Урок – путешествие (обобщающий материал по основным разделам русского языка)
Газизова Гульзада
Цели:
Обучающие цели:
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
Формировать умения применять полученные знания на практике.
Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
Развивающие цели:
Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Воспитывающие цели:
Воспитывать умение работать в группах.
Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:
Раздаточный материал.
Презентация “Игра-путешествие”.
Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.
Ход мероприятия:
- Организационный момент
Класс делится на 4 команды. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.
Правильный ответ оценивается красной карточкой, неполный – зеленой карточкой.
Во время движения паровозика (на слайдах) учитель загадывает название станций.
Управление презентацией осуществляется по щелчку мышки
- Вводная часть
– Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А” (смотри слайд №3)
– Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)
– Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.
- Основная часть
– Наш поезд приближается к станции. Ее название – раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?
- СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА
– Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции “Оживи бабочку”.
(смотри слайд №5, раздаточный материал “Фонетика” – иллюстрация бабочки)
– На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).
Загадки.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
– Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.
– Проверим ваши ответы (смотри слайд №5)
– Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
– Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.
- СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
– Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию (смотри слайд №7, раздаточный материал “Словообразование”)
Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли
– Назовите способ образования слов.
– Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
– Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.
- СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА
– Отгадайте шарады “Из волшебного короба” (смотри слайд №9)
Учитель читает шарады:
1 команда
Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)
2 команда
Начало слова – лес, конец – стихотворение,
А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)
3 команда
Начало – голос птицы, конец на дне пруда,
А целое в музее найдете без труда. (Картина)
4 команда
Начало деревом зовется, конец – местоимение.
Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)
– Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
– Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.
- СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ
– Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение” (смотри слайды №11, №12, №13, №14)
Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит
– Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
– Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.
- СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ
– Игра “Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)
Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.
– Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
– Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.
- СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ
Отгадайте кроссворд (смотри слайды №18, №19, раздаточный материал “Морфология”)
Кроссворд
Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
Изменение слов по падежам называется…?
Как называется изменение имен существительных?
Как называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Определите часть речи выделенного слова:
Снежное покрывало землю покрывало.
– Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.
- Заключительная часть
Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек), награждение команд.