Стихотворение О.О.Сулейменова «Одна война закончилась другой»

Аипова  Дина  Аблайхановна

Цель: Показать, как поэзия соединяла высокие  патриотические  чувства с  глубоко  личными  переживаниями  героя.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся  со  стихотворением О.О.Сулейменова «Одна  война  закончилась другой»;
  2. Развивать навыки выразительного  чтения текста, умение анализировать  стихотворный текст, познавательные  способности  учащихся;
  3. Прививать любовь  к  литературному  творчеству,  формировать  гражданско-патриотические качества  личности.

Тип урока:  урок  изучения нового материала

Оборудование: Перед  уроком  раздать  таблички  с  именами детей,  клише  для  целеполагания,  памятки  по  работе  с  «Ромашкой  Блума» и  с  «Шестью  шляпами мышления», тексты  «Биография  О.Сулейменова» и  стихотворение  «Одна война  закончилась  другой».

Слайды: «Великая  Отечественная  война», «Олжас  Сулейменов»,  звукозапись «Священная война».

Методы: Словесный, наглядный, поисковый,  межпредметная связь (история, музыка)

Форма  урока: урок-диалог

1.Эмоционально-психологический  настрой.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я ехала в вашу  школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.

2.Группирование.

-А  теперь  создадим  3 группы  по  цифрам:  9, 5, 45.

-В  группе  выберите  спикера, который  будет  оценивать  вас  в  течение  урока  по  заданным  критериям  в  Листе  оценок. Но,  кроме спикера, вас  буду   оценивать  я, раздавая  звездочки за правильные  ответы и  активность.

  1. Выход на тему  урока. Прослушивание  песни  «Священная  война». Слайд 1 -«Великая  Отечественная  война».

– Я  хочу, чтобы  вы прослушали  песню? Слышали  ли  вы  ее  раньше? Как  она  называется?  Знаете, кто  автор  песни? Слова  написал В.И.Лебедев-Кумач, а  музыка Александра  Александрова.

– Как  вы  думаете, какова  тема  урока?

– Правильно, речь  пойдет  о  войне. Неслучайно  группирование было  по  цифрам  9, 5, 45. О чем они  вам  говорят?

– В преддверии  празднования  Дня  Победы и    дня  рождения  О.Сулейменова мы  проведем  урок-диалог по  его  стихотворению «Одна и война  закончилась  другой».

  1. Чтение учителем стихотворения.
  2. «Корзина идей». Формулирование учащимися цели урока.

– Перед  вами  «Корзина  идей», сформулируйте  цель  урока и  запишите  на  стикерах. ( Пока  пишут, раздать  «Незаконченные  предложения»)

Ученики    зачитывают и  кладут  в  корзину.

  1. «Незаконченное предложение» – проверка знаний  о  ВОВ.

Ученики  зачитывают  незаконченные  предложения.

7.Минута  молчания.

– Мы  родились  и  выросли  в  мирное  время. Мы  никогда  не  слышали воя  сирен, не  видели  разрушенных  бомбами  домов. Нам не  приходилось  голодать. О  войне  мы  можем судить по  книгам  и  фильмам. Для  нас  война  – история. И  мы  обязаны  помнить  о  тех, кто, не  щадя  себя,  сражался за  Родину, за  мир  во  всем  мире. Почтим  память  о  погибших  минутой  молчания.

  1. «Горячий стул» с  применением  вопросов  по таксономии  Блума. Изучение  биографии О.Сулейменова.  Слайд 2 «Олжас  Сулейменов»

– Одним  из  поэтов,  ставшим  в  детстве свидетелем послевоенной разрухи и  передавшем  нам свои  воспоминания  и  чувства,  был  Олжас  Омарович  Сулейменов. Сейчас  вы  познакомитесь  с  биографией  О.Сулейменова. Сколько  минут  вам  дать? 2 или  3  минуты? Я вам  предлагаю  составить по  2 вопроса, используя  «Ромашку  Блума», памятки   – на  столе. А  на  «Горячий  стул» сядет  один  из  желающих  и  ответит  на  6  вопросов, от  простых  до  творческих.

  1. Домашняя работа.

– Вам предстоит  дома  выучить  стихотворение  Сулейменова  полностью, отрывок  или  подготовить  выразительное  чтение  по  выбору. Я вам  его  вначале  урока  прочитала, так  как  оно  написано  «свободным  стихом». То есть,  автор  выбрал  тон  доверительной  беседы,  не  стесняя  себя  рамками  размера,  ритма  и  рифмы.

  1. ФМ

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И  тихонечко  садитесь

11.Из  теории  литературы. Вспомним  теорию  литературы. В  группах  1 минуту  обсудите и  дайте  ответ, что  такое  рифма – вопрос  группе 9, размер – группе 5, ритм  – группе 45. (рифма – созвучие  концов  стихотворных  строк; размер –  звуковой  состав,  определяющийся  количеством  слогов; ритм – стройность, правильное  чередование  элементов  стиха).

12.Анализ  текста «Шесть  шляп  мышления».

– А  теперь  поработаем  с  текстом  стихотворения, используя «Шесть  шляп  мышления», памятки  у  вас  на  столе.

Белая  шляпа – 2 ученикам.

Красная –  группе 9.

Черная  и  желтая – группе 45 ( по  2  ученика).

Зеленая  – двум  ученикам  из  группы 5.

Синяя  – двум  ученикам из  группы 5.

– Сколько  времени  вам  дать? 4-5 минут? Выступление  учащихся.

  1. Рефлексия.

Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями.

Я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы.

Поэтому  у  народа  очень  много  мудрых  мыслей  о  войне. В заключение  урока  вспомните  продолжение пословиц и  зачитайте  их.

– Благодаря чему  в  нашей  стране  царит  мир  и  согласие?

14.Оценивание. Выступление  спикеров

Учитель: Не  зря  я  ехала  сюда  с  прекрасным  настроением, вы  приятно  меня  удивили. Спасибо  за  урок.  Поздравляю  всех  с  наступающими  майскими  праздниками. И  пусть  всегда  у нас будет    мирное   небо.

 

Приложения  к  уроку

Приложение 1

Лист  оценки

 

Имя  ученика Активность Знание Взаимопомощь Формативное  оценивание
1.        
2.        
3.        
4.        

 

Приложение 2

Кто  быстрее  продолжит  пословицу?

 

Дружно за мир стоять -…                людям долго жить.                       Войну хорошо слышать, …..           войне не бывать.

Воин воюет, …..                                да тяжело видеть.

Миром дорожить – ….                      а детки горюют.

 

Приложение 3

Клише  для  формулировки  целей  урока

  1. На уроке  мы  познакомимся…
  2. Нам предстоит  повторить знания…
  3. Мы научимся  анализировать…
  4. Мы будем  воспитывать  в  себе  чувства…
  5. На уроке   мы   будем  учиться  выделять…
  6. Мы будем  развивать  навыки  работы…

Приложение 4

Неоконченное  письмо

  1. Великая Отечественная война   началась…
  2. Война унесла жизни…
  3. Вторая мировая война  была  с  фашистской…
  4. Эта война длилась…

Неоконченное  письмо

  1. Война с  Германией закончилась…
  2. Флаг Победы над  Рейхстагом  был вознесён…
  3. В этом году  страна  отмечает …
  4. Цвета Георгиевской ленточки  символизируют…

Неоконченное  письмо

  1. Город-герой, переживший трёхлетнюю блокаду, – …
  2. Вторая мировая война  называется  Отечественной,  так  как…
  3. Оружие, названное женским именем – …
  4. Девушки-казашки – герои Великой Отечественной  войны:

 

Приложение 5

Вопросы  по  «Ромашке  Блума»

  1. Простые:

Кто?

Где?

Когда?

Как?

Кем был..?

  1. Уточняющие:

Правильно  ли?

Если  я  правильно  понял(а ), то…?

То есть ты говоришь, что…?

  1. Интерпретационные:

Почему?

  1. Практические:

Как  это  может  пригодиться…?

Как можно применить …?

Как бы вы поступили на месте…?

  1. Творческие:

Что  было бы, если…?

Что изменилось бы, если…?

  1. Оценочные:

Чем отличается…?

Как вы относитесь к поступку…?

Что  лучше…?

 

Приложение 7

Шесть шляп  мышления

  1. Белая шляпа – внимание на всей информации, которой мы обладаем: (факты и цифры, место действия, герои… – краткий пересказ)

Главными  героями  стихотворения  являются…

Действие  происходит в …

В  стихотворении  рассказывается   о…

  1. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции.

Я  почувствовала…

Мне  больно…

Страшно от…

Радует то, что…

Мне  жаль…

  1. Желтая шляпа позитивная. Выявить положительные ресурсы.

Мне  нравится…

Хорошо, что …

Здорово, что  автор  сблизил…

  1. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки, побудьте немного пессимистом.

Мне  не  понравилось…

Плохо то, что…

Война  – это  всегда…

  1. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, внесения изменений, новые идеи

Рисунок

Стихотворение

Эссе

Свое   продолжение

  1. Синяя шляпа –подведение итогов и выводов

Я   научил(ась)ся…

Из  этого  стихотворения  я  извлек(ла)…

Я  понял (а), что…

 

 

Приложение 8

Биография  Олжаса  Сулейменова

Олжас Омарович Сулейменов родился в семье Омархана Сулейменулы  18 мая в 1936 году, прямого потомка Олжабай батыра. Поэт, писатель, политический деятель Казахстана.

Пишет на русском языке. Окончил школу в 1954 году и поступил на геологоразведочный факультет Казахского госуниверситета, окончил его в 1959 году, инженер-геолог.

