Стихотворение О.О.Сулейменова «Одна война закончилась другой»
Аипова Дина Аблайхановна
Цель: Показать, как поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями героя.
Задачи:
- Познакомить учащихся со стихотворением О.О.Сулейменова «Одна война закончилась другой»;
- Развивать навыки выразительного чтения текста, умение анализировать стихотворный текст, познавательные способности учащихся;
- Прививать любовь к литературному творчеству, формировать гражданско-патриотические качества личности.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: Перед уроком раздать таблички с именами детей, клише для целеполагания, памятки по работе с «Ромашкой Блума» и с «Шестью шляпами мышления», тексты «Биография О.Сулейменова» и стихотворение «Одна война закончилась другой».
Слайды: «Великая Отечественная война», «Олжас Сулейменов», звукозапись «Священная война».
Методы: Словесный, наглядный, поисковый, межпредметная связь (история, музыка)
Форма урока: урок-диалог
1.Эмоционально-психологический настрой.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я ехала в вашу школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.
2.Группирование.
-А теперь создадим 3 группы по цифрам: 9, 5, 45.
-В группе выберите спикера, который будет оценивать вас в течение урока по заданным критериям в Листе оценок. Но, кроме спикера, вас буду оценивать я, раздавая звездочки за правильные ответы и активность.
- Выход на тему урока. Прослушивание песни «Священная война». Слайд 1 -«Великая Отечественная война».
– Я хочу, чтобы вы прослушали песню? Слышали ли вы ее раньше? Как она называется? Знаете, кто автор песни? Слова написал В.И.Лебедев-Кумач, а музыка Александра Александрова.
– Как вы думаете, какова тема урока?
– Правильно, речь пойдет о войне. Неслучайно группирование было по цифрам 9, 5, 45. О чем они вам говорят?
– В преддверии празднования Дня Победы и дня рождения О.Сулейменова мы проведем урок-диалог по его стихотворению «Одна и война закончилась другой».
- Чтение учителем стихотворения.
- «Корзина идей». Формулирование учащимися цели урока.
– Перед вами «Корзина идей», сформулируйте цель урока и запишите на стикерах. ( Пока пишут, раздать «Незаконченные предложения»)
Ученики зачитывают и кладут в корзину.
- «Незаконченное предложение» – проверка знаний о ВОВ.
Ученики зачитывают незаконченные предложения.
7.Минута молчания.
– Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, не видели разрушенных бомбами домов. Нам не приходилось голодать. О войне мы можем судить по книгам и фильмам. Для нас война – история. И мы обязаны помнить о тех, кто, не щадя себя, сражался за Родину, за мир во всем мире. Почтим память о погибших минутой молчания.
- «Горячий стул» с применением вопросов по таксономии Блума. Изучение биографии О.Сулейменова. Слайд 2 «Олжас Сулейменов»
– Одним из поэтов, ставшим в детстве свидетелем послевоенной разрухи и передавшем нам свои воспоминания и чувства, был Олжас Омарович Сулейменов. Сейчас вы познакомитесь с биографией О.Сулейменова. Сколько минут вам дать? 2 или 3 минуты? Я вам предлагаю составить по 2 вопроса, используя «Ромашку Блума», памятки – на столе. А на «Горячий стул» сядет один из желающих и ответит на 6 вопросов, от простых до творческих.
- Домашняя работа.
– Вам предстоит дома выучить стихотворение Сулейменова полностью, отрывок или подготовить выразительное чтение по выбору. Я вам его вначале урока прочитала, так как оно написано «свободным стихом». То есть, автор выбрал тон доверительной беседы, не стесняя себя рамками размера, ритма и рифмы.
- ФМ
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И тихонечко садитесь
11.Из теории литературы. Вспомним теорию литературы. В группах 1 минуту обсудите и дайте ответ, что такое рифма – вопрос группе 9, размер – группе 5, ритм – группе 45. (рифма – созвучие концов стихотворных строк; размер – звуковой состав, определяющийся количеством слогов; ритм – стройность, правильное чередование элементов стиха).
12.Анализ текста «Шесть шляп мышления».
– А теперь поработаем с текстом стихотворения, используя «Шесть шляп мышления», памятки у вас на столе.
Белая шляпа – 2 ученикам.
Красная – группе 9.
Черная и желтая – группе 45 ( по 2 ученика).
Зеленая – двум ученикам из группы 5.
Синяя – двум ученикам из группы 5.
– Сколько времени вам дать? 4-5 минут? Выступление учащихся.
- Рефлексия.
Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями.
Я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы.
Поэтому у народа очень много мудрых мыслей о войне. В заключение урока вспомните продолжение пословиц и зачитайте их.
– Благодаря чему в нашей стране царит мир и согласие?
14.Оценивание. Выступление спикеров
Учитель: Не зря я ехала сюда с прекрасным настроением, вы приятно меня удивили. Спасибо за урок. Поздравляю всех с наступающими майскими праздниками. И пусть всегда у нас будет мирное небо.
Приложения к уроку
Приложение 1
Лист оценки
Имя ученика | Активность | Знание | Взаимопомощь | Формативное оценивание |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |
Приложение 2
Кто быстрее продолжит пословицу?
Дружно за мир стоять -… людям долго жить. Войну хорошо слышать, ….. войне не бывать.
Воин воюет, ….. да тяжело видеть.
Миром дорожить – …. а детки горюют.
Приложение 3
Клише для формулировки целей урока
- На уроке мы познакомимся…
- Нам предстоит повторить знания…
- Мы научимся анализировать…
- Мы будем воспитывать в себе чувства…
- На уроке мы будем учиться выделять…
- Мы будем развивать навыки работы…
Приложение 4
Неоконченное письмо
- Великая Отечественная война началась…
- Война унесла жизни…
- Вторая мировая война была с фашистской…
- Эта война длилась…
Неоконченное письмо
- Война с Германией закончилась…
- Флаг Победы над Рейхстагом был вознесён…
- В этом году страна отмечает …
- Цвета Георгиевской ленточки символизируют…
Неоконченное письмо
- Город-герой, переживший трёхлетнюю блокаду, – …
- Вторая мировая война называется Отечественной, так как…
- Оружие, названное женским именем – …
- Девушки-казашки – герои Великой Отечественной войны:
Приложение 5
Вопросы по «Ромашке Блума»
- Простые:
Кто?
Где?
Когда?
Как?
Кем был..?
- Уточняющие:
Правильно ли?
Если я правильно понял(а ), то…?
То есть ты говоришь, что…?
- Интерпретационные:
Почему?
- Практические:
Как это может пригодиться…?
Как можно применить …?
Как бы вы поступили на месте…?
- Творческие:
Что было бы, если…?
Что изменилось бы, если…?
- Оценочные:
Чем отличается…?
Как вы относитесь к поступку…?
Что лучше…?
Приложение 7
Шесть шляп мышления
- Белая шляпа – внимание на всей информации, которой мы обладаем: (факты и цифры, место действия, герои… – краткий пересказ)
Главными героями стихотворения являются…
Действие происходит в …
В стихотворении рассказывается о…
- Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции.
Я почувствовала…
Мне больно…
Страшно от…
Радует то, что…
Мне жаль…
- Желтая шляпа позитивная. Выявить положительные ресурсы.
Мне нравится…
Хорошо, что …
Здорово, что автор сблизил…
- Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки, побудьте немного пессимистом.
Мне не понравилось…
Плохо то, что…
Война – это всегда…
- Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, внесения изменений, новые идеи
Рисунок
Стихотворение
Эссе
Свое продолжение
- Синяя шляпа –подведение итогов и выводов
Я научил(ась)ся…
Из этого стихотворения я извлек(ла)…
Я понял (а), что…
Приложение 8
Биография Олжаса Сулейменова
Олжас Омарович Сулейменов родился в семье Омархана Сулейменулы 18 мая в 1936 году, прямого потомка Олжабай батыра. Поэт, писатель, политический деятель Казахстана.
Пишет на русском языке. Окончил школу в 1954 году и поступил на геологоразведочный факультет Казахского госуниверситета, окончил его в 1959 году, инженер-геолог.
Литературной работой занялся в 1955 году.
В 1959 году поступил в Литературный институт им. А. М. Горького в Москве на отделение поэтического перевода.
Молодой поэт писал стихи на русском языке и был поначалу известен только у себя на родине. Широкую известность он получил весной 1961 года.. 11 апреля осведомленный о событиях на Байконуре редактор газеты «Казахстанская правда» Фёдор Боярский заказал ему стихи про полет человека в космос. За ночь он набросал несколько строк, и 12 апреля, когда объявили о полете Гагарина в космос, стихи уже вышли в газете и листовки с этим текстом разбрасывали с самолетов над Алма-Атой и другими городами Казахстана. Впечатленный эпохальным событием, поэт за неделю превратил эти стихи в поэму «Земля, поклонись человеку!», и уже в мае она вышла в свет.
Сулейменов впоследствии говорил: «Мою поэму передавали по центральному телевидению и радио, печатали в газетах, почти каждую неделю я выступал в каком-то городе: на заводах, фабриках, в студенческих аудиториях. Вот такой был успех». Поэма попала в струю и вскоре получила Премию ЦК комсомола Казахстана.
Стихи и поэмы Олжаса Сулейменова переведены на многие языки.
В 1973 году он написал стихотворение «Дикое поле», которое заканчивалось словами: «И да здравствует запрещение испытаний!». Семипалатинскому региону наносился ужасающий экологический урон. В 1989 году поэт стал инициатором и лидером народного движения «Невада — Семипалатинск», целью которого было закрытие Семипалатинского ядерного полигона и других ядерных полигонов мира. За месяц было собрано 4 млн.подписей в поддержку запрета на ядерные испытания. В 1991 году полигон был закрыт. Прекратились испытания и в Новой Земле (Россия), Невада (США), на атолле Муруроа (Франция), и озере Лобнор (Китай). Был подписан большинством стран Договор о нераспространении ядерного оружия.
С 2001 года постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж), готовит к изданию большой этимологический словарь «1001 слово».
Поэзия Сулейменова – яркий пример интернационального характера большой литературы и русской литературы в частности
Приложение 9
Одна война закончилась другой…
…Одна война закончилась другой.
Мой дядя, брат отца, ушёл на фронт.
Ушёл он добровольно? Я не помню.
Но помню — от бессонницы ушёл,
От белых окон
и ночных испугов,
От резких тормозов на повороте.
Он шёл с мешком вдоль пыльного арыка,
А я бежал, цеплялся и просил
Взять в плен фашиста,
Если он не сдастся, —
Ударить шашкой,
Или так на штык,
Или ногой в живот —
Пусть будет больно,
Порезать руки,
Чтобы кровь хлестала…
Он сбоку поглядел в мои глаза,
Дед хмуро кашлял и плевал под ноги…
Всё реже в домик приходили письма,
Потом пришло одно.
В нём говорилось:
Мой дядя пал хорошей смертью храбрых.
А я не понял,
И был счастлив я,
Увидев слово храбрый.
Дед не плакал.
Решил старик, застенчивый, угрюмый,
Проехать полстраны с голодным внуком,
Чтоб разыскать
Могилу сына.
Дед не разрешал
Сынам своим лежать в чужой земле.
Я помню — полустанок, зной, бесхлебье,
Солдаты в пролетающих вагонах,
Разбитая земля, остовы танков,
Голодное ворьё пустых вокзалов,
Сожжённые деревни и коровы,
Разбухшие от порыжелых трав.
Я помню — реки, реки, реки,
Дожди, то моросящие, то ливни,
Стволы осин, дубов заплесневелых
И глина, глина, глина по колено.
Нам показали дядину могилу,
Она была за маленькой деревней,
Едва просохшей после серых ливней.
Над мелкой речкой — глиняный бугор.
Дед помолился, пожевал насвая,
А я глазел на глиняную землю,
Она была, земля, почти такою,
Как наша,
Только мокрой. Я запомнил.
Вокруг стояли жители деревни,
Одна из них казалась мне красивой,
С худыми, но румяными щеками.
И злая как соседка. Я запомнил.
Мой дед не обращал на них внимания,
Он снял бешмет и, обойдя могилу,
Вонзил лопату в глиняный бугор.
И женщины вдруг обступили деда,
Та, что была с румяными щеками,
Сказала. Я запомнил.
— Разве можно…
Здесь восемнадцать человек лежат.
Мой дед уже чуть понимал по-русски,
Он осторожно вытащил лопату,
Рукой погладил рану в чёрной глине
И вытер руку о сухой сапог.
Мы просидели день у тихой речки.
До темноты следили ребятишки.
Дед, плача, пел арабскую молитву,
А я гонял травинкой муравьёв
Олжас Сулейменов