Шутова Елена Михайловна
Участники: педагоги ДОУ.
Цель мастер-класс:
создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.
ХОД мастер-класс.
В наше время развитие речи является актуальной проблемой.
Мало когда услышишь из уст детей, что они с мамой или папой читали сказки или рассказы, рассматривали иллюстрации. Разговаривая с детьми, я обратила внимание на то, что дети много времени проводят за компьютером, просмотром каких — то телевизионных передач или же играют со своими игрушками. Все это ограничивает детей в общении с окружающим миром, и вследствие чего у ребенка обнаруживается недостаточный словарный запас, ему трудно высказывать свои мысли, затрудняются его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. И нам нужно помнить, что плохая речь в дальнейшем может отразиться на грамотности ребёнка.
В моей возрастной группе выделены следующие задачи:
— продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа слова;
— обогащать словарный запас на основе углубления знаний об окружающем;
— формировать умение правильно согласовывать слова в предложении;
— совершенствовать умения пользоваться краткой и развёрнутой формой ответа;
— развивать связную (диалогическую и монологическую) речь;
Сегодня я вам хотела бы продемонстрировать некоторые технологии, которые использую в развитии речи у своих воспитанников. И сейчас я предлагаю вместе со мной отправиться в чудесный мир прекрасной речи и самим прочувствовать ценность предлагаемых приёмов и методов в развитии речи детей.
- «Узнай технологию»
Пособие: карточки с объяснением технологии без названия технологии. Клей.
Ход игры: Предложить педагогам по описанию узнать технологию и приклеить правильный ответ.
ТРИЗ технология — набор методов решения и усовершенствования технических задач и систем, с помощью нахождения и решения технических противоречий.
2.Мнемотехника— совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
3.Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении.
- Инновационные технологии– это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
Информационно-коммуникационные технологии— совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастики
Эти технологии помогают развитию и укреплению речевого аппарата детей, мышц губ, языка, развитию мелкой моторики.
(Замок)
НА ДВЕРИ ВИСИТ ЗАМОК.
КТО ЕГО ОТКРЫТЬ БЫ СМОГ?
ПОТЯНУ-У-УЛИ!
ПОКРУТИ-И-ИЛИ!
ПОСТУЧА-А-АЛИ!
И ОТКРЫЛИ!
- При рассматривании картины использую приемы:
«Подзорная труба»
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить педагогам найти объекты по описанию.
Прием «Вхождения в картину»
Цель: развивать воображение, связную речь, умение выражать через речь свои чувства, эмоции.
Ход: педагогом предлагается посмотреть на картину, представить себя любым объектом внутри этой картины, задаются вопросы: «Кто ты?», «Что ты видишь вокруг?», «Что ты чувствуешь?».
- Мнемотаблицы
Константин Дмитриевич Ушинский — основоположник научной педагогики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая, суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематичною
Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Как и любая работа, процесс строится от простого к сложному.
Педагогом предлагается составить мнемотаблицу по стихотворнию
Встали дети в ровный круг, улыбнулись всем вокруг,
здравствуй левая рука, здравствуй правая рука,
ты мой друг и я твой друг, мы друг другу все друзья – это точно знаю Я.
Круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся, И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем, И опять играть начнем.
- Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком — вагон.
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.
Игра проходит в кругу. Педагог поймав мяч подбирает существительные к прилагательному по ассоциации.
- Игра «Коржин со сказками»
Задание: В шкатулке лежат предметы. Участники достают из неё предмет, по очереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
- Технология ТРИЗ
Дидактическая игра «Сказочные цветы»
Педагогам предлагается поиграть в игру. Составить из лепестков со сказочным героями новую необычную сказку.
«Необычное место»
Задание: у вас два больших кубика. На одном на каждой стороне изображён герой сказки. На втором местности (горы, джайляу и т.д)
Воспитатель предлагает подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки. Выбрав любого персонажа и любую местность.
Морфологические таблицы
Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В ТРИЗ — методике для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица.
Педагогам предлагается составить новую модель робота и цветы по морфологической таблице.
Игру «Сторителлинг» придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации, и предназначена игра была для взрослых.
Сторителлинг – это игра, которая интересна не только взрослым, но и детям. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые погружают в мир фантазий и приключений. В оригинале кубики сложны для дошкольников, но творческие педагоги нашли и апробировали в своей работе другой вариант использования кубиков.