«Что такое доброта?» занятие по самопознанию
Алиева Нурхан Салмановна
Цель: формировать у детей понятие «доброта».
Обучать дошкольников выражать добрые чувства добрыми словами.
Воспитывать добрые чувства с использованием сказок А.С.Пушкина.
Закреплять умение создавать аппликацию из геометрических форм ,вырезать из квадрата треугольники и круги.
Наглядный материал: видеозапись сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,персонажи сказки на фланелеграфе, изображение двух домиков «Добрый» – яркий, «Злой» -мрачный,игрушки-золотая рыбка,мяч,киндер-сюрпризы, аудиозапись веселой музыки.
Ход занятия
– Добрыйдень,дорогие мои ребята!Я хочу ,чтобы сегодня вы стали добрыми волшебниками и исполнились все ваши желания ,а золотая рыбка нам в этом поможет .Давайте,я первая начну свои пожелания вам :
-Желаю счастья и добра всем детям с самого утра !
(передаем золотую рыбку по кругу)
Дети:-желаю всем здоровья;
-я желаю всем радости;
-я желаю всем веселых игр …и.д.
-сейчас мы с вами поговорим на языке доброты.Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети. А какого человекаможно назвать добрым ?(который делает добрые дела).
-Молодцы,ребята!А сейчас золотая рыбка приглашает вас в добрую сказку. Садитесь поудобнее.
-Внекотором царстве,в некотором государстве жил- был добрый русский поэт, который очень любил сочинять для детей сказки. (показ портрета). Вам знаком этот поэт ?
-Это Александр Сергеевич Пушкин.
-Еще в некотором царстве ,в некотором государстве,а именно в том, в котором мы живем жили добрые дети, которые очень любили эти сказки. Вы знаете этих детей ?
-Это мы !-Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?(дети перечисляют сказки). – Ребята, из какой сказки пришла к нам золотая рыбка? (из «Сказки о рыбке и рыбаке» ).
– Сейчас я предлагаю посмотреть отрывок из этой сказки (просмотр видеозаписи).
– Давайте назовем героев этой сказки.(дети перечисляют, в это время выставляются на фланелеграф персонажи сказки ).Также на фланелеграфе в разных углах расположены два домика. Один в ярких тонах, другой- в мрачных тонах.
-Ребята, здесь есть домики для наших героев. Какой из них вам нравится больше? Почему? (он яркий ,красивый ).
– И не случайно он вам понравился. В этом домике живет доброта. Как вы думаете, а в другом домике что поселилось?
-зло, в какой из этих домиков вы пригласили бы старика из сказки?
-В домик ,где живет доброта .
-Почему?
-Он добрый , вежливый .
-Есть ли еще в сказке персонаж добрый и почему его можно так назвать ? -это золотая рыбка.Она пожалела старика,она добрая.-А кого вы пригласили бы в другой домик? Почему?
-Старуху .Она злая, жадная.
-В каком домике больше героев из сказки? (в добром ,ярком).
-Вы правы, мы с вами увидели, что в ярком домике больше героевиз сказки,и,значит,что доброты на свете больше, чем злобы. -Ребята, назовите тех людей, чья доброта помогает вам расти.(ответы детей).
–Подберите для своей мамы ласковы слова(добрая, красивая, умная, заботливая…)
-Адля папы…(смелый, ласковый, внимательный)…. -Для сестры (умная, веселая)…
-А для бабушки…( теплая, сладкая)…
-А вот в сказке много добра делает золотая рыбка, давайте и ее порадуем добрыми, ласковыми словами (умная, честная, красивая). -Ребята, доброе отношение порождает доброту в сердцах. Вы очень понравились рыбке и она приглашает вас поиграть.
ИГРА «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»
-Ребята, вокруг нас много добрых людей и рыбка наша хотела бы поблагодарить их за доброту, выполнив желание каждого.Но, она одна, поэтому просит помощи в создании своих помощниц и приглашает вас в волшебную мастерскую. Сегодня мы с вами сделаем вот таких золотых рыбок (показ образца).
- Из какихчастей состоит рыбка?(туловище, хвост, плавники).
- Значит, у рыбки нет головы?
- У рыбки голова не отделена от туловища.
- Какого цвета туловище? (желтого).
- Правильно, желтого как что?(солнце, цыпленок).
- Какого цвета хвост?(оранжевого).
- Что еще есть на туловище? (плавники, глаза).
- Какой формы туловище? Хвост и плавники?
- Чем отличаются хвост и плавники от туловища? (туловище овальное, а хвост и плавники – треугольные).
- Какой формы глаз у рыбки? (круглой).
- Какие геометрические фигуры у вас на столе? (прямоугольник и квадрат )
- Как из прямоугольника можно вырезать овал, а из квадрат – круг?(плавно срезать уголки).
- Теперь вы знаете, как сделать золотую рыбку. Начинаем работу .(самостоятельная работа детей).
- Чтобы ваши рыбки стали сказочными и волшебными, наша золотая рыбка приготовила для них короны, наклейте их. Вот и готовы помощницы для золотой рыбки. Давайте выпустим их в синее море.
- Дети выставляют золотых рыбок на полотно, образуя единственный фон.
- Синее море слегка разыгралось, теперь вы можете загадать любое желание.
- Рыбка, пожалуйста, сделай так, чтобы все жили дружно, никогда не ссорились…
- Прекрасно, золотая рыбка очень рада за вас, вы хорошо отличаете доброту от зла. Она решила всех вас наградить и приглашает к синему морю, чтобы каждый из вас нашел волшебный камушек. Под веселую музыку дети идут вокруг емкости «синее море».
По окончании музыки достают сюрприз-игрушки в киндер сюрпризах.
Дети благодарят рыбку и прощаются с ней.