Методическое объединение эстетического цикла – реализация концепции непрерывного образования
Ковальчук Альфия Биктимировна
Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса.
В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируется в мировую цивилизацию, использует новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны. В этом контексте возрастает роль и значение системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основы нового качества жизни общества. Поэтому первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках.
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев ставит грандиозную задачу создавать радикальные и даже абсолютные инновации, то есть придется полагаться на собственные интеллектуальные силы. Президент подчеркнул, если не исправить имеющиеся недостатки, то Казахстан не сможет участвовать в глобальной конкуренции. И, прежде всего нужно готовить инноваторов – людей, которые заражены этим, людей, которые имеют креативное мышление. Их надо собирать везде. На этом тернистом пути, прежде всего, инновация должна стать основой нового мышления всей страны. Как подчеркнул Н.Назарбаев, необходимо, «… чтобы все общество, вся молодежь была заряжена духом инновационности».
Соответственно и требования к педагогу новой формации в последние годы существенно повысились. Первоочередной задачей выступает повышение квалификации педагогов в области инновационной деятельности, а это, формирование личности педагога, готового к успешной профессиональной деятельности, обновлению профессиональных знаний, умеющего проектировать профессиональный и личностный рост.
Важная роль в решении задачи по активизации познавательной деятельности отводится новым информационным технологиям. Применение ИКТ способствует созданию обстановки психологического комфорта. Дети не боятся собственных ошибок. Все это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.
Педагогическая направленность развития художественно-творческих способностей учащихся обеспечивается, с одной стороны теоретико-педагогическим обоснованием форм, методом, средств и методикой художественного воспитания, с другой, потребностью производства, рынка труда в специалистах с художественным образованием. Эффективность развития художественно-творческих способностей учащихся обеспечивается в системе непрерывного образования посредством выбора типа учебного заведения, содержания обучения, применением современных инновационных технологий. Формирование художественно-творческих
способностей осуществляется на основе индивидуальных природных задатков и с учетом индивидуальных особенностей психофизиологического развития учащихся.
Организация учебно-воспитательного процесса строится в системе непрерывного образования с учетом принципов соответствия потребностей учащихся в развитии художественно-творческих способностей и возможностей теоретической и практической реализации, обусловленных постепенным переходом от простого к сложному, от репродуктивной деятельности к продуктивной и творческой деятельности.
Интеграция компонентов системы художественного образования (дошкольного воспитания, общего среднего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования) при тесном взаимодействии с производством художественных изделий и рынком труда, обеспечивает создание непрерывной системы образования и выступает важным педагогическим условием развития художественно-творческих способностей учащихся.
Развитие художественно-творческих способностей осуществляется успешно при условии формирования положительной мотивации школьников, органического сочетания научно-теоретической подготовки с практической самостоятельной работой и получением конечного положительного результата. Это достигается посредством воспитания трудолюбия, усидчивости, работоспособности учащихся в выполнении заданий оптимальной трудности, дозированием с высоким уровнем творческих требований со стороны педагога.
Интегрированные педагогические технологии обучения, воспитания, и развития художественно-творческих способностей обеспечивают органическое взаимодействие содержания обучения с практической художественной деятельностью учащихся. Эффективность такого взаимодействия обеспечивается педагогической направленностью историко-культурного наследия и традиций народных художественных промыслов.
Разработанная модель системы непрерывного художественного образования, реализующая педагогические условия целостности, непрерывности и комплексности учебно-воспитательного процесса, обеспечивает художественно-эстетическое, духовное воспитание и развитие художественно-творческих способностей учащихся.
Таким образом, разработанные в исследовании педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся представляют собой как целостную совокупность мотивационно-целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного компонентов системы непрерывного образования, охватывающие данный образовательный процесс от целевых установок до сформированной с профессиональными художественными умениями и навыками и творчески развитой личности студента. Следовательно, данная технология является концептуальной, эффективной, системной, комплексной, что подтверждается опытно-экспериментальной работой.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер. Последние два десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой
индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.
А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, – отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), – особенно важно в наиболее благоприятном
для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка:
– организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
– общение с искусством, материальное обеспечение;
– учет индивидуальных особенностей ребенка;
– бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
– организация атмосферы творчества и мотивация задания;
Формирование мотивов творческой деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.
Следующей задачей является формирование восприятия, так как творческая деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки явления и предмета. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение чувства.
Учитывая немаловажный фактор – охрану здоровья ребенка, нужно отметить, что в период раннего возраста от 0 до 2,5 лет необходимо все внимание обратить на создание условий для эмоционального благополучия ребенка, когда он впервые знакомится с материалами (красками, карандашами, бумагой, глиной), их свойствами, учится действовать с ними. Радость познания, экспериментирования, открытия при создании простых композиций, узнавание и выбор материала – все это проходит без жесткого навязывания взрослым навязывания.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Художественно-эстетическое воспитание учащихся».
МО эстетического цикла: «Активизация культурно-просветительной деятельности в процессе эстетического развития через применение современных информационных технологий».
Концепция методической работы – важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы. Учитель имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические знания.
Цели: с психолого-педагогической точки зрения – создание оптимальных условий для развития интересов, способностей каждого ученика и качества его обученности; с социальнойцеленаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального
потенциала общества; с дидактической – создание новой методической системы обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе. Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время
Современному обществу требуется личность активная, деятельная, реализующая свой потенциал и свои возможности. А для этого ученик в современном понимании должен стать не объектом, а субъектом своего саморазвития, самосовершенствования, самореализации. Модернизация образования. Повышение качества образования. Освоение базовых знаний и умений. Раскрытие творческого потенциала личности
Роль дополнительного образования. В Концепции образования дополнительное образование характеризуется «… как важнейшая составляющая образовательного пространства..», как один «…из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, личностного, социального и профессионального самоопределения молодежи».
Выход: Школа должна помочь ребенку самоутвердиться, самоопределиться и самовыразиться, формировать у него мотивацию к образованию
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, – все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что ручное творчество является одним из основных средств эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к ручному творчеству, музыке, хореографии у школьников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания. реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.