Доклад по работе класса Кабинета поддержки инклюзии по инклюзивному образованию
На базе общеобразовательной школы №21 города Уральск при финансовой поддержки корпоративный фонде «Болашак» открылся кабинет поддержки инклюзии в 2018 году. В нем обучается 10 детей с различными диагнозами имеющими сложностями этап обучения.
Кабинет поддержки инклюзии посещают 10 учеников с особыми образовательными потребностями, 6 из которых имеют аутизм, 2 задержка психического развития,
1 врожденная гироцефалия, 1 ДЦП.
- Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.
- Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
- Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Кабинат поддержки инклюзии — это помещение в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении, могут получать дополнительную помощь в соответствии со своими потребностями.
Задачи
Обеспечение равных возможностей получения качественного образования, развитие интеллектуального и творческого потенциала детей из социально-уязвимых слоев населения.
Главная цель специалистов КПИ
- Обеспечить комфортное включение ребенка в социальную среду школы.
- Куратор составляет индивидуальную программу развития, педагог-ассистент помогает ребенку осваивать программу и взаимодействовать с одноклассниками и учителями, учитель КПИ следит за процессуальной целостностью ведения детей по программам.
- В свободное от уроков время специалисты проводят в КПИ индивидуальные и групповые развивающие занятия.
Сложности и особенности адаптации и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.
Большинства детей с аутизмом интеллектуальное развитие происходит неравномерно: сильными сторонами часто являются зрительное восприятие, внимание к деталям, большой объем механической памяти. Слабыми сторонами часто оказываются непонимание общего смысла текста и пересказ прочитанного заученными фразами или фрагментарное восприятие устной речи, что может, например, затруднить занятия математикой, потому что хотя ребенок умеет выполнять арифметические действия, ему не удается понять условие задачи.
У многих детей с РАС есть особенности развития сенсорной сферы. Некоторые дети не переносят громких звуков или яркого света, сильным раздражителем также может стать запах или прикосновение (причем окружающим все это, как правило, не доставляют никаких неудобств). То, что может восприниматься как странности в поведении, часто является реакцией ребенка на сенсорные раздражители, причиняющие ему большие неудобства, а иногда даже боль.
Дети с РАС могут успокаивать себя при помощи привычной стимуляции. Например, при воздействии яркого света или громкой музыки некоторые дети могут трясти кистями рук, или подпрыгивать на месте, или катать колесики у игрушечной машинки, держа ее максимально близко к глазам.
Учащиеся проводят часть уроков в кабинете поддержки инклюзии, а часть — вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе.
Двое детей с диагнозами ЗПР посещают 100 % уроков, 8 учеников посещают 80% уроков в общеобразовательном классе и двое посещают один-два урока в день по 20-30 минут.
Для продуктивной работы в условиях общеобразовательного класса, ученикам с аутизмом, необходимо формировать понимание инструкций учителя, обращенной ко всем ученикам класса.
Зона для индивидуальных занятий находятся двухместные парты для индивидуальных занятий ученика с педагог-асисстентом. В классе одновременно могут заниматься несколько детей с педагоги-асисстенты ,поэтому чтобы отгородить ребенка от лишней информации и отделить его индивид пространство парты должны быть оснащены перегородками с 3х сторон(боковые могут быть съемными)
Зона сенсорной разгрузки- отдельная комната по возможности или уголок для организации игр и общения детей со сверстниками. Место где ученики могут отдохнуть во время перерыва успокоиться и набраться сил.
Рабочая зона педагога КПИ класса.
В рабочей зоне педагога КПИ находится его рабочий стол. Эта зона должна быть организованна так ,чтобы в ней было комфортно и удобно работать.
Зона для групповых занятий это один или 2 ряда парт обращенных к доске как в обычном регулярном классе. Парты должны располагаться так чтобы педагоги-асисстенты могли свободно подходить к своим ученикам.
В кабинете поддержки инклюзии 8 педагог-ассистентов и 1 Учитель КПИ и психолог -Идиатова Айдана Жандосқызы, 10 классных руководителей и учителя предметники. У всех учителей высшее образование и все проходили Курс по инклюзии «Өрлеу »
Учитель КПИ класса – составляет и корректирует индивидуальные программы, составляет план уроков, ведет документацию по ресурсному классу, проводит тренинги инструкторов КПИ по программам, проводит диагностику и анализ результатов, мониторинг и коррекцию работы инструкторов КПИ по планам.
Человек который отвечает за организацию обучения детей получающих помощь в регулярным классе. Педагог КПИ класса должен:
Обладать знаниямии специльной педагогики и психологии, специальных методик обучения;
Иметь знания по АВА (минимум-уровень ВСаВА в соответсвии с международным стан
Педагог-асисстент кто это?
И почему он нужен…
Большая часть работы возлагается на тьюторов, потому что они находятся с ребенком от начала до конца его пребывания в школе. Тьютор и родители посредством специального листа коммуникации ежедневно обмениваются информацией об ученике и его успехах в школе и дома. В нем описывается все: события, сон, самочувствие, какие медикаменты принимал ребенок и т.д. Если тьютор видит, что ученик не спал, был возбужден, то, скорее всего, снизит учебную нагрузку на ребёнка, чтобы предотвратить нежелательное поведение.
В обязанности тьютора входит проведение занятий один на один по планам, помощь ученику во время групповых занятий, сопровождение на уроках в регулярном классе, сбор данных о поведении ученика, заполнение бланков о приобретении новых навыков, участие в регулярных тренингах.
Тьютор также должен знать программы не только своего подопечного на данный момент, но и всех учеников, посещающих ресурсный класс. Он должен знать, что является мотиватором для каждого ребенка, понимать сенсорные особенности всех учеников, знать о нежелательных формах поведения и о порядке своих действий в случае демонстрации такого поведения кем-то из учеников. Очень важно, чтобы дети получали от всех присутствующих взрослых одинаковую реакцию на свое поведение. В противном случае количество и интенсивность нежелательного поведения могут усилиться. Все перечисленное может показаться очень сложным, но на самом деле поведенческие подходы не зря считают подходами здравого смысла.
В течении всего года проводился «общий урок», на котором с учениками занимались по календарно – тематическому плану, целью которого является:
- Приобретение навыков самообслуживания;
- Развитие академических навыков, сотрудничества и взаимопомощи;
- Понимание фронтальных инструкций (инструкций учителя, обращенных ко всей аудитории);
- Использование приобретенных знаний и умений творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.