Украсим юрту

Открытое интегрированное занятие

Тема: «Украсим юрту»

  Воспитатель: Есполова Жанна Алековна

г.Актобе

Цели:

продолжать расширять и закреплять знания детей о традициях, жизни и быте казахского народа;

учить детей расписывать готовые изделия казахским орнаментом; знать и называть элементы казахского орнамента;

развивать речь, воображение, эстетический вкус детей, развивать творческие способности детей на основе традиций казахского народа.

воспитывать чувство симпатии и уважения к взрослому человеку; воспитать любовь к Родине; воспитание трудолюбия, аккуратности.

Оборудование и материал: силуэт юрты, вырезанный из белой бумаги; краски; кисточка; емкость для воды; салфетка; картинки с изображением юрты; костюм эже; запись казахской музыки; угощение; атрибуты для чаепития.

Предварительная работа: беседа о быте казахов; рассматривание иллюстраций и картин с изображением юрты; чтение художественных произведений на тему «Юрта»; учить и переводить слова на тему «Юрта», выучить стихотворение «На джайлау», физминутку.

Методические приемы: беседа; рассказ воспитателя; загадывание загадки; сюрпризный момент; рассматривание иллюстраций и картин.

Ход занятия:

Психогимнастика «Пора вставать».

Воспитатель:

Встало солнышко с утра! Дети делают вид, что спят.

Просыпаться вам пора. Дети открывают глазки.

Все проснулись?(Да!)

Потянитесь, улыбнитесь, Дети потягиваются, улыбаются.

Всем скажите: Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Теперь поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети: Сәлеметсiз бе! Здравствуйте! Добрый день!

 

  1. Организационный момент.

Воспитатель: А теперь приступим к занятию. Вы готовы?

Беседа о Казахстане.

Воспитатель: В какой Республике мы живем?

Как называется столица нашей Республики?

Какие города Республики вы еще знаете?

Как называется коренной народ Казахстана?

  1. Рассказ воспитателя.

Воспитатель: В Казахстане кроме казахов живут люди и других национальностей – это русские и турки, украинцы и корейцы, узбеки и немцы многие другие. Все они живут в мире и согласии.

1Ребенок:С давних времен живут в Казахстане

Немцы, корейцы и молдаване.

Дружбой своею они дорожат,

Дружбе они научили ребят.

2 Ребенок:Когда живется дружно, что лучше может быть?

И ссориться не нужно и можно всех любить!

У каждого человека есть дом. У каждого народа дом называется по-разному: у русских – это изба; у украинцев – это хата; у якутов – это чум. А что является основным жилищем казахов, вы узнаете, когда отгадаете загадку:В этом доме нет угла,

До того она кругла.

И такое вот жилище

Ты всегда в степи отыщешь!

Дети: юрта!

Воспитатель: Правильно!

Сейчас много фабрик, заводов, разных предприятий. Там работают люди. А живут они в больших и теплых домах. Но давным-давно люди только разводили и пасли скот. И для его разведения люди переезжали с одного пастбища на другое. А почему они переезжали с пастбища на пастбище?

Дети: Потому что лошади, бараны съедали сочную траву.

Юрта легко разбирается и собирается. В разобранном виде ее легко перевозить с места на место. Поэтому юрта была и есть удобным жилищем.

У юрты нет окон. А солнечные лучи попадали в юрту через круглое отверстие сверху. Это отверстие называется – шанырак. А зимой через шанырак выходит дым, когда казахи топят печь в юрте.

Зимой в юрте тепло, а летом – прохладно.

Физминутка «Юрта»

Юрта, юрта – (дети встают со стульев)

Круглый дом, (шагают на месте)

Побывайте в доме том! (разводят руки в стороны)

Гости явятся едва, – в печку прыгают дрова. (прыжки на месте)

Печка жарко топится (дети хлопают в ладоши)

Угостить торопится. (присели, встали)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Круглые оладушки (снова шагают на месте и тихо садятся на стульчики).

Сюрпризный момент.

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в гости к бабушке в аул. Как будет бабушка по-казахски?

Дети: Апа, әже.

Дети по команде воспитателя встают, строятся в колонну по двое и «едут» кәже в гости (переходят в другую группу).

В другой группе в юрте детей ждет бабушка.

Әже: Сәлеметсiз бе, балалар!

Әже: Слышала я, вы про юрту говорите. Вот и вы ко мне пришли. Заходите, и я расскажу вам про неё.

(Дети заходят в юрту, садятся по-казахски на корпе)

Әже: Вы уже знаете, что юрта – это переносное жилище чабанов. А я сейчас вам расскажу, что расположено внутри юрты.

(әже рассказывает и показывает).

Әже: Казахи – гостеприимный народ. В каждой юрте гостю были рады, и двери ее всегда открыты для них. Есть даже казахская пословица: «Гость на пороге – счастье в доме». Каждая семья украшала юрту различными орнаментами. И сегодня и мы научимся украшать ее. Нужно, чтобы юрты были не только внутри красивы, но и снаружи. У меня есть юрты (показывает силуэт юрты). Они все одинаковые. А это так скучно. Давайте их раскрасим, может и к нам тогда кто-нибудь заглянет. (Дети снова садятся на стульчики). Я уже свою украсила. (Показывает уже украшенную юрту).

Рассматривание образца. Анализ образца.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на юрту. Каким орнаментом она украшена?

Дети: Казахским.

Воспитатель: Прежде чем приступить к украшению юрты, давайте вспомним, как называются элементы казахского орнамента. (Воспитатель показывает элементы казахского орнамента, дети говорят, как они называются).

Воспитатель: Вот из этих элементов мы будем составлять орнамент для украшения юрты. Но сначала мы разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика. «Этот пальчик…»

Самостоятельная работа детей + помощь воспитателя.

(воспитатель и әже помогают детям)

Х. Анализ детских работ.

Әже: Какие красивые получились юрты! Их так много, что можно составить целый аул.

ХI. Поощрения детей.

Әже: А вас за вашу работу, за ваши знания я угощу баурсаками.

XII. Итог занятия.

Воспитатель: Вам занятие понравилось? Чем сегодня занимались? Что является основным жилищем? А кто знает стихотворение о юрте?

1 ребенок:В степи на джайляу пасутся овечки.

Там дедушка юрту поставил у речки.

2 ребенок:Светла и бела точно тучка она.

Под куполом дырка вместо окна.

3 ребенок:В нее синева поднебесная льется.

Нам с дедушкой в юрте отлично живется.

XIII. Прощание с гостями.

Воспитатель: Наше занятие закончено. Давайте попрощаемся с гостями.

Дети: Сау болыныздар!До свидания!

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *