3гр.)
1 группа
Карточка
Стихотворение А.Л.Барто “Перед сном”.
Задание: – Восстановить текст (проставить цифры)
– Рассказать наизусть стихотворение одному из участников группы.
Зажигают фонари
Сядь со мной,
Перед сном.
Поговори.
За окном.
Целый вечер
Не была
Ты со мной
Да дела.
У тебя всё дела
Поговорим
Перед сном,
Сядь со мной,
На фонари
За окном.
Поглядим.
Дополнительный вопрос: Какая основная мысль стихотворения? (ребёнок скучает, ему не хватает общения).
2 группа
Карточка
Стихотворение А.Л.Барто “Перед сном”.
Задание: Ответить на вопросы (тебе помогут слова и словосочетания в скобках, подчеркни подходящие).
- От имени кого написано стихотворение? (ребёнка, мамы, папы)
- О чём, как вы думаете, хочет поговорить с мамой герой стихотворения? (он скучает, хочет конфет, поделиться новостями, позвать на улицу)
- Понятно ли из стихотворения кто это – сын или дочка? (Да, нет)
- Что нам подсказывает, что эта девочка? (текст, иллюстрации)
- Может ли на месте девочки быть мальчик? (Да, нет) Почему?
- Какое настроение надо передать при чтении стихотворения? (грустное, весёлое)
– Расскажи наизусть, соблюдая интонацию.
3 группа
Карточка
Рассказ “Красные яблоки” Иосиф Дик.
Задание: Найди ответы в тексте на следующие вопросы (отметь карандашом, зачитай)
Вопросы:
- Какое цирковое представление наблюдали из окна напротив Валерка и Севка?
- В какую игру предложил играть Валерка?
- Кто виноват в том, что на тротуаре появилось “хрустальное озерцо”?
- От чего встрепенулся Валерка?
- Почему Валерке становится страшно?
- Как Валерка встретил маму?
Коллективная проверка выполненных заданий (защита группами своего задания).
III. Постановка учебной задачи.
Цель:
- Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость изучения нового произведения.
- Согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на III этапе.
1.На доске слова. Разделите их на 2 группы.
- фонарь
- за окном
- жонглёр
- Валерка и Севка
- зажигают
- наледь
- клоун
- целый вечер
- арена
- красные яблоки
- дела
- скорая помощь
- цирковое представление
- перед сном
2.По какому признаку вы их делили? ( по произведениям: “Красные яблоки”, “Перед сном”)
– Какие слова остались, назовите? Почему мы не смогли их определить не в одно из этих произведений?
– Можно ли их объединить в одну тему? Определите тему? (цирк)
- Как вы думаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся? Чему оно будет посвящено? (цирку).
4.Откройте учебник на стр. 130. Прочитайте название произведения, кто автор?
5.Сформулируйте тему урока: В.Драгунский “Девочка на шаре”.
– Чему мы будем учиться на уроке. Каковы наши задачи?
Дети:
- Познакомиться с содержанием произведения В.Драгунского “Девочка на шаре”. Определить тему произведения, героев произведения.
- Развивать устную речь, мышление, память, внимание, умения работать с текстом. Совершенствовать технику чтения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для определения темы произведения, знакомство с героями текста, совершенствование техники чтения.
Организация учебного процесса на IV этапе.
Запись в тетради: “Число, классная работа, тему урока”.
Мы изучили много произведений В.Драгунского. Каким вы его представляете? (это человек который интересуется жизнью детей их взаимоотношениями с родителями).
Словарная работа, лексическая работа.
– На доске слова: как вы их понимаете? Замените их другими словами.
- Ужасно
- Расхохотался
- Карабкались
- Занавески
- Потеха
- Подшибал
- Суматоха
- Засветил
- Нахлобучка
- Неразборчивым голосом
Правильное чтение слов: что, взрослые, в середине, блестящие, артист – жонглёр, вверх, затылком (как это?), ни с того ни с сего (как это по другому?), в дирижёра (кто это?), барабанщик, рассердился, тетеньке, в прическу, хохотали чуть не померли (как это?), успокоиться, объявляет.
а) -Какие произведения Драгунского мы читали? Что можем предположить о героях произведения? О жанре?
– Рассмотрите иллюстрацию стр.130? Где будет происходить событие? Кто это – девочка на шаре?
– Как называется раздел, в который входит это произведение? Что можно тогда предположить о героях?
б) Чтение 1 части вслух по абзацам, комментарий по ходу чтения.
– Кто выступает в роли рассказчика?
– Кто такая Аленка?
– Почему Дениска мало что запомнил из посещения циркового представления.
Вопросы к 1-й части:
– Каким мы видим Дениску?
– Какое настроение передается читателям? Когда вам было смешно?
– Как рассказчик добивается улыбки читателя? (Переносит цирковое представление в реальную жизнь, события описываются глазами ребёнка).
– Узнали ли мы что – нибудь о девочке на шаре?
в) Чтение второй части про себя, выборочное чтение по вопросам:
– Что понравилось Дениске в цирке?
– Когда началась потеха?
– Почему потеха перешла в суматоху?
Вопросы и задания ко второй части:
– Что мы узнали о вкусах Дениски?
– Как автор создает у читателя ощущения сопричастности?
– Как надо читать отрывок о выступлении жонглёра?
– Прочитайте его выразительно?
– Что узнали про девочку на шаре?
г) Чтение 3 части вслух. Вопросы и комментарии по ходу чтения.
– Представьте себе эту девочку. Что в ней было особенного?
– Какая музыка сопровождает выступление девочки? Почему тихая музыка и звон колокольчиков понравились Дениске, он же любил все веселое?
– Какое открытие поразило Дениску?
– Какое желание возникло у мальчика? Почему?
– Почему Дениска “уже ни на что не хотел смотреть”?
Вопросы и задания после чтения 3 части:
– Почему же Дениску не развеселило выступление клоуна с петухом?
– Что нового вы почувствовали в Дениске? (Он в душе поэт, кажется взрослее, серьезнее).
- Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: зафиксировать во внешней речи обобщение по частям произведения.
Организация учебного процесса на V этапе.
1.Как вы думаете, каково лексическое значение слова “душа”? Однозначным или многозначным является это слово? (душа – это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа – человек – это добрый человек. Слово является многозначным).
2.Проверим правильность наших ответов по толковому словарю. (Толкование данного слова читает заранее подготовленный ученик).
Душа:
- Внутренний психический мир человека, его сознание.
- То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.
- Вдохновитель чего – нибудь, главное лицо.
- В старину: крепостной крестьянин.
- О человеке в устойчивых сочетаниях.
- Итог урока.
– Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?
– Появятся ли другие персонажи?
VII. Домашнее задание.
- Дочитать рассказ, записать вопросы, которые возникнут по ходу чтения 4 и 5 частей.
- Ответить на первый и второй вопросы стр.138.