Внеклассное мероприятие «Умники и умницы» «Мой Казахстан-мое будущее» (по страницам истории)
Храмова Наира Николаевна
Цель мероприятия: способствовать формированию высокого чувства казахстанского патриотизма и гордости за свою Родину Казахстан.
Задачи:
— повторение и обобщение пройденного материала, повышение интереса к предмету ;
— создание ситуации для проявления индивидуального творчества , приобретение учащимися опыта действиях в нестандартных ситуациях
— воспитывать чувство коллективизма и любви к Родине\
Форма проведения: интеллектуальная битва
«Для того, чтобы открыть свою Родину, надо сначала открыть её в своём сердце!»
А.Алимжанов
«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев
.
Ход внеклассного мероприятия:
- Орг.момент
- Постановка целей.
— Қымбаттыбалалар, құрметтіқонақтар. Бүгін бізсіздермен
«ДарындыжәнеАқылды » ойынынойнаймыз.
— Дорогие ребята , уважаемые гости. Сегодня мы с вами примем участиев интеллектуальной игре «Умники и умницы»на тему «Мой Казахстан – мое будущее», в ходе которой повторим и обобщим пройденный материал. А девиз нашей игры таков: «История — свидетельница — веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни»
Наша игра будет проходить следующим образом: у нас есть 2 команды 9»А» и «Б» классов по 5человек
Оценивать игру будет наше компетентное жюри в составе:
- __________________________________________
- __________________________________________
- __________________________________________
Наша игра не обычная, здесь не выигрывают денег, ценных призов, здесь получают баллы под названием «УМ», например – 5 УМОВ за правильный ответ, в виде грецкого ореха.
Учитель:
Зачем мы изучаем историю? (звучит музыка)
Такой вопрос задаёт себе каждый ученик, начавший изучать историю. А, правда — зачем?
Первая причина — на ошибках учатся.
Станет ли сейчас кто-нибудь в демократической стране зверствовать над людьми, как Нерон?
Станет ли кто-нибудь завоевать мир, как Гитлер?
Вторая причина – её видят ученики нашей школы и надеюсь сегодня они нам сами ответят на этот вопрос.
Предлагаю вам посмотреть и послушать песню «В небе беркут – свободная птица…»
Желаю всем командам удачи! И так начинаем нашу игру.
Первый тур «Знакомство». Каждый капитан должны представить свои команды, познакомить с эмблемой и девизом команды.
Первый тур оценивается до 5 УМОВ.
Команда: 9 «А» и 9 «Б» класс
Ведущий: Желаю всем командам удачи! И так начинаем нашу игру. Первый тур «Знакомство». Каждый капитан должны представить свои команды, познакомить с эмблемой и девизом команды. Первый тур оценивается до 5 УМОВ.
Ведущий: Второй тур называется разминка. Загадки
- Что в нашей жизни всегда увеличивается и никогда не уменьшается?(возраст)
- Мужчина вёл большой грузовик. Огни на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть её?
Ответ: Дело днём было - Утверждают, что они не клеятся, хотя их даже не пробовали клеить.
Ответ: Дела - Как число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий?
Ответ: Написать на бумажке 666 и перевернуть её вверх ногами
5. Какое слово можно записать справа налево, развернуть вверх ногами, отразить зеркально, и оно всё равно останется неизменным?
Ответ: Оно
6. Чем можно поделиться только один раз?
Ответ: Секретом
7. Как «да» произнести как «нет»?
Ответ: Может быть
8. Что невозможно удержать и десяти минут, хотя оно легче пёрышка?
Ответ: Дыхание
9. Не верблюд, а плюётся. Не калькулятор, а считает. Не радио, а вещает.
Ответ: Человек - Как правильно? Пять плюс семь будет «одиннадцать» или «адиннадцать»?
Ответ: Двенадцать
11. Что человек делать не хочет, но также не хочет это терять?
Ответ: Работу
12. Один фокусник заявил, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в неё. Как это?
Ответ: В неё – в комнату
13. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них – не 1 рубль. Какие это монеты?
Ответ: 2 рубля и 1 рубль. Одна то не 1 рубль, а вот другая – 1 рубль, можно поделиться только один раз? - Сегодня не воскресенье, а завтра не среда. Вчера была не пятница, а позавчера был не понедельник. Завтра не воскресенье, и вчера было не воскресенье. Послезавтра не суббота и не воскресенье. Вчера был не понедельник, и не среда. Позавчера была не среда, а завтра не вторник. Да, и сегодня не среда. Какой же сегодня день недели, если учесть, что одно утверждение в списке – ложно?
Ответ: Сегодня ВОСКРЕСЕНЬЕ
Ведущий: Третий тур называется «Алфавит». На экране вы видите кружочки с буквами. Капитаны команды выбирают букву. Над каждой буквой по три вопроса. Ответ на этот вопрос начинается с этой буквы. За каждый правильный ответ 5 УМОВ.
Первым выбирает команда «.. . . . . . »
«К»
Самый основной закон демократического государства? (Конституция)
Самая высокая гора Африки? (Килиманджаро)
Казахский поэт, просветитель, основоположник письменной казахской литературы, автор «Слов назиданий»? (Абай Кунанбаев))
«А»
Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религий в Казахстане – Ахмед Яссави
2.Выдающийся философ, учёный- энциклопедист 9 – 10 века — Аль — Фараби
Столица государства РК?(Астана)
«Т»
В конце 17-18 веков Казахское ханство стало единым государством при хане Тауке
Общее название всех тюркских племён — теле
Наиболее известная сакская царица – Томирис
«М»
Валюта Германии? (Марка)
Назовите настоящее имя Шокана Валиханова? (Мухаммед Ханафия)
В переводе от греческого «рассказ», «предание», «слово». С его помощью в древности пытались объяснить происхождение мира и разобраться в явлениях природы (Миф)
«У»
Рост городов и увеличение численности городского населения? (Урбанизация)
Статус Казахстана по территориальному устройству. (Унитарное)
Найденная в Каргалинском ущелье диадема принадлежала племени (Усуней.)
«С»
Самая древняя племя населявшая территорию Казахстана. (Саки)
Первая леди Казахстана. (Сара Алпысовна Назарбаева)
Город где указом президента РК был закрыт ядерный полигон. (Семей)
Ведущий:
Четвёртый тур называется «Традиции и обряды казахского народа». Вам задаются вопросы по традициям и обычаям казахского народа. Первым отвечает та команда, которая первым поднимает лот.
За каждый правильный ответ 5 УМОВ.
Как называлась игра «догони девушку»? (Қызқуу)
Как называется казахская борьба? (Курес)
Как назывались скачки на торжественных праздниках? (Байга)
Как назывался ритуал встречи невесты у дома жениха? (Беташар)
Как назывался мусульманский праздник – новый год? (Наурыз)
Как называлось песенное состязание акынов? (Айтыс)
Как назывался головной убор невесты? (Саукеле)
Как назывался ритуал сватовства? (Куда тусу)
Как называлась раздача сладостей на праздниках? (Шашу)
Название детской колыбели? (Бесык)
Как назывался выкуп за невесту? (Калым)
Свадебное пение хоровых песен (Жар — жар)
Как назывался ритуал развязывания пут у годовалого ребенка? (Тусаукесу)
Место, где мусульмане молятся и совершают обряды? (Мечеть)
Как назывался ритуал первой встречи жениха с невестой? (Урын)
Пятый тур– «Историческая личность»
Слайды в презентации.
Великие личности – это те, чья политическая либо духовная деятельность наиболее полно отражала потребности общества и оказала значительное влияние на его развитие, чья деятельность вышла за пределы государства и приобрела всемирную значимость и известность. Поэтому не случайно история любого государства наиболее ярко и впечатляюще представляется сквозь призму деяний великих людей. Более того, сама история зачастую отождествляется с этими личностями.
Перед вами портреты Толе би, Айтеке би, Абылай хана и Тауке хана. После озвучивания вопроса, вы можете в течение 30 секунд обсудить свой вариант ответа в команде и дать правильный ответ на поставленный вопрос.
Вопрос №1. В русских летописях его называли «царевичем Сибирским». Он сумел объединить силы Казахского ханства, превратив его в мощное военное государство. Вел свою политику в соответствии с геополитическим положением Казахского ханства, находящегося между империями — Россией и Китаем. (Абылай хан)
Вопрос №2. Один из главных авторов «Жетіжарғы», способствовавший замене кровной мести, принципа кровь за кровь принципом “справедливого наказания” и “откупа”, дабы остановить цепь кровавой вендетты между родами.
(Айтеке би)
Вопрос №3. В народе бытует легенда, что когда все люди бежали в период джунгарского нашествия, на месте осталась его одинокая юрта. Предводитель войска джунгарспросил удивляясь, почему аксакал не испугался и не бежал вместе со всеми. А тот ответил, что не хотел разрушать покой ласточки, свившей гнездо под куполом его юрты. Пораженный человечностью и его мудростью, джунгарский предводитель оставил в покое его и весь его род. С тех пор в окрестностях Ташкента и Шымкента до сих пор его называют не по имени, а «Карлыгашаулие» (священная ласточка).
(Толе би)
Вопрос №4. Годы правления этого хана занимают особое место в казахской истории. Это был “Золотой век” относительного господства законов, развития экономики и процветания торговли. Он считается основоположником обычного права казахов. Свод законов под названием “ЖетiЖаргы” (Семь установлений) был разработан при его непосредственном участии.
(Тауке хан)
Шестой тур Игра «Своя игра»
1 раунд Синий (Города)
10 баллов-Правителем какого города был Гайир-хан?(Отрар)
20 баллов-Близ кокого города был найден сакский воин «Золотой человек»(Иссык)
30 баллов-Какой город был центром торговли?(Тараз)
40 баллов- Как ранее называлась Кызылорда, где впервые образовалась Советская власть(Перовск)
Это мы проходили …….
10 баллов- Какое государство представляло наибольшую опасность для Казахского ханства в первой четверти XVIII века?(Джунгария)
20 баллов-Как назывался верховный правитель усуней? (гуньмо)
30 баллов-Назовите имена трех знаменитых биев (Толе,Казбек,Айтеке)
40 баллов-Кого из казахских батыров звали Ерасыл (Кабанбай)
Желтый раунд
1.Ратное дело
10 баллов- С кем воевали казахи в годы «Великого бедствия»(джунгарами)
20 баллов-Имя знаменитой сакской царицы, победивший персидского царя Кира(Томирис)
30 баллов-Знаменитый полководец, живший в начале XIV века, создавший свою империю, умер в Отраре.(Темирлан)
40 баллов-Какой титул носил правитель и военачальник джунгар(хунтайши)
2.Историческая арифметика
10 баллов- Какой год называют годами «Великого бедствия»в Казахстане (1723г.)
20 баллов-Сколько лет правил Эмир Тимур?
30 баллов-В каком годупроизошлаАнракайская битва?
40 баллов- В какие годы правил Аблай хан(!771-1781гг)
Красный раунд
1.Знакомые имена.
10 баллов- Хан, при нем был создан сборник законов «Жетыжаргы»(Тауке хан)
20 баллов- Первый хан Моголистана
30 баллов- С каким русским писателем был знаком Шокан Валиханов? (с Достаевским)
40 баллов- Имя русской императрицы, принимавшей подданство младшего жуза(Анна Иоановна)
Основы государства и право
10 баллов- Что такое унитарное государство?
20 баллов- Назовите государственное устройство по форме правления в Казахстане(президенская)
30 баллов- Что вы можете рассказать о существовавшем виде наказания «кара найза»?
40 баллов — Со скольки лет наступала административнаяотвественность по «ЖетыЖаргы» — 13 лет
Ведущий: Уважаемые жюри, слово предоставляется вам. Прошу вас проанализировать ход игры и огласить результаты
Будущее нашей республики зависит от того какими будете вы. Старшее поколение надеется только на вас. Ведь всё зависит от того в какие руки попадёт наше государство, наш дом. Хочется , чтобы эти руки были добрыми, чуткими, трудолюбивыми. Чтобы вы шли по жизни только дорогою добра
Bilimger.kz Республикалық білім порталы
Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.
Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718