Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида
Сыздыкбаева Шамшия
Тема урока: «Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида»
Тип урока: урок – телеигра
Форма и методы: работа в группах, взаимопроверка, диаграмма Венна.
Класс: 7-й
Цель и задачи:
Образовательные: активизировать знания по теме “Деепричастие”; формировать умение нахождения деепричастий в тексте, находить суффиксы деепричастий, формировать умение нахождения видов деепричастий в тексте, находить суффиксы деепричастий.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Развивающие: работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
Оборудование: учебник «Русский язык» для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения, просмотр презентации, интерактивная доска, таблицы, корзины и снежки.
ХОД УРОКА
Организационный момент
А) Проверка посещаемости учащихся, и их готовности к уроку.
Б) Взаимное приветствие учителя и учащихся:
– Здравствуйте, ребята! Друзья, я задам вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх (хорошо) или опуская большой палец вниз (плохо).Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием «Во!»
– Какие у вас друзья?
– А школа?
– А учителя?
– Класс?
– Как ваши дела?
– Как ваше настроение?
– Хорошо,молодцы! Я рада за вас.
Давайте вспомним наш девиз: «Знания зовут, а дела не ждут!»
Слово учителя
-Цель нашего сегодняшнего урока – повторить и обобщить материал по теме «Деепричастие». Определить виды деепричастий.
Ребята, урок у нас будет необычным, так как мы будем участвовать по каналу «Образование» в передаче «Получи знания,играя!» и я не просто учитель, а телеведущий. Разрешите мне познакомить вас с программой телепередач на ближайшие сорок пять минут:
– «Разминка» 5минут
– «Мозговая атака» 5минут
– Новая тема 10минут
– «По письмам телезрителей» 10минут
– «Игра в снежки» 5минут
– «Рекламная пауза» 4минуты
– «Диаграмма Венна» 4минуты
– «Итоги» 2минуты
Первый этап передачи у нас
- «Разминка» (учащиеся раздают друг другу задания)
Сначала, ребята, отгадайте загадку.
Вот свойство мое обязательное:
Неизменяемость как у наречия.
На вопросы что делая? что сделав? отвечаю я,
Добавочное действие обозначаю я. (ДЕЕПРИЧАСТИЕ)На прошлом уроке мы с вами проходили деепрчастие.Ребята класс делим на две гуппы так как деепричастие бывают несовершенного и совершенного вида.Каждая группа получит свое название.
Итак, группы «Несовершенный вид» и «Совершенный вид» готовы.
- Следующий этап передачи
- II. Следующий этап передачи «Мозговая атака». Обе группы задают друг другу вопросы по пройденной теме.
Проверьте ответы по флипчарту.Насколько вы правильно ответили.
III.Следующий этап передачи Новая тема. ( лента)
Слово учителя.Объяснение нового материала с флипчарта
Флипчарт №1,2
Тренировочные упражнения по учебнику
Упр1 (устно)
Упр2 (письменно)
Упр 4 (на интерактивной доске.) Подберите видовую пару, образуйте обоих глаголов деепричастия указав вид.
- IV. Следующий этап передачи «По письмам телезрителей»
Ребята, Вам Прислали ваши сверстники из другой школы вы должны ответить на вопросы, которые прислали телезрители. (Вопросы с флипчарта)
Письмо для группы «Несовершенный вид»:
Уважаемые участники игры! Образуйте деепричастия от глаголов:
Играть, увидеть, бороться, бормотать, пройти, вынести, вспомнить, белеть.
Письмо для группы «Совершенный вид»:
Задание :
Уважаемые участники игры! Найдите слова с грамматической ошибкой:
Вертя, жгя, выехав, улыбаяся, забредя, игравшися, гуляя, убедившись, сумея, смеясь, простившись, соблюдая, надеявшися.
- V. Следующий этап передачи «Игра в снежки». Ребята, перед вами две пустые ведра, вы их должны заполнить снежками. Группы собирают снежки со своими названиями.
VI.Следующий этап передачи «Рекламная пауза».
Задания с флипчарта.(тесты)
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения
- Войдя в аудиторию,
- 1) мной была совершена ошибка;
- 2) профессор поздоровался со студентами;
- 3) не каждым соблюдается тишина;
- Укажите грамматически неправильное продолжение предложения
Прочитав подобную клевету,
- 1) у меня затряслись руки;
- 2) не хочется верить, что это сделал мой товарищ;
- 3) я долго не мог уснуть;
- 4) лучше сразу уничтожить эту анонимку.
- Укажите грамматически неправильное продолжение предложения.
Отдохнув несколько дней,
- 1) я вернулся к обычной работе;
- 2) мною была прочитана книга;
- 3) часто забываются все дела;
- 4) у нас появились новые силы.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Гордо подняв голову,
- 1) не видится ошибок;
- 2) у всех возникло чувство обиды;
- 3) она вышла из комнаты;
- 4) мною был никто не замечен.
- Найдите словосочетание, в состав которого
входит деепричастие.
1) Призывать к милосердию;
2) пуская в сердце;
3) откликнувшийся на беду;
4) воспитано с детства.
VII. Следующий этап передачи «Диаграмма Венна». Ребята! Попробуйте побыть исследователями- учеными. Составьте диаграмму Венна. Покажите в ней, чем отличаются деепричастия несовершенного вида от совершенного и что же у них общего.
(С каждой группы по одному участнику)
«Несовершенный вид» «Совершенный вид»
VIII. Следующий этап передачи «Итоги». Ребята, с сегодняшнего урока какие впечатления вы получили? Из этих смайликов выберите каждый из вас одно. Оценки за урок.
Домашнее задание: Упр3 стр145