Гонзо-журналистика
Гонзо-журналистика.
Америка 60-е. Некто Хантер Томпсон, один из многочисленных неприметных журналистов Rolling Stone, в то время предоставлял редакции материал о недавних скачках: оформление той «статьи», если это можно так назвать, мягко говоря было необычным и напоминало чёрно-белый нарисованный комикс. Вместо целостного текста можно было разглядеть разрозненные куски записок, пометок и зарисовок, что уж очень выделялось на фоне остальных материалов своей креативностью и чем вызывало неподдельный интерес у редакции. Журналист на тот момент даже не мог предположить, что его необычная подача материала приведёт к такому, можно сказать, ажиотажу, и впоследствии неординарный стиль будет именоваться гонзо-журналистикой, а тот самый простой сотрудник Rolling Stone – Хантер Томпсон – войдёт в историю как создатель нового журналистского направления.
Дабы избежать каких-либо нюансов в понимании данной статьи, надо сказать, что гонзо-журналистика – это своего рода полная противоположность традиционному стилю написания, это совершенно особенная подача материала читателю. Вместо привычных нам логического построения, чёткого членения, конкретики и подробного разбора поставленной проблемы получаем сугубо субъективное мнение, частые отходы от темы, погружение в «собственную Вселенную», зачастую абстрагирование от внешнего мира и прочие вещи, несвойственные «адекватной» журналистике. Сам термин 《gonzo》, если переводить дословно, означает просто «чокнутый», не более. А вы искали какой-нибудь философский подтекст? Думаю, дальше можно без комментариев.
И всё же, гонзо-журналистика – это очередное гениальное направление со своими особенностями или же сумасбродная, даже «ленивая», если можно так сказать, подача материала читателю, сродни лапше, которую вешают на уши? Прежде всего расставим все точки над «i»: однозначного ответа дать нельзя, как бы мы не относились к этому журналистскому направлению. Ясно, что gonzo, безусловно, имеет место быть в истории публицистики, но и подводных камней тут не меньше, чем на дне любого озера. Гонзо-журналистика рассчитана на небольшой круг читателей, обладающих своеобразным чувством юмора и бесконечной фантазией, потому как целиком и полностью направление это пропитано значительным количеством саркастических вкраплений, автор позволяет себе даже использование ненормативной лексики (!). … интересно, можно ли теперь фразеологизм «орать благим матом» продолжать воспринимать однозначно… Растекаемся мыслью по древу.
Итак, gonzo – это некий вызов, протест обществу, и если попытаться уместить это понятие во временные рамки, то можно заметить, что по стечению обстоятельств практически тогда же культура хиппи становится культурой массовой (напомню, что самый пик хиппи пришёлся на 1967 год; этот год именуется в истории как самый значимый для представителей данной субкультуры: десятки тысяч хиппи предавались развлечениям, музыке и различным психотропным веществам в так называемое «Лето Любви». Тогда среди участников молодёжного движения это открыто позиционировалось как своего рода культурный бунт. В самом центре, Сан-Франциско, нескончаемо музицировали, огромное количество хиппи погружалось в атмосферу вольного творчества и сексуальной свободы. Этим же летом шестнадцатого июня в Монтерее начался музыкальный фестиваль, где хипповская молодёжь приветствовала новых звёзд психоделической субкультуры, например, тогда открылся публике Джими Хендрикс). Именно поэтому очень часто, пролистывая очередную статью об упомянутой выше культуре, можно встретить уже знакомое вам словечко «gonzo», ведь по своей сущности она не просто включает в себя это «чокнутое» понятие, гонзо-журналистика уже тогда являлась неотъемлемой частью молодёжного движения той эпохи.
Как правило, события в истории превращают автора в главного героя. Важно понять, что загнать gonzo в какие-либо рамки нельзя, иначе это будет уже пародия на уникальный стиль.
Казахский национальный университет
имени Аль-Фараби
Факультет журналистики
Бакберген Нурай