«Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста». Авторский семинар

Шутова Елена Михайловна


Участники: педагоги ДОУ.

Цель мастер-класс:
создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

ХОД мастер-класс.

      В наше время развитие речи  является актуальной проблемой.

Мало когда услышишь из уст детей, что они с мамой или папой читали сказки или рассказы, рассматривали иллюстрации.  Разговаривая  с детьми, я обратила внимание на то, что дети много времени проводят за компьютером, просмотром каких — то телевизионных передач или же играют со своими игрушками. Все  это ограничивает детей в общении с окружающим миром, и вследствие чего у ребенка обнаруживается недостаточный словарный запас, ему трудно высказывать свои мысли, затрудняются его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. И нам нужно помнить, что плохая речь в  дальнейшем может отразиться на грамотности ребёнка.

    В моей возрастной группе выделены следующие задачи:

— продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа слова;

— обогащать словарный запас на основе углубления знаний об окружающем;

— формировать умение правильно согласовывать слова в предложении;

— совершенствовать умения пользоваться краткой и развёрнутой формой ответа;

— развивать связную (диалогическую и монологическую) речь;

Сегодня я вам хотела бы продемонстрировать некоторые  технологии, которые  использую в развитии речи у своих воспитанников. И сейчас я предлагаю вместе со мной отправиться в чудесный мир прекрасной речи и самим прочувствовать ценность предлагаемых приёмов и методов в развитии речи детей.

  1. «Узнай технологию»

Пособие: карточки с объяснением технологии без названия технологии. Клей.
Ход игры: Предложить педагогам   по описанию узнать технологию и приклеить правильный ответ.

 ТРИЗ технология — набор методов решения и усовершенствования технических задач и систем, с помощью нахождения и решения технических противоречий. 

2.Мнемотехникасовокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

3.Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении.

  1. Инновационные технологии– это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

Информационно-коммуникационные технологии— совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастики

Эти технологии помогают развитию и укреплению речевого аппарата детей, мышц губ, языка, развитию мелкой моторики.

(Замок)

НА ДВЕРИ ВИСИТ ЗАМОК.

КТО ЕГО ОТКРЫТЬ БЫ СМОГ?

ПОТЯНУ-У-УЛИ!

ПОКРУТИ-И-ИЛИ!

ПОСТУЧА-А-АЛИ!

И ОТКРЫЛИ!

  1. При рассматривании картины использую приемы:

«Подзорная труба»
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить педагогам  найти объекты по описанию.

Прием «Вхождения в картину»

Цель: развивать воображение, связную речь, умение выражать через речь свои чувства, эмоции.

Ход: педагогом предлагается посмотреть на картину, представить себя любым объектом внутри этой картины, задаются вопросы: «Кто ты?», «Что ты видишь вокруг?», «Что ты чувствуешь?».

  1. Мнемотаблицы

Константин Дмитриевич Ушинский — основоположник научной педагогики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая, суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематичною

Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.                                      

Как и любая работа, процесс строится от простого к сложному.

Педагогом предлагается составить мнемотаблицу по стихотворнию

Встали дети в ровный круг, улыбнулись всем вокруг,

здравствуй левая рука, здравствуй правая рука,

 ты мой друг и я твой друг, мы друг другу все друзья – это точно знаю Я.

Круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся, И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем, И опять играть начнем.

  1. Игра: «Похожие слова».
    Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
    Есть сладкое слово – конфета,
    Есть быстрое слово – ракета,
    Есть слово с окошком — вагон.
    Есть кислое слово – лимон!
    А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
    Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
    Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
    Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
    Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
    Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
    Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
    Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.

 Игра проходит в кругу. Педагог поймав мяч подбирает существительные к прилагательному по ассоциации.

  1. Игра «Коржин со сказками»
    Задание: В шкатулке  лежат предметы. Участники достают из неё предмет, по очереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
  1. Технология ТРИЗ

Дидактическая игра «Сказочные цветы»

Педагогам предлагается поиграть в игру. Составить из лепестков со сказочным героями новую необычную сказку.

«Необычное место»

Задание: у вас два больших кубика. На одном на каждой стороне изображён герой сказки. На втором местности (горы, джайляу и т.д)

Воспитатель предлагает подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки. Выбрав любого персонажа и любую местность.

Морфологические таблицы

Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В ТРИЗ — методике для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица.

Педагогам предлагается составить новую модель робота и цветы по морфологической таблице.

Игру «Сторителлинг» придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации, и предназначена игра была для взрослых.

Сторителлинг – это игра, которая интересна не только взрослым, но и детям. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые погружают в мир фантазий и приключений. В оригинале кубики сложны для дошкольников, но творческие педагоги нашли и апробировали в своей работе другой вариант использования кубиков.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх