Индивидуальная программа работы педагога-психолога с подростком с девиантным поведением.
Педагог-психолог: Досмагулова Торгын Калдыбековна
Индивидуальная программа работы педагога-психолога с подростком с девиантным поведением.
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Основные принципы построения и реализации программы.
- Формы организации работы с подростком.
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА:
– 1. Диагностические процедуры в программе.
– 2. Коррекционно-развивающая работа с подростком.
– 3.Формирование положительной нравственной направленности.
– 4.Содержание индивидуальной работы с подростком.
– 5.Работа с педагогами.
- Список литературы.
Пояснительная записка
Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации подростков остается профилактика и коррекция их девиантного и делинквентного поведения.
Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинквентное, зависимое и суицидальное поведение. Форма проявления девиантного поведения зависит от индивидуальных особенностей, внешнего физического и социальных условий, а главное от возраста человека. Достаточно часто детей данной группы определяют как трудновоспитуемых, или трудных детей. Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемый ребенок – это прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к людям, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, неумения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.
Психолого-педагогические исследования позволили выявить ряд специфических эмоционально-личностных особенностей подростков: несформированность основных коммуникативных умений и навыков, неумение соблюдать социальную дистанцию в общении со взрослым, эмоциональная неустойчивость, неумение распознавать эмоциональные состояния окружающих людей, острая потребность в защите значимого взрослого человека, отсутствие системы ценностно-нравственных представлений, повышенная враждебность к окружающим взрослым, ярко выраженные реакции протеста в сложившихся условиях, отсутствие самоанализа, рефлексии, трудности в выражении собственных чувств.
Основной особенностью данного возрастного периода является появление «чувства взрослости» у подростка, желание автономности и независимости, противопоставлению себя миру взрослых, что выражается в нарушении правил, требований и запретов, вербальной агрессии по отношению к взрослым. Бурный физический рост и гормональное развитие обуславливает эмоциональную неустойчивость большинства подростков. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, авторитетами для подростков являются ровесники или старшие дети. Но в то же время для подростков очень значимо одобрение или порицание старших, в этом возрасте формируется устойчивый образ «Я», самооценка, которая во многом зависит от окружающих, как взрослых, так и сверстников.
Проведенное психологическое обследование подростков с девиантным поведением позволили определить следующие особенности их эмоционально-личностной сферы: заниженная самооценка, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, несформированность нравственных представлений, высокий уровень тревожности, наличие демонстративных и возбудимых акцентуаций характера, наличие внутреннего напряжения, эмоциональная неустойчивость, отсутствие чувства защищённости, «психологической безопасности», доминирование отрицательных эмоций: грусти, подавленности, обиды, гнева.
Выявленные особенности отражаются в поведении подростка, являясь своеобразным механизмом психологической защиты в сложившейся жизненной ситуации. Они негативно влияют на формирование личности подростка, что препятствует его дальнейшей благоприятной социальной адаптации.
В связи с этим необходимо создание и реализация в условиях образовательного учреждения программы работы с трудным подростком по профилактике и коррекции девиантного и делинквентного поведения, а также пропаганды здорового образа жизни, что в дальнейшем, поможет ему успешно интегрироваться в социум.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации подростка.
Задачи:
- Коррекция агрессивного поведения;
- Формирование положительной нравственной направленности личности;
- Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения;
- Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я-Концепции», уверенности в себе;
- Обучение способам саморегуляции, релаксации;
- Обучение способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.
Реализация перечисленных задач предполагает овладение подростком следующими знаниями:
- о методах и приёмах самоанализа, самопознания, самосовершенствования;
- о приёмах саморегуляции, релаксации;
- об индивидуально-личностных особенностях;
- о способах поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;
- о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.
и умениями:
- применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации; овладеть способами выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах;
- осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;
- овладеть навыками уверенного поведения, бесконфликтного общения;
- уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;
- правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;
- применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.
Основные принципы построения и реализации программы.
Методологической основой программы стали принципы структурного, когнитивного, личностно-ориентированного подходов.
К принципам построения содержания программы относятся:
- единство диагностических и коррекционных мероприятий;
- учёт психологических и возрастных особенностей ребенка, его социальной ситуации развития;
- взаимосвязь этапов реализации работы;
- комплексность и системность коррекционно-развивающей и профилактической работы.
Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:
- гуманизма – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью;
- конфиденциальности – информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению;
- компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;
- ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии ребенка и не использует результаты работы ему во вред.
