Ведущая школа в условиях обновления содержания образования

Назарова Амина Есенгельдиевна

На современном этапе развития системы среднего образования сетевое сообщество рассматривается как ключевой механизм профессионального развития педагогов и инновационного функционирования общеобразовательных школ в условиях обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Профессиональное сетевое сообщество педагогов – это новое понятие, которое только сейчас входит в систему казахстанского образования. Еще Платон сказал: «Будущее зависит от того, о чем мы думаем сегодня». Так вот, сообщество педагогов – это будущее! Чтобы успешно жить в быстро меняющемся современном мире, учителям постоянно нужно овладевать новыми знаниями, все время расти, работать над собой, иначе завтра можно остаться невостребованными обществом. Патрик Гриффин, крупнейший специалист по оценке навыков 21 века, отмечал: «Можно проследить, как менялось рабочее место человека: сначала это была ферма, потом фабрика, потом офис и вот, наконец, виртуальное рабочее место. Образовательная система должна меняться вместе с этим. Если она так и останется на уровне заучивания фактов, то никогда не сможет подготовить людей к жизни: наши дети, закончив университет, не смогут найти работу, не смогут поддерживать нас самих».

Что же делать современному учителю, чтобы быть постоянно востребованным, нужным ученикам, родителям, коллегам? Ответ один: постоянно вносить в свой график обучение, профессиональное развитие. Мы сейчас идем к тому, чтобы школы сами внутри себя организовывали курсы повышения квалификации, для этого мы уже начали готовить тренеров из числа учителей. В нашей школе тренерские курсы прошли шесть учителей.Первыми прошли курсы школьного тренера учитель биологии Баймурзилова А.М. и учитель истории и социально-политических дисциплин Леонова Л.Д.По приказу школы были набраны и закреплены за тренерами группы учителей, которые прошли обучение. Во время обучения учителя понимали, что надо быть постоянно готовым к изменениям. По итогам года пять учителей получили сертификаты.

С внедрением обновленного содержания образования и стремлением выйти с нашими аттестатами зрелости после средней школы на международный уровень ЕНТ постепенно будет интегрировано в международные экзамены, а это значит – учителя естественно-математических дисциплин уже сегодня должны изучать английский язык.Методология трехъязычного образования в современных условиях определяется, прежде всего, историческими и социально-педагогическими предпосылками, а также лингводидактическими концепциями. Первые из них обусловлены тем, что:

1) языковая ситуация советского Казахстана исторически обусловила русско-казахский (не казахско-русский) билингвизм, поэтому научно-методическая база обучения русскому языку как родному и как неродному имеет высокий уровень разработанности;

2) до Независимости в Казахстане значительно преобладала доля школ с русским языком обучения, в которых казахский язык не изучался, и это явилось сдерживающим фактором развития его функциональной активности и обусловило дефицит педагогического опыта в вопросах обучения казахскому языку, в том числе и как неродному языку;

3) объявление государственного статуса казахского языка и реальный уровень его функционального употребления дали возможность увеличить объем учебного времени в Типовых учебных планах, тем не менее и на сегодняшний день недостаточно  теоретических и прикладных исследований лингводидактических аспектов казахского языка;

4) современная языковая ситуация осложнена еще и тем, что в лингвокоммуникативное пространство казахстанского сообщества активно входит английский язык, который требует его изучения в объеме, необходимом для интеграции в мировую экономику.

Все указанные выше позиции явились предпосылками для реализации в Казахстане идеи триединства языков, которая выражена следующей формулой: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем английский.

В нашей школе с 2016 года учителя информатики, биологии, физики, химии повышают уровень квалификации на курсах по программе полиязычья.В 2017 году  учитель физики Сапакова А.С. закончила курсы  уровня А2 (ELEMENTARU). Если учитель хочет остаться при работе, он не должен делать себе поблажек на возраст, усталость, дефицит времени. Так, завтра будет востребован учитель математики со знанием английского языка!
Меняется мир, и мы не можем быть закрытым обществом. Уже скоро школа станет совсем иной: такой, которую мы стараемся построить в контексте обновления содержания. Учителям необходимо развивать навыки коммуникаций и совместной работы. Если взять, к примеру, наши районные школы уже начали общаться в рамках сетевого сообщества, далее они выйдут еще на более высокий уровень – общение между сетевыми сообществами области, республики. В одной электронной книге, составленной американскими авторами, «21 признак учителя 21 века», написано обращение ко всем педагогам мира: «Вы осознаете важность профессионального развития, вы читаете блоги, присоединяетесь к сетевым сообществам». И это на самом деле очень важно, так как в необозримом будущем все изменения, которые затронут общество, затронут и педагогов! В будущем вся трудовая деятельность будет больше базироваться на проектной деятельности, на совместном участии.

Каким образом оказывается им поддержка? Для более эффективного охвата посткурсовой поддержкой ЦПМ создана сеть Ведущих школ. Сейчас по инициативе ЦПМ в районе  уже работают 2 Ведущие школы, задача которых – помочь своим коллегам в вопросах профессионального развития. На базе Ведущих школ тренеры обучают, консультируют учителей-лидеров, прошедших обучение по программе 1 (продвинутого) и 2 (основного) уровней, для их дальнейшей работы на базе прикрепленных магнитных школ с учителями, обученными по программе 3 (базового) уровня, или с теми, кто вообще не обучался.

Какие сильные стороны в работе сетевых сообществ учителей можно выделить? В первую очередь, это поддержка творчески работающих учителей, которые кроме своей основной преподавательской деятельности работают над профессиональным развитием своих коллег. Для каждого учителя важно быть признанным своими коллегами! В качестве сильных сторон также можно выделить постоянный обмен опытом школьной практики, обратную связь между тренерами и учителями, пополнение знаний по методикам обучения.

Трансформация профессионального развития учителей сегодня требует чуткого отношения. Одних курсов повышения квалификации мало. Недостаточно учителю пройти курсы один раз в 5 лет! Ведь повышение квалификации – это постоянный, непрерывный, циклический процесс. Надо задействовать как можно большее количество человеческих ресурсов. Это могут быть тренеры и менторы, которые работают с тем или иным учителем, и даже у директора школы может быть свой ментор-наставник. Учителя, которые прошли первый-второй уровень, должны быть школьными тренерами. Пока школа сама не будет заинтересована в необходимости повышения профессионального уровня своих учителей, пока директор не поймет, что нужно перестраивать педагогов – школа не изменится. Сегодня родители стараются выбирать школу для своих детей  по уровню, по степени уверенности в том, что их ребенку дадут основательные знания, чтобы в будущем он мог поступить в престижный вуз, быть конкурентоспособным человеком. Полноценное развитие ученика во многом зависит от профессионализма педагога.

В этом учебном году  с внедрением в практику обновления содержания образования в 1 классах  школ были проведены опросы среди родителей.  Во время анкетирования  родители отметили, что очень довольны тем, как их дети обучаются по новым программам, что за полгода их дети-первоклассники изменились и стали намного любознательнее и самостоятельнее, у них появился большой интерес к учебе, они задают дома интересные вопросы, им очень нравится работать в группе. На мой взгляд, ЕНТ не должно быть конечной целью школы. Оценку школе надо давать не по результатам ЕНТ, а по уровню развития учеников. С внедрением обновления содержания образования отношение к школе, к образовательной политике в целом, должно измениться.

Цель работы нашей школы, как ведущей: обмен опытом работы и обобщение передовогоопыта работы Школ поддержки обновления содержания среднего образования (далее – Ведущая школа) по созданию и развитию сетевого профессионального сообщества педагогов на основе реализации ключевых идей программ повышения квалификации педагогических работников, разработанных ЦПМ.

На  плановых семинарах   каждая магнитная  школа сумела показать свою индивидуальную работу, свою изюминку, и каждая оставляет о себе очень позитивное впечатление. Одна школа больший акцент делает на сотрудничество с родителями, другая – на исследовательскую деятельность. А в целом работа направлена на решение общих проблем, что в конечном счете влияет на повышение профессионального уровня педагогов, расширение его компетенций. Прежде всего, мы ориентируемся на результат – это ученик, выпускник школы, обладающий целым набором навыков, первые из которых – критическое мышление, командная работа, лидерские качества, гибкость адаптации к новым условиям, умение четко выстраивать мысли, искать и находить информацию, любознательность. В наших школах уже три года (с 2015 года)  идет обновление методик преподавания учителей, организации урока.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что основная масса педагогов, которая прошла уровневые курсы, старается делиться своим опытом с учителями. Количество учителе, прошедших обучение:6 директоров школ,7 учителей – первый уровень, 3 – второй уровень и 22  – третий. Всего 38 учителей за три года прошли программу уровневых курсов! Большое внимание уделяется обучению учителей по предметам. Уровневые курсы помогли организоватьпосткурсовую поддержку учителей. Закончив обучение и придя в школы, учитель не остался один на один со своими знаниями, а получил поддержку в лице своих коллег в сетевом сообществе, в лице тренеров ЦПМ и «Өрлеу».
На самом деле, вопросов для обсуждения очень много, многие моменты ГОСО вызывают споры у учителей. Но бесспорно одно: те требования, которые будут выдвигаться к нашим выпускникам, настолько высоки, что НАМ ПРОСТО НЕОБХОДИМО МЕНЯТЬСЯ! Насколько этот процесс будет тяжелым и болезненным – зависит от нас. Если мы дадим учителям хорошую методическую поддержку, он пройдет проще и быстрее. В школах проводится очень много мероприятий – семинары, в том числе в рамках сетевых сообществ, на базе ведущих школ, магнитных  школ.Вопросы обсуждаются очень плодотворно, с выработкой конкретных рекомендаций. Коучинги  дают возможность учителям поделиться своими наработками, мониторингтакже активно входит в практику школ.Организован Лидерский совет из числа 5 лидеров школ.У каждого члена совета есть свои функциональные обязанности, есть свой план работы.

  1. Наутбаев А.Ш.- І уровень, Алмазненская СОШ-Проведение мониторинга .
  2. Урынгалиева К.К. – І уровень, Сегизсайская ОШ-Проведение ИВД, серии уроков на подходе ЛС.
  3. Янтурсин О.Ю. – ІІ уровень, Куагашская ОШ-Руководитель коучниг – группы.
  4. Китарова Л.Т. – І уровень, Тасмулинская СОШ-Работа профессиольного сообщества учителей.
  5. Назарова А.Е. – І уровень, СОШ им. А.Тихоненко -Организация и проведение семинаров, консультативных сессий,  информационно – методический обмен через сайты.

Плюсы сетевого сообщества – профессиональная оценка работы, трансляция опыта каждого учителя, повышение квалификации, накопление опыта коллег и его заимствование, методическая копилка.
Для удачного подхода к обновлению содержания образования учителям необходимо проделать огромный пласт работы, в первую очередь, по поднятию своего профессионального уровня, и как раз сетевое сообщество дает учителям возможность самовыражения, показа своей работы.

Удачными  моментами работы  в этом учебном году  стали  семинары –практикумы, проведенные как на базе нашей школы, так и на базе магнитных школ. 4-5 мая в городе Актобе по плану  ЦПМ был проведен республиканский  форум  ведущих школ. По плану форума  был проведен брифинг с руководителями и координаторами  ведущих школ.

Развитие сетевого педагогического сообщества – это веление времени, так как связано с развитием новых технологий, необходимостью наличия уникальной площадки, где творческие педагоги могли бы поделиться опытом, показать наработки своих школ, обсудить вопросы обновления содержания образования. И наша взаимосвязь в сетевом сообществе очень актуальна, необходима.

Bilimger.kz Республикалық білім порталы

Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.

Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *