Научно-методическое сопровождение трехъязычного образования в условиях обновления содержания среднего образования
Кайдаулова Динара Ериковна
Современные интеграционные процессы, происходящие в обществе, углубление международного взаимодействия, рост профессиональных, научных, культурных обменов обусловили поступательное развитие полиязычного образования во всем мире.
В Казахстане идея трехъязычия провозглашена Президентом страны как один из важнейших социальных приоритетов, суть которого в том, чтобы каждый казахстанец проникся идеей овладения тремя языками, а система образования создала для этого реальные условия.
Конечная цель – способствовать прорыву экономики государства, конкурентоспособности и успешному вхождению в мировое пространство. Полиязычное образование при этом рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения, а изучение языков – как один из главных индикаторов адаптации человека к новым социально-политическим и социально-культурным реалиям.
Мир быстро становится другим в связи с глобализацией и модернизацией, которые влекут за собой огромные проблемы для людей общества. Школы должны подготовить учеников жить и работать в мире, в котором большинству людей необходимо сотрудничать с людьми разных культурных слоев, принимать во внимание различные идеи, перспективы и ценности.
В мире, в котором люди должны решать, как доверять и сотрудничать, несмотря на наличие различий, часто преодолевая при этом пространство и время с помощью технологий и мире в котором их жизнь будет зависеть от вопросов, которые выходят за пределы национальных границ. Школы 21 века должны помогать ученикам развивать самостоятельность и самобытность, которая осознает реальность национального и глобального плюрализма, подготавливая их к тому, чтобы они могли присоединиться к другим в жизни, работе и гражданской позиции.
Организации образования республики Казахстан формирует основы коммуникативной компетентности учащихся с целью развития функциональной грамотности.
Организации образования республики Казахстан внедряет политику трехъязычия через обучение казахскому, русскому и английскому языкам
с 1 класса. Изучение всех трех языков направлено на формирование коммуникативных навыков через развитие четырех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).
Научно-методическое сопровождение трехъязычного образования предполагает его обеспечение дидактическими средствами: учебными программами, учебниками, учебными пособиями, мультимедийными ресурсами и т.д.
Целью данной учебной программы является формирование основ для развития коммуникативных навыков, которые обеспечивают свободное владение языком в различных сферах и ситуациях, также навыков, необходимым для взаимодействия, взаимопонимания и улучшения уровня языков. Изучение языков позволит учащимся использовать языковые навыки в реальной жизни для получения , отбора, обработки и передачи необходимой информации.
Из целей обучения предметам вытекают следующие задачи для учащихся:
-Развивать словарный запас учащихся, умение конструировать синтаксические структуры в соответствии с нормами языков,
-Обогащать словарный запас коммуникативно-актуальной лексикой и фразеологией языков,
-Развивать навыки слушания, чтения, говорения и письма,
-Развивать коммуникабельность за счет ролевых игр в рамках тем общения,
-Формировать способности и навыки, необходимые для общения в повседневной жизни, социально-бытовой и социально-культурной сферах жизни,
-Понимать ценности культур народов.
Политика трехъязычия в школах определяет подходы в обучении и роли учителей языковых и неязыковых дисциплин.
Это естественный подход по Крашену и Террелл , который стремится сделать задания в классе, как можно более содержательными, связав их с реальным миром и используя реальные материалы для чтения (например, брошюры, листовки, веб-страницы), а не тексты из книг.
Естественный подход способствует формированию понимания и установлению коммуникаций, а также стремится укрепить подлинную связь среди учащихся. Естественный подход используется с другими методами, такими как метод физического реагирования и обучение коммуникативному языку.
Во время заданий метод физического реагирования помогает учащимся понять язык, рассматриваемый учителем. Понимание поддерживается за счет картинок, жестов, и действий. Таким образом, учащиеся понимают «входную информацию» и демонстрируют свое понимание физически, а не через языковой «результат». Например, подними карандаш, подойди к двери и т.д.
Коммуникативный метод обучения рассматривает основные языковые навыки (устную и письменную речь, грамматику, чтение и аудирование) развиваются одновременно в процессе живого общения.
Учителя языковых дисциплин в общеобразовательных школах должны поддерживать внедрение политики трехъязычия через использование уровневого обучения языкам, обеспечивая развитие личностных, социальных навыков учащихся и достижение образовательных целей обучения. Учителям языковых дисциплин необходимо поощрять в учащихся стремление к размышлениям о сходствах и различиях казахского, русского и английского языков и каким образом они проявляются. С целью дополнения содержания предмета учителям необходимо осуществлять связь между предметами, используя дополнительные темы, тексты, виды деятельности из других предметных областей, что позволит развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся в учебной деятельности, формировать познавательные интересы.
Изучение трехъязычия в школах способствует:
-Развитию коммуникативных навыков в устной и письменной речи,
-Развитие связной речи -монолог, диалог, беседа,
-Развитию осознанного, правильного, беглого, выразительного чтения,
-Развитию творческого воображения,
-Формирование общечеловеческих ценностей.
Программа способствует становлению фундаментального мировоззрения учащихся, формирует и развивает их коммуникативную компетенцию, дает возможность пользоваться информацией научно-технической, художественно- эстетической, социальной сфер, помогает ориентироваться в общемировом образовательном пространстве. Овладение языками поможет учащимся адаптироваться в быстроменяющемся мире, успешно регулирует ситуативно-речевое поведение как в учебной , так и в будущей профессиональной деятельности, использовать различные источники информации и современные информационные технологии для выражения и обоснования собственного мнения.
Предметы, как казахский, русский, английский языки являются обязательными учебными предметами в программе, которые способствуют развитию языка и познавательной деятельности.
Казахстан идет дальше: от двуязычия к трехъязычию (казахский, русский, английский). И это также вполне естественно. И русский и английский язык являются не только средствами общения, но оптимальными каналами получения мировых знаний. Но в трехъязычии, как и в двуязычии, главное – давать возможности учиться, ни к чему не принуждая, и это основа решения языковой проблемы в Казахстане.