Формы организации работы с подростком:
- Индивидуальная коррекционная работа с подростком – личные беседы, игры и упражнения, обучающая психодиагностика. Потребность в одиночестве присуща всем подросткам и необходима для развития личности, самосознания в этом возрасте.
- Консультативная работа с родителями и педагогами школыс целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель-ученик», «родитель-ребенок».
Основные направления работы.
- Диагностические мероприятия с подростком;
- Коррекционно-развивающие занятия с подростком;
- Профилактическая работа;
- Взаимосвязанная деятельность с администрацией, учителями и родителями.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
- Диагностические процедуры в программе:
Важным аспектом реализации программы сопровождения детей «группы риска» является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития воспитанников и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации воспитательного процесса, оценки эффективности развивающей работы.
Программа диагностики личности подростка
Название, автор | Цель |
Рисунок человека (К.Маховер) | Особенности личности |
Тест Филлипса | Диагностика свойств личности |
Опросник Леонгарда | Акцентуации характера |
ТестАйзенка«Самооценка психических состояний» | Тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность |
Шкала тревожности Кондаша | Уровень межличностной, самооценочной, школьной тревожности |
Опросник С.Шварца | Ценностные ориентации |
Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю,Л, Ханина. | Диагностика свойств личности и психических состояний |
Методика «Пословицы» С.М.Петровой | Сформированность нравственных представлений, особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе |
Опросник Басса-Дарки | Агрессивность, враждебность |
Тест Айзенка «Тип темперамента» | Особенности темперамента человека |
Проективные методики «Прогулка по лесу». Дверь в душу», «Коллективный рисунок» | Изучение эмоциональных, мотивационных и межличностных характеристик личности подростка. |
Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей | Диагностика профессиональной ориентации. |
- Коррекционно-развивающая работа с подростком:
Цель: формирование навыков социально-психологической адаптации у подростка.
№ | Задачи | Содержание |
1. | Коррекция и развитие самопознания, саморегуляции. Изучение взаимосвязей телесного и психологического. | Психологический тренинг. Арт-терапия. «Тело. Душа. Разум. Эмоции». Какой твой порядок? |
2. | Коррекция стрессового состояния и агрессивного поведения. | Тренинги: «Как научиться не унывать». «Все познается в сравнении», «Пойми меня». |
3. | Развитие когнитивных способностей; внимания, памяти, мыслительных операций. | «Планета Земля. Мир без людей». Научно-документальный фильм. Анализ данных и обсуждение. |
4. | Формирование положительной нравственной направленности. | Психологические занятия: «Позитивный взгляд на будущее», «Вопросы взросления», «Школа доброты». |
5. | Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения. | Тренинги «Мы уже не дети, но еще не взрослые». «Взросление – ответственность», «Влюбленность в подростковом возрасте». «Что плохо, а что хорошо». |
6. | Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я – концепции», уверенности в себе. | Психологические занятия и тренинги: «Я – полноценная личность», «Одиночество: за и против», «Мечта и страх», «Когда я один». |
7. | Развитие коммуникативных и социальных навыков. | Тренинг «Мы вместе», «Есть хорошие друзья!». |
8. | Обучение способам саморегуляции и релаксации, снятия негативных эмоций. | Тренинги с элементами арт-терапии и сказкотерапии.«Изобрази свое «Я»; «Инь – Янь: добро и зло во мне»; «Умей управлять собой». |
3.Формирование положительной нравственной направленности:
Нравственность (мораль) – одна из важнейших сфер человеческих отношений, полных страстей, внутренней борьбы, взлетов и падений. Моральные проблемы проходят через сердце каждого ребенка, касаются самых сокровенных желаний, стремлений, чаяний. Мораль – это единственное знание, которое лежит в основе оценки всех действий и деяний людей и, разумеется, всех направлений их общественной деятельности.
Задачи:
- создание собственного отношения к жизни;
- формирование нравственных основ личности;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
- изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей подростка;
- формирование внутренней потребности к самосовершенствованию;
- расширение культурного кругозора;
- развитие культуры этического мышления;
- развитие способности морального суждения и оценки;
- развитие умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора;
- обучение подростка сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
В личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.