Литературной работой занялся в 1955 году.

В 1959 году поступил в Литературный институт им. А. М. Горького в Москве на отделение поэтического перевода.

Молодой поэт писал стихи на русском языке и был поначалу известен только у себя на родине. Широкую известность он получил весной 1961 года.. 11 апреля осведомленный о событиях на Байконуре редактор газеты «Казахстанская правда» Фёдор Боярский заказал ему стихи про полет человека в космос. За ночь он набросал несколько строк, и 12 апреля, когда объявили о полете Гагарина в космос, стихи уже вышли в газете и листовки с этим текстом разбрасывали с самолетов над Алма-Атой и другими городами Казахстана. Впечатленный эпохальным событием, поэт за неделю превратил эти стихи в поэму «Земля, поклонись человеку!», и уже в мае она вышла в свет.

Сулейменов впоследствии говорил: «Мою поэму передавали по центральному телевидению и радио, печатали в газетах, почти каждую неделю я выступал в каком-то городе: на заводах, фабриках, в студенческих аудиториях. Вот такой был успех». Поэма попала в струю и вскоре получила Премию ЦК комсомола Казахстана.

Стихи и поэмы Олжаса Сулейменова переведены на  многие  языки.

В  1973 году он  написал стихотворение «Дикое  поле», которое  заканчивалось  словами:  «И  да  здравствует запрещение испытаний!». Семипалатинскому  региону  наносился ужасающий  экологический  урон. В 1989 году поэт стал инициатором и лидером народного движения «Невада — Семипалатинск», целью которого было закрытие Семипалатинского ядерного полигона и других ядерных полигонов мира. За  месяц  было  собрано 4 млн.подписей в поддержку  запрета на  ядерные  испытания. В 1991 году  полигон  был  закрыт. Прекратились  испытания  и  в Новой Земле (Россия), Невада (США), на  атолле Муруроа (Франция), и  озере Лобнор (Китай). Был  подписан большинством  стран Договор  о нераспространении  ядерного  оружия.

С 2001 года постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж), готовит к изданию большой этимологический словарь «1001 слово».

Поэзия Сулейменова – яркий  пример интернационального характера большой литературы  и  русской  литературы  в  частности

Приложение 9

 Одна война закончилась другой…

…Одна война закончилась другой.

Мой дядя, брат отца, ушёл на фронт.

Ушёл он добровольно? Я не помню.

Но помню — от бессонницы ушёл,

От белых окон

и ночных испугов,

От резких тормозов на повороте.

Он шёл с мешком вдоль пыльного арыка,

А я бежал, цеплялся и просил

Взять в плен фашиста,

Если он не сдастся, —

Ударить шашкой,

Или так на штык,

Или ногой в живот —

Пусть будет больно,

Порезать руки,

Чтобы кровь хлестала…

Он сбоку поглядел в мои глаза,

Дед хмуро кашлял и плевал под ноги…

Всё реже в домик приходили письма,

Потом пришло одно.

В нём говорилось:

Мой дядя пал хорошей смертью храбрых.

А я не понял,

И был счастлив я,

Увидев слово храбрый.

Дед не плакал.

Решил старик, застенчивый, угрюмый,

Проехать полстраны с голодным внуком,

Чтоб разыскать

Могилу сына.

Дед не разрешал

Сынам своим лежать в чужой земле.

Я помню — полустанок, зной, бесхлебье,

Солдаты в пролетающих вагонах,

Разбитая земля, остовы танков,

Голодное ворьё пустых вокзалов,

Сожжённые деревни и коровы,

Разбухшие от порыжелых трав.

Я помню — реки, реки, реки,

Дожди, то моросящие, то ливни,

Стволы осин, дубов заплесневелых

И глина, глина, глина по колено.

Нам показали дядину могилу,

Она была за маленькой деревней,

Едва просохшей после серых ливней.

Над мелкой речкой — глиняный бугор.

Дед помолился, пожевал насвая,

А я глазел на глиняную землю,

Она была, земля, почти такою,

Как наша,

Только мокрой. Я запомнил.

Вокруг стояли жители деревни,

Одна из них казалась мне красивой,

С худыми, но румяными щеками.

И злая как соседка. Я запомнил.

Мой дед не обращал на них внимания,

Он снял бешмет и, обойдя могилу,

Вонзил лопату в глиняный бугор.

И женщины вдруг обступили деда,

Та, что была с румяными щеками,

Сказала. Я запомнил.

— Разве можно…

Здесь восемнадцать человек лежат.

Мой дед уже чуть понимал по-русски,

Он осторожно вытащил лопату,

Рукой погладил рану в чёрной глине

И вытер руку о сухой сапог.

Мы просидели день у тихой речки.

До темноты следили ребятишки.

Дед, плача, пел арабскую молитву,

А я гонял травинкой муравьёв

Олжас  Сулейменов

 

 

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *