Родительская гостиная «Играем вместе с детьми»
Касымова Майраш Еслямгалиевна
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…
Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»
А.С. Макаренко.
Цель:повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Задачи: показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребёнка; рассмотреть правила организации игровой деятельности; обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи; развивать навыки общения со своим ребёнком в процессе игры.
Участники: воспитатели, родители.
Материалы и обрудование: фишки красного и жёлтого и синего цветов, мешочек с предметами, игрушками, геометрическими фигурами, листы А4, простые и цветные карандаши.
Ход:
Іч.Разминка.
Психолог: -Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать всех в гостиной для родителей. Для начала предлагаю упражнение «Ассоциации». Опорное слово – игра. Подберите такие слова, которые ассоциируются у вас с этим словом. (Дети, азарт, деятельность, действия, атрибуты, куклы, игрушки). Тема нашей родительской гостиной звучит так: «Играем вместе с детьми». Как вы думаете, какова цель нашего мероприятия? (Предположения родителей.) Сегодня нам предстоит работа в группах. Поэтому я напоминаю вам правила, которых необходимо прислушиваться. Вы должны быть активными; вправе давать о себе только ту информацию, которую сочтете нужной; вправе не разглашать частную информацию, полученную от других участников в ходе игры.
ІІч.Мини лекция о значении игры в жизни ребёнка. Психолог: – Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период формируются основные психические процессы: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. Игра занимает важное место в жизни ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Малыш всегда играет по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса игры. Главное преимущество игры заключается в том, что это активная и самостоятельная деятельность. Именно в игре, а не обучении и не в разговорах развиваются способности, и формируется личность ребенка! Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, музыкальные, творческие, познавательные, театрализованные.
Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по-своему полезны детям. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступая друг другу, заботиться о товарищах.
Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом. Лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.
Игра – важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.
Игра-задание на самодиагностику
Психолог: – Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
1.Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
2.Рассказываю о своих играх в детстве.
3.Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.
4.Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
5.Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду
6.Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки.
7.Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Интепретация:
Психолог: – Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка. Зачастую родители озабоченные подготовкой детей к школьному обучению, зная эту особенность детей, сажают за стол своих шестилеток и учат, учат, учат….. Хотят, чтобы ребёнок впитал в себя как можно больше знаний. И как, правило, их усилия не приносят результатов, так как родители забывают о том, что впитывает ребёнок, всё чему мы стараемся его научить, лишь при одном условии. Это условие – обучение ребёнка в игре. Это особенность детей дошкольного возраста. Одним из условий, от которого в большой степени зависит развитие игровой деятельности ребенка, является правильный подбор игрушек, пособий.Другое условие – правильное включение взрослого в игру.
Практическая часть
Обсуждение по кругу «Зачем нужна игра»
Цель: предоставить родителям возможность задуматься о значении игры в жизни ребенка.
Инструкция: родители по очереди высказывают свое мнение по поводу значения игры в жизни ребенка.
Психолог: – Итак, из всего сказанного мы подтверждаем, что игра для ребёнка является ведущей деятельностью, с помощью которой развиваются все психические функции ребенка. И сейчас я хочу предложить вам игры, которые помогут организовать интересное общение с ребенком дома. При условии участия этих играх всех членов семьи, они могут улучшить внутрисемейные отношения, сплотить семью, а также в игровой форме будут способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи и творческих способностей малыша.
Прием «Чудесный мешочек»
Цель: разделение родителей на три микро группы. Из мешочка каждый родитель достает один предмет, и далее родители объединяются по общему признаку (например, круги трех цветов) или предмету (мелкие игрушки: матрешки, машинки, лошадки). Стулья сдвигаются, создается три микро группы.Игра «Что лишнее?»
Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие мышления, умение анализировать и обобщать. Из того, что лежит перед Вами убрать лишний предмет. Объясните свой выбор.
Игра « Охота на звуки»
Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие внимания, сформировать умения делать звуковой анализ слова.
Участникам раздают листочки, на которых за 1 минуту нужно записать как можно больше названий предметов начинающихся на звук заданный воспитателем. Затем родители сравнивают свои записи.
В конце игры воспитатель объясняет родителям, что детям можно предложить такую игру: не записывая, называть слова. При этом задания могут меняться: « Назови слова, у которых в середине звук…», « Назови слова, заканчивающиеся на звук …» и т.п. Можно «поохотится на разные слова – «сладкие», « пушистые», и многие другие.
Затем родителям предлагается обсудить развивающее значение этой игры.
Игра «Дорисуй»
Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие воображения.
Участникам раздаются листочки, на которых изображены геометрические фигуры (десять одинаковых). Воспитатель предлагает за 1 минуту превратить каждую фигуру в какой-либо предмет, дорисовав её. Поощряется оригинальность образа, большое количество деталей, отмечается количество изображённых предметов.
Далее участники обсуждают рисунки.
«Превращать» можно не только геометрические фигуры.
Вариант игры: по кругу передаётся карандаш и каждый из участников игры дорисовывает одну деталь. Итог – получается общий рисунок.
После рисования нужно дать название предмету (предмет не обязательно должен быть реально существующим), поговорить о его назначении или даже придумать короткий рассказ.
Психолог: – Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребёнок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.
Игра даёт ребёнку особое ощущение всесилия и свободы.
Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей.
ІІІч. Итог.
Психолог: – Подвожу итог нашего семинара « Играйте со своими детьми, получайте от этого удовольствие и результаты не заставят себя ждать» Предлагаю родителям оценить нашу встречу.Упражнение «Жест дня».
Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к семинару и к его результатам соответствующей мимикой или жестом.
И в заключении нашей встречи хочу сказать, что детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Так давайте же играть вместе с нашими детьми! До свидания! До новых встреч!
Вручаются родителям буклеты «Домашняя игротека».
Памятки по игре
Чему обучается ребенок в игре?
- Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.
- Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.
- Осознавать свое реальное место среди других людей.
- Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
- Уважать себя и верить в себя.
- Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
- Свободно выражать свои чувства.
- Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.
- Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. 10. Делать выбор.
Советы взрослым
- Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
- Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.
- Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.
- Обратите особое внимание на неиграющих детей.
Правила игры для детей и родителей
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Игра научит нас:
- говорить с ребенком на его языке;
- преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);
- оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
- открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
Играя, мы можем научить детей:
- смотреть на себя со стороны, глазами других людей;
- предвидеть стратегию ролевого поведения;
- делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих;
- стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
- доверять друг другу.
Все игры требуют индивидуального подхода, но существуют
общие правила:
- игра не должна включать даже малейшую возможность риска, не должна угрожать здоровью детей;
- игра требует чувства меры и осторожности, не должна быть излишне азартной, унижать достоинство играющих; иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре — это недопустимо;
- не будьте занудами! Ваше внедрение в мир детской игры — введение туда новых, развивающих и обучающих элементов — должно быть естественным и желанным. Не критикуйте ребят, не прерывайте их игру или учитесь играть вместе с ними, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела; добровольность — основа игры;
- не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов, важнее другое — те мгновения, что Вы проводите со своим ребенком;
- поддерживайте активный творческий подход к игре; дети — большие фантазеры и выдумщики. Творческая игра так захватывает ребенка, что он испытывает наслаждение от новой фантазии;
- заканчивайте игру ярко, эмоционально, помните, что состязательность в игре — это не цель, а средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.
Домашняя игротека для родителей и их детей
Игры по дороге в детский сад
Не выспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивают на них, а те в ответ еще больше «хнычут»…
Утро испорчено, причем и для родителей, и для детей.
Что делать? Отвлечь любимое чадо простыми играми.
Ребенок недавно познакомился с некоторыми геометрическими фигурами? Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге.
Накануне вы объяснили малышу, какие бывают цвета?
Предложите среди окружающих предметов найти только красные.
Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например красный, и несколько дней подряд (а может быть, и недель в зависимости от возраста и возможностей малыша) искать красные предметы.
Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету.
Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера.
Желательно также отмечать изменения в природе и в окружающей вас обстановке. Назвать время года, день недели; отметить состояние погоды: солнечно или пасмурно, тепло или холодно, дует ли ветер и т. д.
Предлагаем следующие игры по дороге в детский сад:
«Доброе утро, глазки», «Вместе с солнышком встаем», «Весеннее солнышко», «Солнышко», «Зима», «Давайте порадуемся», «Полетим как птицы», «Покажи, как медведь ходит», «Скачут лошадки», «Покажи высокий (низкий) дом», « Назови предметы вокруг себя», « Посчитай, сколько автобусов…», «Назови какого цвета предмет», «Кто больше назовет предметы круглой формы», «Закончи предложение», «Отгадай загадку», «Запомни и назови», «Какое у меня настроение?» и многие другие.
Игры на кухне.
Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня –отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.
Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами.
Нанесите на картон тонкий слой пластилина-это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.
Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень .Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть.
Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2ст. ложки растительного масла-все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!
Покажите ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечисляет те из них, в названии которых есть звук «р». Если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы?»
«Давай искать вкусные слова на кухне» А вот и корзина (коробочка, мешочек и т. д.), в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
Угостим друг друга вкусными «словами». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе, листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис, гречка, и попросите помочь вам их перебрать.
Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза-открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и , уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!
У малышей самый любимый предмет на кухне-венчик. Налейте в миску воды, добавьте немного жидкого мыла и поставьте в раковину. Пододвиньте к раковине стул, наденьте ребенку фартук, закатайте рукава, и вы увидите, с каким восторгом он будет взбивать мыльную пену.
Разложите на кухне несколько предметов (кубик, батарейку, катушку и т. д.). Дайте ребенку щипцы и попросите перенести все эти предметы в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил.
Используя фрукты и овощи, можно научить детей узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу.
Завязав глаза, попросите узнать продукт по запаху.
Из сухого завтрака «колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.
Прислушайтесь с ребенком к шуму стиральной машины, плеску воды в ванной, шуршанию душа, хлопку входной двери, кашлю отца, шелесту газеты и т. д.
Если ребенок знает сказку « Три медведя», можно предложить выбрать ложку, миску, кастрюлю для Михаила Ивановича, для Настасьи Петровны, для маленького Мишутки.
Если малыш различает несколько цветов, можно попросить его сложить на стол, например, только красные предметы. Для тех, кто умеет различать форму, полезно поиграть в игру «Найди все круглое».
Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т. д.
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок
Таким образом, хочется сказать, что самое главное любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие как в детском саду, так и дома.
Семейная игротека «ИГРЫ СО СЛОВАМИ»
Уважаемые родители! Если Ваш ребенок переставляет слоги в словах, неточно употребляет слова в речи, неправильно согласовывает их друг с другом, то … Вы можете просто поиграть с ребенком в необычные игры со словами. Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребенка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение ребенка, его возможности и способности.
Играйте с ребенком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
«ПЕРЕПУТАННИЦА»
Жили-был слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться! Слова: босака (собака), ловосы (волосы), посаги (сапоги) и др. Распутывая слова, ребенок лучше освоит их слоговую структуру!
«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей … (чирикает). Сова летает, а заяц … (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок). Играя с ребенком, Вы помогаете ему обогатить словарный запас!
«УПРЯМЫЕ СЛОВА»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино и др.). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. И др.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах. Игра развивает грамматический строй речи!
«ТОЛЬКО ВЕСЕЛЫЕ СЛОВА»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, например, только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зеленые слова (допустим, огурец, елка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, колобок, колесо и т. д.).
«ПОДБЕРИ СЛОВО»
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, зима какая? (холодная, снежная, морозная). Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый).
«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?»
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать).
«АВТОБИОГРАФИЯ»
Сначала кто-то из взрослых берет на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведет рассказ. Остальные игроки должны его внимательно слушать и путем наводящих вопросов выяснить, о ком или о чем идет речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотится в какой-нибудь предмет или явление.
Например: «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».
«ВОЛШЕБНАЯ ЦЕПОЧКА»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допусти, «мед», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Далее кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу».Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит в предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться? Мед — пчела- боль — красный крест — флаг — страна — Россия — Москва.
«СЛОВА МЯЧИКИ»
Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребенку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребенок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
«ВЕСЕЛЫЕ РИФМЫ»
Играющие должны подбирать к словам рифмы. Свечка – … печка, трубы – … губы, ракетка – … пипетка, сапоги – … пироги и т. д.
«ЕСЛИ ВДРУГ …»
Ребенку предлагается какая-либо необычная ситуация изкоторой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например: Если вдруг на Земле исчезнут:
* все пуговицы; * все ножи; * все спички; * все книги и т. д.
Что произойдет? Чем это можно заменить?
Ребенок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдет, потому что их можно заменить: веревочками, липучками, кнопочками, поясом и т.д.».
Можно предложить ребенку и другие ситуации, напрмер, если бы у меня была:
* живая вода; * цветик — семицветик; * ковер — самолет и т.д.
Буквы из всего.
Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.
Дома: пусть ребенок поможет выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из–под «киндер-сюрприза», горошин, пуговиц.
Во дворе:
- Рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;
- Придумайте вместе с ребенком загадки про букву (маленькая, кругленькая, любит «охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке;
- Выкладывание букв из сухих веточек и листьев;
В лесу:
- Ищите буквы среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка – это (л), а если ее вот так соединить то это (о);
- Узнавайте буквы в ягодах и грибах (Подосиновик похож на (т), а эта черничка на (о)).