Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида

Сыздыкбаева Шамшия

Тема урока: «Образование деепричастий  несовершенного и совершенного вида»

Тип урока: урок – телеигра

Форма и методы: работа в группах, взаимопроверка, диаграмма Венна.

Класс: 7-й

Цель и задачи:

Образовательные: активизировать знания по теме  “Деепричастие”; формировать умение нахождения   деепричастий в тексте, находить суффиксы деепричастий, формировать умение нахождения видов деепричастий в тексте, находить суффиксы деепричастий.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие: работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

Оборудование: учебник «Русский язык» для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения, просмотр презентации, интерактивная доска, таблицы, корзины и снежки.

 

ХОД УРОКА

 Организационный момент

А) Проверка посещаемости  учащихся, и их готовности к уроку.

Б) Взаимное приветствие  учителя и учащихся:

– Здравствуйте, ребята! Друзья, я задам вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх (хорошо) или опуская большой палец вниз (плохо).Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием «Во!»

–   Какие у вас друзья?

–  А школа?

–  А учителя?

–  Класс?

–  Как ваши дела?

–  Как ваше настроение?

 – Хорошо,молодцы! Я рада за вас.

Давайте вспомним наш девиз: «Знания зовут, а дела не ждут!»

 Слово учителя

-Цель нашего сегодняшнего урока – повторить и обобщить материал по теме «Деепричастие». Определить виды деепричастий.

  Ребята, урок у нас будет необычным, так как мы будем участвовать по каналу «Образование» в передаче  «Получи знания,играя!» и я не просто учитель, а телеведущий. Разрешите мне  познакомить вас с программой телепередач на ближайшие сорок пять минут:

 –   «Разминка»  5минут

 –   «Мозговая атака»  5минут

 –  Новая тема  10минут

 –  «По письмам телезрителей» 10минут

 –  «Игра в снежки» 5минут

 –  «Рекламная пауза» 4минуты

 –  «Диаграмма Венна» 4минуты

 – «Итоги» 2минуты

Первый этап передачи у нас

  1. «Разминка» (учащиеся раздают друг другу задания)

Сначала, ребята, отгадайте загадку.

Вот свойство мое обязательное:

Неизменяемость как у наречия.

На вопросы что делая? что сделав? отвечаю я,

Добавочное действие обозначаю я. (ДЕЕПРИЧАСТИЕ)На прошлом уроке мы с вами проходили деепрчастие.Ребята  класс делим на две гуппы так как деепричастие бывают несовершенного и совершенного вида.Каждая группа получит свое название.

Итак, группы «Несовершенный вид» и «Совершенный вид» готовы.

  • Следующий этап передачи
  1. II. Следующий этап передачи «Мозговая атака». Обе группы задают друг другу вопросы по пройденной теме.

Проверьте ответы по флипчарту.Насколько вы правильно ответили.

III.Следующий этап передачи  Новая тема. ( лента)

Слово учителя.Объяснение нового материала с флипчарта

Флипчарт №1,2

Тренировочные упражнения по учебнику

Упр1 (устно)

Упр2 (письменно)

Упр 4 (на интерактивной доске.) Подберите видовую пару, образуйте обоих глаголов деепричастия указав вид.

  1. IV. Следующий этап передачи «По письмам телезрителей»

 Ребята, Вам Прислали ваши сверстники из другой школы вы  должны ответить на вопросы, которые прислали телезрители.  (Вопросы с флипчарта)

Письмо для группы «Несовершенный вид»:

Уважаемые участники игры! Образуйте деепричастия от глаголов:

Играть, увидеть, бороться, бормотать, пройти, вынести, вспомнить, белеть.

Письмо для группы «Совершенный вид»:

Задание :

Уважаемые участники игры! Найдите слова с грамматической ошибкой:

Вертя, жгя, выехав, улыбаяся, забредя, игравшися, гуляя, убедившись, сумея, смеясь, простившись, соблюдая, надеявшися.

  1. V. Следующий этап передачи «Игра в снежки». Ребята, перед вами две пустые ведра, вы их должны заполнить снежками. Группы собирают снежки со своими названиями.

VI.Следующий этап передачи  «Рекламная пауза».

Задания с флипчарта.(тесты)

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
  • Войдя в аудиторию,
  • 1) мной была совершена ошибка;
  • 2) профессор поздоровался со студентами;
  • 3) не каждым соблюдается тишина;
  1. Укажите грамматически неправильное продолжение предложения

Прочитав подобную клевету,

  • 1) у меня затряслись руки;
  • 2) не хочется верить, что это сделал мой товарищ;
  • 3) я долго не мог уснуть;
  • 4) лучше сразу уничтожить эту анонимку.
  1. Укажите грамматически неправильное продолжение предложения.

Отдохнув несколько дней,

  • 1) я вернулся к обычной работе;
  • 2) мною была прочитана книга;
  • 3) часто забываются все дела;
  • 4) у нас появились новые силы.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Гордо подняв голову,

  • 1) не видится ошибок;
  • 2) у всех возникло чувство обиды;
  • 3) она вышла из комнаты;
  • 4) мною был никто не замечен.
  1. Найдите словосочетание, в состав которого
    входит деепричастие.

1) Призывать к милосердию;

2) пуская в сердце;

3) откликнувшийся на беду;

4) воспитано с детства.

VII. Следующий этап передачи  «Диаграмма Венна». Ребята! Попробуйте побыть исследователями- учеными. Составьте диаграмму Венна. Покажите в ней, чем отличаются  деепричастия несовершенного вида от совершенного и что же у них общего.

(С каждой группы по одному участнику

«Несовершенный вид»                                                       «Совершенный вид»

 

VIII. Следующий этап передачи  «Итоги». Ребята, с сегодняшнего урока какие впечатления вы получили? Из этих смайликов выберите каждый из вас одно. Оценки за урок.

Домашнее задание: Упр3 стр145

 

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *