Формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
Джунушбаева Альмира Жаныбековна
учитель-логопед
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация: в статье представлена система коррекционной работы над
слоговой структурой слова у детей с тяжелым нарушением речи. Как утверждают авторы, данная система основана на анализе литературы по данной
проблеме и на личном педагогическом опыте.
Ключевые слова: логопедия, слоговая структура слова, дети с тяжелыми
нарушениями речи.
С каждым годом увеличивается количество детей, у которых нарушена
слоговая структура слога. Формирование слоговой структуры слова вызывает
большие трудности у детей, чем овладение произношением отдельных звуков.
Как правило, данные нарушения широко варьируется от незначительных
трудностей произношения слов сложной слоговой структуры до грубых нарушений одно-двух и трехсложных слов без стечения согласных. Эти нарушения
мешают нормальному развитию устной речи и затрудняют общение детей. В
связи с этим учителя-логопеды вынуждены уделять внимание проблеме формирования слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Существует несколько технологий по формированию слоговой структуры
слова (З.Е. Агронович, С.Е. Большакова, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, А.К. Марко-
ва, Т.А. Ткаченко, О.Н. Усанова, Н.С. Четверушкина и др.). Ряд перечисленных
выше логопедов разработали собственные технологии коррекции слоговой
структуры слова.В данной статье представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на
личном педагогическом опыте.
Работу над слоговой структурой слова начинаем с упражнений на формирование пространственных представлений, слухоречевого ритма и развитие
слухового внимания и восприятия.
Основная коррекционная работа проводится на вербальном материале и
состоит из нескольких уровней. Работа последовательно проводится на уровне
гласных звуков, слогов, слов, чистоговорок, предложений, стихов и текстов. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня. Если на уровне гласных звуков особых трудностей не наблюдется, то работа над слогами и словами требует больших усилий. У детей трудности вызывает воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и
разными согласными; сочетаний с согласными звуками, различающимися по
звонкости-глухости, мягкости-твердости. Значительное затруднение представляет воспроизведение слогов со стечением согласных. Если ребенку по подражанию трудно произнести слог со стечением согласных, то предлагается повторить слог таким образом, чтобы между двумя согласными была незначительная
пауза. Тем самым, даем ребенку возможность прочувствовать артикуляционную
и акустическую особенность каждого согласного звука. После того как стечения
согласных отработаны, с ними даются слова, которые обязательно проговариваются ребенком по слогам. Также применяем зрительные символы звуков.
Работу на уровне слова проводим на основе классификации А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени
сложности. Тщательно и последовательно отрабатываем каждый тип слоговой
структуры. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова параллельно происходит закрепление его значения.
Надо отметить, что особое внимание необходимо уделять систематизации
и подбору речевого материала, исходя из индивидуальных речевых возможностей ребенка, опираясь на правильно произносимые им звуки. Достаточный период работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, изучение разработок
других логопедов позволило нам разработать свою картотеку заданий по формированию слоговой структуры слова. Имеются несколько вариантов карточек
на каждый тип слоговой структуры слова. Наличие таких карточек облегчает
работу на уровне слова, предложения и текста, т.к. к речевому материалу мы
подобрали соответствующие картинки. Эти карточки предлагаем родителям
для закрепления полученных навыков дома с детьми.
Таким образом, работа по формированию слоговой структуры слова у детей
тяжелыми нарушениями речи становится более успешной при использовании грамотно подобранного речевого материала и при параллельной работе по коррекции
звукопроизношения. Это дает нам добиваться в работе более высоких результатов.
Список литературы
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у
детей: методическое пособие / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
- Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова: альбом
для индивидуальной работы с детьми 4–6 лет к пособиям «Учим говорить пра-
вильно» / Т.А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2002. – 40 с.
- Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: системный метод устра-
нения нарушений / Н.С. Четверушкина. – М.: Национальный книжный центр,