Антонимы
Алматы қаласы Алмалы ауданы КММ «№34 гимназиясының»
бастауыш сынып мұғалімі
Занькова Светлана Анатольевна
Средняя школа 17
Посёлок Боралдай Илийский район Алматинская область
Урок русского языка в 4 классе.
Тема урока: «Антонимы».
Цели урока: дать понятие об антонимах; показать роль антонимов в речи.
Тип урока: Урока изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: проектор, ноутбук, иллюстрация, карточки, корзина, учебник.
Этапы урока: 1. Оргмомент; 2. Мотивационный этап; 3. Актуализация знаний; 4. Определение темы урока; 5. Постановка целей и задач урока; 6. Работа по теме урока; 7. Первичная проверка полученных знаний; 8. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности. 9. Домашнее задание.
Планируемые результаты.
- Личностные: навык сотрудничества со сверстниками;
- Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- Предметные: учащиеся научатся находить антонимы и пользоваться в речи; понимать роль антонимов в речи как средства выразительности.
Ход урока.
- Организационный момент. (Слайд 1)
Здравствуйте, ребята. Поднимите руки, если вы готовы к уроку. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Мы продолжим путешествие по сказочным странам. Сегодня мы из страны Синонимов отправимся страну слов с противоположным лексическим значением.
- Мотивационный этап.
Однако путь в эту страну лежит через темный лабиринт. И чтобы пройти через этот лабиринт, нужны знания об этой сказочной стране. Знания помогут освещать нам путь. Мы должны наполнить знаниями наши корзины, так как на входе в эту страну находится надпись: «Ученье – свет, а неученье – тьма». (Слайд 2)
- Актуализация знаний.
Попрощаемся со страной Синонимов.
Задание (для 1-ой группы). (Формулировка заданий проецируется на экран).
В каком предложении есть синонимы?
- Я вышел и увидел большую серую кошку
- Весна давно пришла и согнала снег.
- 3. Игра получилась интересной, захватывающей.
Задание (для 2-ой группы)
1 Этот человек был известным и популярным.
- Над цветами кружили осы и пчёлы.
- Мягко стелет, да жёстко спать.
Задание для всех.
Какое из этих утверждений ошибочное:
- 1. Синонимы – это слова, одинаковые по написанию и произношению, но разные по смыслу.
- Омонимы – это слова одной и той же части речи
- Омоформы – это слова, которые относятся к разным частям речи.
- Определение темы урока.
Задание. (Формулировка заданий проецируется на экран).
Вставьте пропущенные буквы в словах. Составьте из пропущенных и выделенных букв слово.
- Умей не только брать, но и отд…вать. 2. Ученье свет, а неученье – тьма. 3. Легко стелет, да жёс…ко спать. 4. Бедность учит, а б…гатство портит. 5. Лучшая вещь новая, лучший друг старый. 6. Ласточка день нач…нает, а соловей кончает. 7. Умная ложь лучше глупой правды. (Верный ответ. Антоним).
Что вы можете сказать о лексическом значении слов с пропущенными буквами? (Примерный ответ. Эти слова противоположны по смыслу).
Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? (Антонимы)
Запишите тему урока в тетрадь.
- Постановка целей и задач урока.
Прочитайте выразительно эти предложения? Что представляют собой данные предложения? (Примерный ответ. Это пословицы).
Комментарий.
Пословицы и поговорки богаты антонимами.
Подумаем, что нам нужно знать, чтобы попасть в страну Антонимов?
(Ученики вместе с учителем формулируют цели урока)
(Примерный ответ. Путь в страну Антонимов лежит через темный лабиринт. Чтобы пройти этот лабиринт, нам нужно знать следующее: (Слайд 3)
- Что такое антонимы.
- Роль антонимов в речи.
Мы должны научиться:
- Выделять антонимы в речи.
- Подбирать к слову антонимическую пару. (Слайд 4)
- Работа по теме урока.
На доске появляется иллюстрация двух лабиринтов. Учитель объясняет детям правила игры. (Правила игры. Ученики делятся на две группы. Лабиринт можно пройти в 3 этапа. На иллюстрации лабиринта им соответствуют три красных кружка. Двигаться по лабиринту можно с помощью фишек с магнитом. После каждого удачно выполненного задания один из учеников группы переставляет фишку с одного кружка на другой. Побеждает та группа, которая найдёт выход из лабиринта. Чтобы победить, нужно выполнить все задания верно).
