Методика работы по развитию речи учащихся на фразеологическом уровне
В настоящее время, когда идет процесс возрождения в духовной жизни национально-культурных ценностей и в связи с этим происходят изменения в языковой ориентации, перед образованием встает необходимость в определении новых подходов к изучению русского языка, необходимость в повышении эффективности его преподавания.
В изучении русского языка большую роль играет овладение фразеологическим богатством. Без овладения фразеологизмами, пословицами и поговорками невозможно правильное понимание русской речи как в устной, так и в письменной форме. Значение фразеологии и для практического овладения языком обусловлено тем, что многие устойчивые обороты, содержащие эмоционально-экспрессивную оценку фактов, процессов, употребляясь в речи, служат коммуникативными единицами, другие, являясь номинативными единицами, порой незаменимы в обозначении явлений действительности.
Использование устойчивых оборотов делает речь более богатой, выразительной и даже «иноязычной» (Е.А. Быстрова, Н.М. Шанский). Устойчивые единицы языка, являясь результатом длительного развития, фиксируют и передают от одного поколения к другому общественный опыт, они важны не только как средство коммуникации, но и как источники различных общественно-значимых сведений. Чем богаче история народа, тем ярче и содержательнее устойчивые обороты. Прошлое в той мере прошлое, в которой оно восходит в настоящее, – это остается актуальным для наших дней, поэтому уже в начальных классах необходимо обращаться к национально-культурной семантике языка не только с синхронической, но и с диахронической точек зрения.
Знакомство с фразеологизмами, а тем более осознанное их усвоение, понимание специфики их употребления позволяет значительно расширить кругозор детей. Самостоятельный творческий подход к оценке языковых средств необходим и потому, что со многими устойчивыми оборотами учащиеся знакомятся стихийно, еще до школы, воспринимая их на слух и в большинстве случаев смутно догадываясь об их значении из контекста. Многие устойчивые обороты с яркой эмоциональной окраской нередко употребляются и самими учащимися в самостоятельной речи.
Наличие значительного числа устойчивых оборотов в современных учебных пособиях и их актуальность в речевом развитии учащихся подтверждает необходимость специальной работы по фразеологии в начальных классах.
Теоретические проблемы фразеологии получили достаточно подробное освещение в работах таких ученых, как В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, В.П. Жуков, B.JI. Архангельский, А.И. Молотков, A.M. Бабкин, Р.Н. Попов, В.Н. Телия, Л.Б. Савенкова, Н.Ф. Алефиренко, A.M. Чепасова, В.И. Мокиенко, Ю.И. Гвоздарев и др. Внимание ученых направлено на такие проблемы фразеологии, как семантическая структура фразеологизмов различных групп, место фразеологизмов, разграничение устойчивых оборотов, системные свойства и отношения внутри фразеологизмов и их взаимодействие с другими единицами языка, проблемы творческого использования устойчивых оборотов в художественных произведениях русских классиков, современных писателей и поэтов, экспрессивно-оценочные и модальные функции фразеологизмов в языке и речи и др.
Проблеме использования фразеологии в работе по развитию речи учащихся уделяли внимание известные лингвисты и методисты Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, J1.H. Толстой, В.И. Чернышев, Д.И. Тихомиров, К.Б. Бархин, М.А. Рыбникова, Н.П. Каноныкин, J1.A. Горбушина, М.Р. Львов и др.
В начальной школе уделяется немало внимания вопросам обогащения речи учащихся лексикой русского языка (А.Н. Гвоздев, С.А. Быстрова, Т.А. Ладыженская, Т.Г. Рамзаева и др.), а вопросы обогащения речи устойчивыми оборотами и их активизация в речи не нашли достаточного места в учебном процессе, значительное число устойчивых оборотов, имеющихся в учебниках, остается неусвоенным, а объяснение значения их без дальнейшего закрепления и активизации недостаточным. Кроме того, эпизодическая работа с устойчивыми оборотами опасна тем, что у детей не вырабатывается способность воспринимать своеобразие языка художественных произведений благодаря использованию данных языковых единиц.
Определенная система по усвоению и активизации устойчивых оборотов в речи младших школьников отсутствует. В методической литературе для начальных классов, посвященной работе по фразеологии специальных разработок почти нет.
Именно неразработанность проблемы изучения и активизации фразеологических оборотов в плане повышения культуры речи и языкового развития учащихся и острая необходимость ее практического решения определяют научную и практическую актуальность темы данного исследования.
Объект исследования – процесс развития речи учащихся начальных классов на основе активизации фразеологических оборотов русского языка.
Предмет Русский язык – исследования педагогические условия активизации фразеологических оборотов в речи младших школьников.
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка системы педагогических условий включения фразеологических оборотов в речь младших школьников и их дальнейшей активизации.
Цель исследования определила рабочую гипотезу: уровень речевой культуры учащихся станет выше, если организовать процесс обучения и активизации фразеологических оборотов на основе применения в педагогической практике специально разработанной методической модели, предусматривающей соблюдение следующих условий:
– систематическое приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению фразеологических оборотов;
– постепенное увеличение количества усваиваемых фразеологизмов с учетом их актуальности;
– комплексное использование приемов активизации на основе усвоения учащимися единства связей данных единиц.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определен ряд научно-методических конкретных задач:
-определить сущность понятий «фразеологизм» как языковая единица, “речь”, “развитие речи” младших школьников;
-установить степень владения фразеологическими оборотами учащимися начальных классов, выявить причины трудностей, возникающих в работе с данным языковым материалом;
-разработать и апробировать экспериментальную модель обучения и активизации устойчивых оборотов в речи младших школьников во внеурочной работе.
В соответствии с характером поставленных задач использовались следующие методы научного исследования: а) теоретические – анализ, синтез, моделирование; б) эмпирические методы – наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся; в) математические – методы обработки информации, определение количественных и качественных показателей эффективности применяемой методики:
Научная новизна исследования состоит в следующем:
– обоснована не только возможность, но и необходимость целенаправленного и системного изучения фразеологизмов в начальной школе;
– разработана методическая модель поэтапного обучения и активизации фразеологических оборотов в речи младших школьников во внеурочной работе;
– определены оптимальные методы и приемы активизации фразеологизмов, разработана система упражнений, способствующая развитию речевых способностей учащихся;
– обосновано, что организация обучения на основе формирования единства связей фразеологических оборотов, адекватного функционирования их в речи обеспечивает языковое развитие учащихся и повышение культуры родной речи.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: расширено представление о возможностях использования фразеологизмов в речевом развитии учащихся начальных классов, разработан новый подход к активизации словаря младшего школьника. Разработанную систему, а именно методическую модель, словарь фразеологических оборотов, методы и приемы работы с этими языковыми единицами, можно использовать в практике школы. Внедрение результатов исследования позволит значительно повысить уровень речевого развития детей, сформировать умения и навыки в области фразеологии. Теоретические обобщения и экспериментальные данные могут быть использованы в проведении лекционных, практических занятий со студентами – будущими учителями начальных классов.