Классный час, посвященный Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма
Цель:
– Дать общее представление о том, что такое аутизм;
– Проинформировать учащихся о проблеме аутизма.
Ход мероприятия:
2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме.Цель дня – привлечь внимание общественности к необходимости помогать людям с аутизмом.
Люди с аутизмом есть во всем мире. Не все люди с аутизмом похожи друг на друга. Например, некоторые люди с аутизмом любят поговорить, тогда, как другие вообще не разговаривают.
Что такое аутизм?
Если у человека аутизм, это означает, что его мозг работает иначе, чем у других людей. Поэтому он может вести себя необычно. Люди с аутизмом иногда не могут понять, что говорят другие люди. Им сложно использовать слова, чтобы попросить о чем-то. В результате они могут снова и снова повторять одно и то же слово или фразу. Дети с аутизмом могут играть иначе, чем другие дети. Они могут долго рассматривать какую-то вещь, вертеть какой-нибудь шнурок или вращать машинку. Они могут подолгу играть одни, потому что просто не умеют играть с другими детьми. Некоторые дети с аутизмом могут внезапно загрустить, разозлиться или даже заплакать, хотя только, что были веселыми. Возможно, это из-за того, что они не могут сказать, что им нужно. Им трудно говорить, учиться и играть с тобой. Но, как и ты, каждый ребенок с аутизмом по-своему особенный, а его родители, братья и сестры очень любят его. У ребенка с аутизмом могут быть такие же интересы, что и у тебя, например, плавание, просмотр фильмов.
Почему дети с аутизмом так себя ведут?
Некоторые дети с аутизмом видят, слышат и ощущают окружающий мир иначе, чем мы. Например, при звуке школьного звонка или из-за громкого шума у такого ребенка могут болеть уши. Или наоборот: они могут не почувствовать то, что чувствует большинство людей, например, укус пчелы.
Некоторым детям с аутизмом трудно понять, что мы говорим и что выражает наше лицо или наша поза. Однако это не значит, что нужно прекращать попытки общения с ними. Если им показать картинку или соответствующий предмет, они могут лучше понять тебя.
Может ли ребенок с аутизмом расстроиться?
Как и все люди, дети с аутизмом могут расстроиться, или рассердиться, но часто не могут объяснить, почему. Вместо слов они могут выражать свои чувства действиями. Когда они расстроены, сбиты с толку или если им скучно, они могут издавать какие-то звуки, или вращаться, как волчок. Если они возбуждены или радуются, они могут трясти ладошками, прыгать или бегать по кругу. Многие дети с аутизмом расстраиваются, если изменяется окружающая обстановка или расписание, так как новые и непривычные вещи могут казаться им сложными и пугающими. Они могут закричать, закрыть уши руками и убежать. Ребенку с аутизмом нелегко контролировать свое поведение, потому что он плохо понимает текущую ситуацию и не может справиться с ней.
Как стать другом для ребенка с диагнозом «аутизм»?
Чтобы дружеские отношения сложились как надо, запомни несколько простых советов:
- Отнесись с пониманием к тому, что твой друг отличается от других.
- Защищай его от того, что его беспокоит или может причинить боль.
- Говори короткими фразами, используй простые слова и подкрепляй слова жестами.
- Используй картинки или записывай, что ты хочешь сказать, чтобы ему было проще тебя понять.
- Участвуй в занятиях, которые интересны твоему другу, вместе с ним.
- Будь терпелив – не забывай, что твой друг никого не хочет обидеть.
- Приглашай его поиграть вместе с тобой и твоими друзьями.
- Когда можешь, будь рядом с другом и помогай ему, если он не возражает.
- Помоги другим ребятам узнать больше об аутизме, расскажи о своем особенном друге.
Как себя вести, если рядом человек с аутизмом?
Просто помни, что люди с аутизмом не так сильно отличаются от тебя. Так же, как и ты, они могут делать что-то лучше остальных. Так же, как и ты, они могут испытывать различные чувства. Они могут быть счастливыми, грустными, возбужденными, расстроенными, гордыми, одинокими или любящими – точно так же, как и ты. Важно помнить, что, хотя ребенок с аутизмом ведет себя не так, как ты и другие дети, у него есть чувства и ему не безразличны другие люди. И ты тоже постарайся быть небезразличным. Так что если рядом человек с аутизмом, просто будь собой! И, возможно, у тебя появится новый друг.
