Доклад на тему:«Современный урок русского языка и литературы»
Абишева Акмарал Пердебаевна
Мы с вами знаем, что в данное время главная наша задача – мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.
Что мы должны учитывать при проведении урока?
1) Интеграция предметного содержания переоценки и переосмысление программы по предмету «Русский язык»
2) Доступное образование для всех (инклюзивное образование)
3) Применение предметных знаний в повседневной жизни (функциональная грамотность)
Как нужно отбирать цели обучения с долгосрочного плана?
(Г, П – продуктивные навыки), (Ч, С – репродуктивные навыки): С+Г, С+П+ИЯ, Ч+П+ИЯ. Ч+Г. Цели обучения должны соответствовать учебной программе, цели урока – целям обучения с учетом возрастных и индивидуальных потребностей обучающихся данного класса. Цели урока должны быть сформулированы в формате SMART в соответствии с уровнем развития мыслительных навыков. Например, для проведения урока в 8 классе на тему «Мир,созданный трудом» из раздела «Мир труда» я взяла следующие цели (слушание и говорение),которые являются навыками высокого порядка
Раздел | Раздел ІІІ. Мир труда | |
ФИО педагога | Абишева Акмарал Пердебаевна | |
Дата: | ||
Класс 8 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Тема урока
УРОК 25 |
Тема урока: Мир, созданный трудом | |
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 8.1.1.1 – понимать основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4–6 минут, объединяя разрозненные факты в общий контекст, определяя причинно-следственные связи и делая выводы;
8.2.5.1 – участвовать в диалоге по общественно-значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения |
|
Цели урока | Находит основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4–6 минут, объединяет разрозненные факты в общий контекст, определяет причинно-следственные связи и делает выводы; участвует в диалоге по общественно-значимым проблемам, аргументирует свою точку зрения
|
|
Уровни мыслительных навыков | Применение и НВП |
Классификация критериев оценивания по таксономии Б. Блума
Для определения уровня достижения целей обучения формируются критерии оценивания, которые классифицируются с помощью таксономии Б.Блума согласно целям обучения по уровню мыслительных навыков.
В 1956 году американский психолог Блум предложил классифицировать цели обучения в педагогической среде на шесть видов мыслительных навыков: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
Точное определение определенных навыков явялется важным аспектом критериального оценивания. Уровни мыслительных навыков делятся на три группы:
- знание и понимание;
- применение;
- навыки высокого уровня (анализ, синтез, оценка).
Обратите внимание на «Описание оцениваемых навыков»
Группы мыслительных навыков | Описание | Глаголы |
Знание и понимание | Запоминание или воображение точных сведений, информации и описаний, прогнозирование, правильная передача изученного материала или понимание информации.
оценки в объяснении |
называет, обращает внимание, запоминает,обсуждает, определяет,говорит,пишет, повторяет,показывает, информирует. |
Применение | Способность оценки изученного материала для решения одной проблемы в определнной новой ситуации. Метод презентации использования знаний включает в себя проведение практических работ, экспериментов, проектных работ, решение проблем и/или достижение различных результатов. | использует,считает,изменяет, выбирает,группирует, завершает,подытоживает, презентует, находит, делает, влияет,изучает, проводит эксперимент, проводит инсценировку, преобразовывает,приводит в соответствие, планирует, показывает, решает, использует,составляет,выполняет. |
анализ, синтез взаимооценка | Способность оценки:
– усваивание информации или причины, заключения для получения различных мнений путем деления материалов на несколько частей, определения доказательств, нахождение доказательств для общих правил; – объединение, сращивание фрагментов (идея, элементы) в новом контексте, например объявление (произношение речи, выступление с докладом), план действий, таблица, регулирующая необходимые данные; – оценивание значимости этого или другого материала (определенное художественное произведение, данные исследования). |
анализирует,оценивает, группирует, рассчитывает, принимает, сравнивает, связывает,противопоставляет,критикует,обсуждает,
дифференцирует, различает, делит, изучает, проводит эксперимент, объясняет, делится мнением, приводит в соответствие,проверяет. |
группирует,собирает, добавляет,раздает,составляет, обобщает, объединяет, дифференцирует, организовывает, планирует, предлагает, устанавливает, объединяет, приводит аргументы, обосновывает, соглашается, сравнивает. | ||
доказывает,выбирает, сравнивает,подводит итоги, убеждает, обосновывает, прогнозирует, предупреждает, предлагает, делится мненеием, дифференцирует, различает,добавляет,поддерживает
роверяет,оценивание,анализирует. |
Учитель может использовать глаголы, демонстрирующие уровень каждого мыслительного навыка, во время составления критериев оценивания.
Критерий – признаки, на основании которого проводится оценка учебных достижений обучающихся.
Критерии, разработанные для формативного оценивания, должны описывать только то, что заявлено в цели обучения по теме урока.
Классификация интерактивных методов
- – методы создания благоприятной атмосферы общения, в основе которой лежит «коммуникативная атака», организуемая педагогом для быстрого включения во взаимодействие каждого участника педагогического процесса;
- – методы обмена деятельностями, которые сочетают коллективную и индивидуальную работу участников педагогического взаимодействия;
- – методы мыследеятельности. С одной стороны, они мобилизуют творческие возможности учащихся, с другой, стимулируют их активную мыслительную деятельность;
- – методы смыслотворчества. Ведущей функцией данных методов является создание и обмен учащимися своего индивидуального смысла изучаемых проблем;
- – методы рефлексивной деятельности направлены на оценку эффективности состоявшегося взаимодействия;
- – интерактивные игры представляют собой интегрированные методы, которые объединяют все функции активных педагогических методов.
Как правило, в традиционной методической литературе предлагаются такие приемы интерактивных методов, как «Мозговой штурм», «Один – вдвоём – все вместе», «Пазлы», «Дерево решений», «Кластер», «Свечка», «Карусель», «Аквариум», деловая игра, работа в парах, смысловые ассоциации, «Незаконченное предложение», интервью и др.
Включение интерактивных методов обучения в структуру урока имеет различные варианты.
- Начало урока (актуализации знаний) – стадия вызова: индивидуальный и коллективный «Мозговой штурм», проверка домашней творческой работы (кластеры, синквейн, игра «музыкальный круг»). Данные методы воспитывают у обучающихся коммуникативные качества, доброжелательность, устанавливают контакт между учениками, позволяют «размяться» перед более серьезными упражнениями.
Важным для учителя является включение в урок методов выяснения целей, ожиданий, рисков. Приемы «Солнышко и туча», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы» помогают учителю лучше понять каждого ученика, а полученные результаты использовать для реализации личностно-ориентированного подхода к учащимся. После выполнения задания, систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Чем ярче презентация нового материала, тем прочнее будет усвоена новая тема. Помочь ученикам сориентироваться в теме, представить основные направления самостоятельной работы с новым материалом помогут методы: «Белые пятна», «Пометки на полях».
Ход урока | ||||
Этап урока/время | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | ресурсы |
1.Организационный момент.
|
– Добрый день! Если день начинать с музыкальной разминки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.
(К) Игровой приём «Музыкальный круг». Главная задача нашего урока – быть внимательным, активным, находчивым, а главное – трудолюбивым. |
Обучающиеся становятся в круг. Играет музыка. Они, танцуя под музыку, передают друг другу бумажный ком. При остановке музыки у кого окажется ком, тот говорит высказывание о труде и раскрывает смысл. |
|
Игровой приём «Музыкальный круг»
|
Смысловая часть (самостоятельное добывание новых знаний) – подача нового материала: Игровой приём «Догони вопрос», Дифференцированное задание, Стратегия «Послушать –сговориться -обсудить»,Продолжите мысль, которая заключена в последнем абзаце. Сделайте вывод.
На этапе обобщения знаний уместен приём, Диаграмма Венна» по рассказу И. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка» и несплошному тексту «Безработица в Казахстане», (ФГ)Приём «Почему это произошло? Так что какой вывод можно сделать?» Составьте предложения о труде и безработице с вопросительным словом почему, ответьте на составленный вопрос, укажите на следствие и сделайте вывод.
Задание 4.ФГ. Работа в парах. Опираясь на несплошной текст и рассказ И. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка», составьте диалог на тему «Как можно решить проблему с
Этап урока/время | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | ресурсы |
2.Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Освоение изучен ного материа ла.
|
(К)Приём «Мозговой штурм»
Ребята, как вы думаете, о чём вам говорят данные фразеологизмы: мастер на всеруки, народный умелец, золотые руки, умелые руки, геркулесов труд, дело не станет?Объясните их смысл.Догадайтесь, о чем будет идти речь на данном уроке?
(И)Игровой приём «Догони вопрос». У учителя в руках два мяча разных цветов: синий и красный. В руках у кого будет «синий мяч» – тот задаёт вопросы, а у кого в руках – «красный мяч» – тот будет отвечать на вопросы. Например, учитель бросает «синий мяч» Анвару, он ловит мяч и составляет вопрос о труде. У кого окажется красный мяч, тот отвечает на вопрос Анвара Дифференцированное задание. Задание1. Стратегия «Послушать –сговориться -обсудить». –Послушайте рассказ И. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка». Выполните задания. Вначале поработайте в парах, затем обсудите в группах. 1 группа (Задание для учащихся группы А): Докончите предложения Отец и сын ….. . Муравей ползёт ….. . Ласточка строит …. . 2 группа (Задание для учащихся группы В): Заполните таблицу. «Основная и детальная информация.»
3 группа (задание для учащихся группы С): Продолжите мысль, которая заключена в последнем абзаце. Сделайте вывод. Нет ни одной живой души,, которая не трудилась бы , и ты живешь не для того чтобы бездельничать . Нужно привыкать к труду. Задание 2. ФГ. Групповая (группы А,В,С смешаны) Заполните «Диаграмма Венна» по рассказу И. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка» и несплошному тексту «Безработица в Казахстане», чтобы объединить разрозненные факты в общий контекст. Задание 3( ФГ).Приём «Почему это произошло? Так что какой вывод можно сделать?» Составьте предложения о труде и безработице с вопросительным словом почему, укажите на следствие и сделайте вывод. Задание 4.ФГ. Работа в парах. Опираясь на несплошной текст и рассказ И. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка», составьте диалог на тему «Как можно решить проблему с безработицей?» |
Прогнозирование темы урока
Составляют и отвечают на вопросы и приводят свои примеры.
1 группа (А) – слабоуспевающие. Они должны докончить предложения.
2 группа (В) – обучающиеся со средним уровнем способностей. Они находят основную и детальную информацию.
3 группа (С) – сильные обучающиеся с высоким уровнем усвоения. Они должны аргументировать свою точку зрения, привести доказательства и сделать вывод.
Находит сходство и различие
Обучающиеся составляют с вопросительным словом предложения о труде и безработице, а также указывают на её следствие и делают вывод. Составляет диалог
|
ФО:
Похвала
Аплодисмен ты
Критерий оценивания:
Дескриптор:
ВзаимооцениваниФО 2 звезды +1 пожелание |
Геркулесов труд
Мастер на все руки Учебник для 8 класса часть 1. Алматы «Атамұра» 2018
Приложение 1
Таблица Учебник для 8 класса часть 1. Алматы «Атамұра» 2018 г. Приложение 2.
Приложение 4 Интернет – ресурсы «Безработица в Казахстане» Диаграмма Венна
Приложение 5
Приложение 5 |
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях).
нарушение слуха с нарушением зрения (слабовидящие)
инклюзия |
с тяжелым нарушением речи с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (аутизм)
с нарушением опорно-двигательного аппарата с задержкой психического развития (ЗПР)
Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе.
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков).
Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется согласно плану учителя, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т. д.).
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель организовывает изучение нового материала по учебной программе, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного.
Далее для закрепления вновь изученного материала учитель может организовать самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока
Универсальный дизайн для обучения (УДО):
- Обеспечьте на уроках различные способы – визуальный, слуховой, кинестетический и др.
- Будьте гибкими и предлагайте различные виды деятельности для изучения одних и тех же навыков и результатов обучения.
- До начала урока дайте детям информацию про новую тему – дети с трудностями в обучении нуждаются в повторном объяснении.
- Поощряя культуру общения и сотрудничества, создайте среду, в которой дети будут помогать друг другу.
- Во время урока организуйте взаимосотрудничество с детьми: наблюдайте за детьми и вместе с ними проверяйте выполненные задания.
- На протяжении урока проверяйте, насколько они усваивают материал. Объясните детям, что вы ожидаете от них.
- Используйте основные понятия. Будьте терпеливы, когда дети не понимают это так быстро, как вы предполагали.
- Повторите инструкции и объяснения, прежде чем начать задание.
- Чётко объясните, что вы сосредоточены на обучении и ожидаете, что все будут усердно работать в классе и обучаться на уроке.
- Детей c инвалидностью следует группировать с детьми, которые могут их поддержать.
- Создайте условия для детей, которым нужно больше времени для выполнения задания.
Функциональная грамотность – это способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.
Задания в курсе русского языка, выводящие на уровень развития креативности и функциональной грамотности
Работа с оценочными листами |
|
|||
Конец урока
|
Домашнее задание Постройте текст-рассуждение, раскрывая содержание следующего высказывания: «Труд облагораживает человека» | Используя приём ПОПС-формулу, доказывают, что труд облагораживает человека. |
|
|
Рефлексия. Стратегия «Телеграмма».Кратко написать самое важное, что уяснил из урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. |
Оценочный лист
Ф.И.
обуч-ся |
Завешает начатые предложения | Находит основную инф. | Находит детальную инф | Аргументирует точку зрения | Делает выводы | определяет сходство | Находит различие | Выявляет причины безработицы | Определят следствие | Сост. диалог | Аргументирует своё мнение | Итог
10 баллов |
+ |
+ |
+ |
– |
– | + | |||||||
+ | + | + | + | + | .+ | + | + | 8 |
Рефлексия – получение обратной связи: (хокку, сказка, незаконченное предложение, мини-сочинение, юмористический рассказ, эссе, глоссарий. Эти методы помогают эффективно подвести итог урока. Данный этап позволяет учителю выявить, на что еще необходимо обратить внимание на следующих уроках.
Для эффективного применения интерактивных методов обучения на уроках русского языка необходимо знать степень сформированности мотивации обучающихся, определить отношение учащихся к учителю, одноклассникам, уточнить исходный уровень лингвистических способностей. Подбор методов интерактивного обучения должен соответствовать логике учебного процесса, дидактическим целям, теме урока, интеллектуальным, возрастным особенностям и возможностям школьников, уровню их индивидуальной обученности и воспитанности, особенностям всего класса. Должен учитываться так же профессионализм и опыт конкретного учителя, способ руководства учебной деятельностью.
Оценивание результатов интерактивного обучения должно учитывать самооценку участника групповой работы, работу в группе, свободу мышления, коммуникацию обучающихся в учебном диалоге, овладение культурными формами работы.
Владение технологией интерактивного обучения и использование ее в образовательном процессе, в т.ч. и на уроках русского языка, несомненно, будет способствовать развитию у обучающихся качеств, отвечающих процессам, происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения [Нарыкова Г.В.].
Нарушение слуха
- наглядности,
- индивидуализации,
- коммуникативности на основе использования информационных технологий, разработанного учебно-дидактического комплекса, включающего пакет специальных учебно-методических презентаций,
- С нарушением зрения (слабовидящие)
Педагог должен соблюдать следующие правила:
- Следить за ношением очков.
- Посадить за первую парту.
- Соблюдать режим зрительной работы (10–15 минут непрерывного чтения или письма далее – перерыв)
- Чередовать виды деятельности, проводить гимнастику для глаз, оптимально использовать наглядность.
Специфика обучения слепых и слабовидящих учащихся заключается в следующем:
- дозирование учебных нагрузок;
- применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий;
- специальное оформление учебных кабинетов;
- усиление работы по социально-трудовой адаптации.
- С тяжелым нарушением речи
С выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (аутизм)
Дети-аутисты хорошо рисуют, занимаются искусством и программированием на компьютере. Необходимо поддерживать и развивать такого рода способности.
С нарушением опорно-двигательного аппарата
- С задержкой психического развития (ЗПР)
Литература
- Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. / Перевод с английского А. А. Ильина-Томича., 2012. – 600 c. – C.11.
- Семаго Н., Соломахина Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС. // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т.15. № 1 (54). – С.4-14. doi: 10.17759/autdd.2017150101 Ссылка на источник: Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальных классов, Учебно-методическое пособие / АОО «НИШ» / под ред. О.И. Можаевой, А.С. Шилибековой, Д.Б Зиеденовой. –Астана, 2016 – 48с.