Тематический план занятий-бесед с подростком
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
1. | Воспитание человечности. Настоящая мудрость. | 1 |
2. | Кто достоин уважения. Как стать лучше. | 1 |
3. | Разговор о совести. Помогаем другим. | 1 |
4. | Красота души. Учимся видеть хорошее. | 1 |
5. | Золотое правило жизни. Умение прощать. | 1 |
6. | Тропа милосердия. Сила любви. | 1 |
7. | Как стать счастливым.Жизнь в единстве. | 1 |
8. | Быть ответственным. Разговор о совести. | 1 |
4.Содержание индивидуальной работы с подростком:
Цель | Игры и упражнения |
Формирование положительной устойчивой «Я-концепции». | «Мой портрет в лучах солнца»;
«Я-реальное и я-идеальное». Самоанализ. «Автобиография». Самоанализ «Мой темперамент». Диагностика. «Мой характер». Тест Айзенка. «Тип личности». Тест «Шесть рек» «Мои чувства, мысли и желания»»; «Хочу стать личностью. Мои цели, ценности и установки. Планирование жизни» «Хочу, могу, надо». Самовоспитание «Как стать лучше. Приёмы самовоспитания» «Мои способности, интересы, достижения и успехи» и др. |
Обучение способам выплёскивание гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах. | «Копилка обид»; «Грустные мысли»;
«Лист гнева»; метание дротиков в мишень; «Подушка-колотушка».«Воздушный шар» |
Обучение способам релаксации и саморегуляции. | «Розовый куст»; «Камень у ручья»;
Аутогенная тренировка; «Маяк», «Поплавок»; «Передача энергии» «Ритмичное дыхание», «плавное дыхание». Самовнушение. Позитивные установки и др. |
5.Работа с педагогами:
Цель: оптимизация взаимодействия в системе «учитель-ученик».
Задачи:
- Информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях подростка по результатам психологических исследований.
- Обучение педагогов навыкам конструктивного, эффективного общения с подростками.
Рекомендации по конструктивному общению с подростком.
- Применение приемов ненасильственного общения: активное слушание, Я-сообщение, отказ от речевой агрессии.
- Обращайтесь к ребенку по поводу нарушения им правил поведения с помощью речевого сообщения – «Я-высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили, что ты был наказан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
- Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.).
- Укажите на возможные последствия такого поведения, как вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…»)
- Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю…», «Я считаю…»; «Мне кажется…»; «По-моему…»; «На мой взгляд…»).
- Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет. Работайте с ним!
- Выставите требования «конституции»: «Я собираюсь предпринять меры» (указать, какие).
- Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил нарушать дисциплину, но решение за тебя принимать не могу»). Таким образом, вы передаете ответственность за его поведение ему самому.
- Напомните, что вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»). Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.
- Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому»).
- Выработка единых правил и требований к ребёнку.
- В разговоре с ребенком выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).
- Не стоит ругать, обвинять, задавать вопросы «почему», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать. Это не будет способствовать налаживанию конструктивных отношений с подростком.
- Включение подростка в работу секций, кружков.
- Применение необходимых психолого-педагогических мер в воспитании личности подростка:
Симптомы нарушений | Задачи развития | Методы развития |
Нарушение взаимодействия со сверстниками | Научить приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности; обучать приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем | Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи |
Нарушение взаимодействия с педагогами | Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю | Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств |
Несоблюдение социальных и этических норм | Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных социальных и этических норм | Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм |
Неадекватное отношение к себе | Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку | Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики |
Список литературы
1.Бадмаев, С. А.
Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С. А. Бадмаева. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1997. – 240 с.
- Белкин, А. С.
Внимание – ребёнок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников [Текст] / А. С. Белкина. – Свердловск.: Сред.-Урал.кн.изд-во,1981. – 125 с.
- Бодалёв, А. А., Столин, В. В.
Общая психодиагностика [Текст] / А. А. Бодалёва, В. В. Столина. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 440 стр.
- Личко, А. Е.
Основные типы нарушителей поведения у подростков. Патологические нарушения поведения у подростков [Текст] / А. С.Личко. – Л., 1973, – 216 с.
- Мадорский, Л. Р., Зак, А. З.
Глазами подростков [Текст]: кн. для учителя / Л. Р. Мадорского, А. З. Зак. – М.: Просвещение, 1991. – 95 с.
- Немов, Р. С.
Психология. [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немова. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, – 1994. – 496 с.
- Психологические тесты [Текст] /Под ред. А. А. Карелина: В 2т. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – т.1. – 312 с.: ил.
- Психолоигчксие тесты [Текст] / Под ред. А. А.Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – т.2. – 248 с.: ил.
- Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 128 с.
- Семенюк, Л. М.
Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: учебное пособие / Л. М.Семенюк. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 96 с.