Чему нужно научить одноклассников ребенка с аутизмом?
- Научите детей: приветствовать своего одноклассника с аутизмом;
- принимать его в игру, в беседу;
- предлагать ему помощь, если у него что-то не получается;
- быть дружелюбными, хвалить его и подбадривать;
- на собственном примере показывать ему, как нужно отвечать и что делать в тех или иных ситуациях;
- спрашивать его о том, что он делает;
- объяснять свои действия простыми и ясными фразами;
- быть последовательным.
Люди с аутизмом нуждаются в понимании. Возможно, они говорят или ведут себя не так, как мы, но им нравятся те же самые вещи, что и всем.
Сейчас вы посмотрите фильм «Мозг Уго», это фильм про молодого человека с аутизмом от его рождения и до 22 лет, в фильме также есть интервью с другими детьми с таким диагнозом и их родителями.
Ссылка на фильм: https://www.youtube.com/watch?v=SkwWMfcOy4E
После фильма:
- Посмотрев этот фильм, как вам кажется дети или их родители виноваты в том, что родился ребенок с Аутизмом? (Правильно, конечно не виноваты и никто не виноват, это генетическое не всегда наследственное нарушение развитие и с этой проблемой может столкнуться любая семья вне зависимости от социального статуса или материального положения)
- Какие признаки проявляются в раннем возрасте? (задержка речевого развития, помните главный герой еще в шесть лет не разговаривал. Стереотипные движения: кто-то бегает по кругу, машет руками, кто-то бесконечно включает-выключает свет, может быть агрессивное или само агрессивное поведение (зажимал свои пальцы дверью, бился о прутья кровать, наносил удары по своему лицу), сложности с пониманием речи, нарушение социального взаимодействия
- Как сами дети оценивают свое состояние (сравнивают себя с зайчиком, который попал на оживленное уличное движение, легко впадают в панику, страдают, что они не такие как все, что они от всех как будто огорожены стеклянной стеной)
- Какие сложности в социальном взаимодействии вы видели у героев фильма (трудно найти общий язык со сверстниками, никто не хочет с ними общаться, считают их странными, чудиками, иногда люди с аутизмом общаются с другими людьми странными в общепринятом смысле образом: глубокоуважаемый, мой дорогой, господин и такие выражения из уст ребенка конечно выглядят странными
- О чем переживают родители, братья-сестры (на улице люди смотрят как на дефективного, считают их странными, что нет друзей, что не приглашают на день рождения и главное родители переживают за будущее своих детей, за то смогут ли их дети жить самостоятельно, зарабатывать себе на жизнь, встретить свою любовь, завести семью
- Почему люди с аутизмом сталкиваются с такими проблемами (потому что у них мозг устроен по-другому, потому что нейроны головного мозга работают не так как у других. Люди с аутизмом часто не могут расшифровать выражения лица, не владеют невербальной коммуникацией Невербальный вид примечателен тем, что посредством позы, мимики и жестов в различных обстоятельствах можно передать большое количество образов. Им очень сложно распознать говорит ли человек искренне, они очень доверчивы, с трудом обучаются искусству общения, не могут установить эмоциональную связь, это можно назвать эмоциональной слепотой, один из героев фильма сравнил свой мозг с коробкой с игрушками, когда если тебе надо что-то достать, то надо перевернуть всю коробку
- Какие сложности со сверстниками очень часто дети с аутизмом испытывают в школе (унижают, оскорбляют, издеваются, приносят физическую боль и с возрастом это становится еще обидней, потому что они не понимают причину такого отношения, причину издевок. Как расстроился один молодой человек, когда он узнал, что у него высокофункциональный аутизм, он расплакался и спросил: «Это точно, что я не такой как все? Что мне делать?»
- Что бы сделали вы если бы были директором школы? Одноклассником такого ребенка?
- Что помогло главному герою фильма Уго успешно выступить на конкурсе (чудо произошло благодаря доброте и сочувствию)
Мы с вами посмотрели замечательный фильм и очень надеемся, что вы многое поняли о природе этого нарушения, об особенностях поведения, побывали на месте детей с аутизмом и теперь будете с пониманием относиться к проблемам, с которыми сталкиваются дети и семьи, воспитывающих детей с аутизмом.