Использование устного народного творчества в развитии речи детей
Замира Ерситовна Бектенова
Фольклор — это народное творчество, чаще всего именно устное; художественная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, принципы; создаваемые народом (песни, частушки, сказки), театр (драматизация, театрализация), танец, декоративно-прикладное искусство. Произведения фольклора своим содержанием отвечают задачам воспитания и развития ребенка. «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» – писал К.Д. Ушинский. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Я, как учитель детского сада имею больше возможностей использовать в своей работе с детьми русский народный фольклор. Одной из многих мною поставленных задач в моей работе являются: развивать речь детей через устное народное творчество, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством, заложить в детях семена любви и уважения к фольклору. Устное народное творчество большую роль играет в патриотическом воспитании, в воспитании любви к Родине, к ее народу и интереса к людям других национальностей. Из своего опыта могу сказать, как важен комплексный подход при решении вопроса развития речи и речевого общения в детском саду. Русский язык богат блестящими произведениями устного народного творчества. Совершенные образцы его – пословицы, загадки, сказки. Ребенок не только слышит, повторяет, но и запоминает. В русском народном творчестве есть замечательные «жемчужины» – частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Таким образом: устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности. В своей работе я иду по таким направлениям: – ознакомление детей с бытом, традициями, обрядами, кухней; – знакомлю детей с культурой, с фольклором; – знакомлю с историей России; – воспитываю в детях дружелюбное отношение к людям других национальностей, живущих в нашей стране. Ребенок, вслушиваясь в слова потешек, их ритм, играет в ладушки, притопывает, приплясывает. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – педагогу. Знакомство с потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача педагога – помочь малышам в этом. Особую роль в воспитании ребенка играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Для игр с детьми я использую любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. В работе с малышами широко использую малые фольклорные формы. Использую потешки, загадки, считалки, которые улучшают настроение детей, вызывают улыбку. Ежегодно организую, проведение недели русского языка, где использую много материалов русского народного творчества – это чтение стихов, пословиц-поговорок, показы драматизаций сказок, а также организую выставку детских рисунков. Отдельное внимание уделяю рассказыванию сказок. В младших группах детям нравится показ сказок с помощью игрушек (настольный театр). В средних группах знакомлю детей со сказками «Лисичка со скалочкой», «Жихарка». В старших группах использую рассказывание сказок, таких как, «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» , «Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и т.д. Загадывание загадок, пою песни. Очень интересно проходят свободные драматизации сказок, знакомлю с пословицами и поговорками. Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе способствуют обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Очень важно, чтобы начатая работа была продолжена в дальнейшем. Планами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста.