Философия культуры в Германии 20 века
Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Факультет философии и политологии
Кафедра религиоведения и культурологии
на тему: «Философия культуры в Германии 20 века.»
по специальности «6В03102 – Культурология»
Выполнила: Нурмухамбетова К.
студентка 2 курса
Научный руководитель: Жолдубаева А.К.
доктор философских наук, доцент
«Культура больше не служит просвещению,
а становится инструментом манипуляции и контроля»
Теодор Адорно
Философия культуры Германии XX века представляет собой сложное и многообразное явление, отражающее глубокие социальные, политические и интеллектуальные изменения, произошедшие в Европе в этот период. Этот век был временем как великих культурных достижений, так и катастрофических потрясений, включая две мировые войны, подъём и падение тоталитарных режимов, становление философии экзистенциализма, критической теории. Мыслители, такие как Мартин Хайдеггер, Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер и т.д. внесли значительный вклад в переосмысление роли человека, общества и культуры в условиях технологической модернизации и глобальных кризисов. Их работы до сих пор оказывают глубокое влияние на современную философию и культурные исследования, предлагая важные ответы на вопросы о сущности человека, свободы и общественной ответственности.
В начале XX века «Венский кружок» в Германии объединил философов и мыслителей, став центром позитивизма. Важно знать что такое позитивизм. Позитивизм — это философское направление, которое утверждает, что знание может быть получено только на основе опыта и эмпирических данных, то есть через научные наблюдения, эксперименты и факты.
Термин «Франкфуртская школа применяется к мыслителям, связанным с Институтом социальных исследований в Франкфурте-на-Майне; сами представители никогда не объединяли себя под таким наименованием. Возникновение Франкфуртской школы связано с критикой традиционного марксизма и стремлением разработать новую теорию общества, которая учитывала бы изменения, происходящие в капиталистических странах в XX веке. Главные идеи школы: Критика тоталитаризма и авторитарной личности, отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов, приверженность гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.
Хотелось бы особое внимание уделить Т.Адорно. Философия Теодора Адорно сосредоточена на критике современного общества, культуры. Он был одним из ключевых представителей Франкфуртской школы и развивал идеи направленные на разоблачение угнетения и манипуляции в капиталистическом обществе. Вот некоторые идеи и мысли Адорно: 1. Критика массовой культуры: Адорно рассматривал массовую культуру как средство манипуляции и подавления индивидуальности. Он утверждал, что в капиталистическом обществе культура превращается в товар. 2. Адорно подчеркивал, что в современном обществе человек отчужден как от самого себя, так и от других людей, теряя свою индивидуальность в массовой культуре и социально-экономических структурах. Фильмы, музыка, телевидение и другие формы массовых развлечений, по его мнению, не только развлекают, но и способствуют подавлению критического мышления. Массовая культура формирует пассивное сознание у аудитории, которая начинает воспринимать сложные социальные и политические проблемы упрощённо и поверхностно.
Взгляд на философские течения XX века, от позитивизма до идей Франкфуртской школы и критики массовой культуры Теодора Адорно, позволяет глубже понять сложную картину интеллектуальной жизни Германского времени. Позитивизм предложил строгий научный подход к познанию реальности, отвергая метафизику и подчеркивая значимость опыта и фактов. Однако Франкфуртская школа и её выдающиеся представители, такие как Адорно, вскрыли слабости такого подхода, показывая, как культура, сформированная под давлением капитализма, превращается в инструмент манипуляции сознанием. В итоге философия XX века в Германии отражает не только развитие мысли, но и глубокую тревогу по поводу будущего общества, культуры и человека. Она учит нас важности критического мышления, интеллектуальной свободы и борьбы за подлинное искусство и культуру.