Задание.
СЛЕВА | ТИХИЙ |
ДОБРЫЙ | ХОЛОДНЫЙ |
ГОРЯЧИЙ | ЗЛОЙ |
ГРОМКИЙ | ВЫСОКИЙ |
Какое задание можно придумать? (Примерный ответ. Провести соответствие)
Какие слова лишние? (СЛЕВА. ВЫСОКИЙ.)
Подберите к ним антонимы и сделайте морфемный разбор этих слов.
Комментарий.
Помните, что у наречия нет окончания.
Задание. (письменно)
Сделать морфемный разбор и к выделенным морфемам подобрать антонимы.
(Для 1-ой группы)
- Приехать. 2. Входить. 3. Носик. 4. Разуть.
(Для 2-ой группы)
- Выходить. 2. Обуть. 3. Носище. 4. Уехать.
Вывод.
Попробуйте дать определение антонимам. (Антонимы – это слова с противоположным значением)
Ученики кладут в корзину карточки, на которых заранее написан вывод.
Комментарий.
Это слово древнегреческого происхождения. «Анти» – ,против,, ,вместо,. «Онома» – ,имя,. Греческая приставка «анти» встречается во многих словах: антивоенный, антибиотик, антипатия, антипод. (Слайд 5)
Комментарий ученика:
Антонимическую пару могут иметь не только слова, но и части слова (морфемы).
Слово учителя.
Молодцы! Обе группы справились с этим заданием. (Один ученик из группы подходит к иллюстрации лабиринта и переставляет фишку с одного кружка на другой).
Физкультминутка.
Мы пройдёмся по дорожке
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
другой – вперёд,
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься
Задание.
Учащиеся садятся по двое. За одним столом должны оказаться ученики из двух групп. Ученик показывает своему противнику карточку с иллюстрацией. Его противник должен назвать как можно больше слов, обозначающих признак или действие, изображённые на карточке, и подобрать к этим словам антоним. Пример. На карточке изображён радостный мальчик с тёмными волосами. Тогда ученик должен сказать следующее: РАДОСТНЫЙ – ГРУСТНЫЙ, ТЁМНЫЙ – СВЕТЛЫЙ и т. д. (Слайд 6)
Слово учителя.
Скажите, слова СВЕТЛЫЙ и ТЕМНО можно назвать антонимами? (Нет)
Почему? (Примерный ответ. Это слова с противоположным лексическим значением, но они относятся к разным частям речи. Следовательно, эти слова нельзя назвать антонимами.
Какой можно сделать вывод?
Вывод.
Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Ученики кладут в корзину карточки, на которых заранее написан вывод.
Молодцы! Все справились с этим заданием. (Один ученик из группы подходит к иллюстрации лабиринта и переставляет фишку с одного кружка на другой).
Задание. Завершите пословицу так, чтобы во второй части появился антоним.
(Для 1-ой группы)
1.Не откладывай на завтра то, что можешь сделать… (сегодня).
- Нет худа без… (добра).
- Умная ложь хуже глупой… (правды).
(Для 2-ой группы)
- Знай больше, говори… (меньше)
- Умей взять, умей и … (отдать)
- Корень учения горек, а плод… (сладок)
Вывод.
Какую роль играют антонимы в речи? (Примерный ответ. Антонимы являются средствами выразительности).
Ученики кладут в корзину карточки, на которых заранее написан вывод.
Комментарий.
Где ещё встречаются антонимы? (Примерный ответ. В названиях литературных произведений: «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тонкий и Толстый» А. П. Чехова, «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского).
Молодцы! Все справились с этим заданием. (Один ученик из группы подходит к иллюстрации лабиринта и переставляет фишку с одного кружка на другой).
Сопоставим наши выводы с теорией из учебника.
- Первичная проверка полученных знаний.
Мы уже приближаемся к стране Антонимов. Давайте ещё закрепим наши знания об антонимах.
В следующих заданиях нужно выбрать цифру с верным вариантом и сложить соответствующие этим цифрам числа.
Задание №1. (Для обеих групп) (Формулировка заданий проецируется на экран)
Выберите верные утверждения:
- Антонимы – это слова с противоположным значением.
- Антонимы – это слова, которые относятся к разным частям речи.
- Антонимические пары могут иметь только глаголы.
- 4. Антонимическую пару могут иметь не только слова, но и части слов.
- 5. Антонимы являются средствами выразительности.
- Антонимы, синонимы, омонимы являются лексическими разрядами слов.
Задание №2.
В каких строках ошибочно подобраны антонимичные пары:
- РАДОСТНО – ГРУСТНО; СВЕТЛЫЙ -ТЁМНЫЙ; ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ.
- ВЕРХ – ВНИЗ; ДРУГ- ВРАГ; ГОРЯЧИЙ – ХОЛОДНЫЙ.
- 3. ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ; РАДОВАТЬСЯ – ГРУСТИТЬ; ГРЯЗНЫЙ – ЧИСТОТА.
- ВЗЯТЬ ОТДАТЬ; ГОВОРИТЬ – МОЛЧАТЬ; УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ.
- СВЕТ – ТЬМА; ВОЛЯ – ПЛЕН; МЯГКИЙ – ЖЁСТКИЙ.
Задание №3.
В каких строчках есть слова с антонимичными приставками:
- ПРИЕХАТЬ – ОТЪЕХАТЬ; ПОЗВОНИТЬ – ПЕРЕЗВОНИТЬ; УХОДИТЬ – ЗАХОДИТЬ.
- ВХОДИТЬ – ВЫХОДИТЬ; ПРИУЧИТЬ – ОТУЧИТЬ; ПРИБЕЖАТЬ – УБЕЖАТЬ.
- ПРИБЕЖАТЬ – ЗАБЕЖАТЬ; ПОДНЕСТИ – УНЕСТИ; ЗАДУТЬ – ПОДУТЬ.
Какое число у вас получилось? (Верный ответ. 23)
Комментарий к заданию № 2.
Слова ВЕРХ, ВНИЗ относятся к разным частям речи, поэтому они не являются антонимами.
Занимательная лингвистика.
Попробуйте подобрать антонимы к многозначным словам.
Что такое многозначные слова?
Мягкий (о хлебе) – … (чёрствый)
Мягкий (о шаге) – … (тяжёлый)
Мелкий (о дожде) – … (частый)
Мелкий (о водоёме) – … (глубокий)
- Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.
Мы вышли из тёмного лабиринта. Обе группы успешно справились с заданиями.
Мы подошли к стране Антонимов. Давайте посмотрим, с какими знаниями мы подошли к стране Антонимов.
Ученики по очереди подходят к корзине, достают карточки, на которых написаны выводы, и читают вслух.
- Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
- Антонимы являются средствами выразительности.
(Ученики произносят с места).
Чему мы научились?
- Выделять антонимы в речи
- Подбирать к слову антонимическую пару.
Слово учителя.
А сейчас попробуйте пофантазировать и представить себе страну Антонимов и её жителей.
(На доске появляется рисунок страны Антонимов, который заранее подготовили трое учеников).
Сравните то, что вы представили с тем, что вы видите.
Опишите то, что вы видите на рисунке.
Какую страну напоминает страна антонимов. (Возможный ответ. Страна Антонимов напоминает мир, в котором мы живём).
Почему вы так считаете?
Попробуйте оценить свою работу на уроке. Поставьте на полях своей тетради следующие символы:
! – всё было отлично, задания выполнял без затруднения.
+ – испытывал затруднение при выполнении некоторых заданий.
– – не мог самостоятельно выполнить ни одного задания.
? – затрудняюсь в оценивании.
Домашнее задание.
- П. 69. Внимательно прочитать.
- Упр. 372 – выполнение заданий (письменно).
- Написать лингвистическую сказку о стране Антонимов (по желанию).
Урок подошёл к концу. (Ученики сдают тетради с домашним заданием)
Очень приятно было с вами работать. Поблагодарите друг друга за урок.
Спасибо за урок. До свидания! (слайд 7)