Концентрированное обучение на уроках технической механики
Жапанова Раушан Еркеновна
г.Астана
«колледж транспорта и коммуникаций»ГККП
Преподаватель специальных дисциплин
Дисциплина «Техническая механика» играет важную роль вформировании технического инженерного мышления будущего техника механика,способствует формированию навыков самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной и технической информации. Все возрастающий объем информации, применение новых методов проектирования конструкций требуют отбора необходимых сведений для подготовки специалистов определенного профиля. Достижение приизучении «Технической механики» таких целей, как целостность логичность процесса познания, заинтересованность в обучении, разнообразие учебной деятельности в рамках классно-урочной системы с ее многопредметностью и рассредоточенностью процесса изучения дисциплины не дает желаемого педагогическогоэффекта. Для достижения этих целей преподавателю необходимо: систематизировать учебный материал; выделить основное,главное; структурировать его, использовав однотипноь структуры формул и аналогичность законов, явлений; установитьединство методов расчета в дисциплине «Техническая механика»и их практическую направленность; организовать самостоятельную работу студентов. «Концентрированное обчение‒ это технология организации обучения, при которой в течение короткого или длительногопериода осуществляется концентрация энергии и рабочего времени учащихся на изучении одной или нескольких дисциплин» Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся (достижение с стемности знаний, их мобильности и т.д.) путем создания оптимальной организационной структуры учебного процесса. Цельконцентрированного обучения заключается также в ликвидациимногопредметности учебного дня, калейдоскопичности ощуще-ний и впечатлений при формировании знаний, раздробленностипроцесса познания. Дидактико-методическое обеспечее процесса концентрированного обучения дисциплине «Техническаямеханика» включает: проектирование содержания дисциплины«Техническая механика» в условиях концентрированного обучения, методическое обеспечение концентрированного обучениядисциплине, подготовку педагога как условие реализации коннтрированного обучения. Реализация в педагогическом процессе образовательной технологии конценированного обучения дисциплине «Техническамеханика» требует адекватногоструктурирования содержания учебной информации. Учебныйпроцесс преподавания дисциплины проектируется модульным посодержанию и концентрированным по форме. Дидактически условия реализации концентрированного обучения дисциплинезаключаются в подготовке содержания дисциплины к условиямконцентрированного обучения по следующему алгоритму: анализ содержания предмета на необходимость и возможность систематизации и структурирования, выделение общих объектовизучения; узловых, стержневых вопросов; подготовка содержания предмета к условиям концентрации (построение структурной схемы предмета, формирование модулей (блоков) содержания); проектирование рабочей программы предмета (проектирование модулей изложения и понимания учебного материала иразработка временного аспекта концентрированного обучения);в разработке дидактико-методического обеспечения процессаконцентрированного обучения. Основными средствам обученияявляютсяблочно-модульная программа дисциплины, график по-гружения в дисциплину, дидактико-методическое обеспечениекаждого блока. Модульная программа изучения дисциплины«Техническая механика» отражает содержательный компонентпроцесса обучения (содержание учебной информации), процессуальный компонент (формы и методы обучения), а также требования к умениям и навыкам студента по предмету и временнойаспект. Изучение содержания модуля выстраивается в соответ-ствии со структурной схемой модуля.-Структурная схема содержания учебного модуля раздела «Сопротивление материалов» Учебный материал структурируется на основе принциповцелостности и системности. Выделяется «ядро» знаний (постулаты, законы, закономерности), вокруг которого формуется«оболочка» ‒ материал прикладного характера. Структурированное таким образом содержание дисциплины требует и соответствующих средств для наглядного представления и формирования у студентов системных знаний. С этой целью широко используются опорные сигналы и конспекты, структурно-логическиесхемы, таблицы, учебные презентации. Концентрированноеобу-чение позволяет в наибольшей степени разнообразить формы иметоды изучения учебного материала, обеспечить целостностьего усвоения. Основной учебно-организационной единицей приконцентрированном обучении становится не урок, а учебныйблок, который включает различные формы организации обучения.В условиях кардинального изменения учебногопроцесса структурированные учебные блоки состоят из теоретического обучения (лекции), самостоятельной работы студентовнад учебным материалом в различных формах, практических за-нятий, лабораторных работ, контрольных работ, зачетов, выполнения тестовых заданий… В новых условиях каждый преподаватель должен бытьготовым качественно провести не один урок в день, , а быть организатором учебно-познавательной деятельности обучающихся в различных формах,использовать широкий спектр методов и приемов в профессиональной деятельности. Концентрированное обучение позволяет обеспечить экономию учебного времени (изучается большойобъем за более короткое время), обеспечивает интеграцию теории и практики; способствует реализации целостного процессапознания, знания и умения формируются в единстве; создаетблагоприятные условия для сотрудничества и общения преподавателей и студентов, создает благоприятный микроклимат; повышает уровень усвоения материала; активизирует познавательный интерес; формирует мотив учения.
Список использованной литературы
- Ибрагимов Г.И., Колесников В.Г. Концентрированное обучение в сред-
ней профессиональной школе. Казань, 1998. С. 103.
- Концентрированное обучение в системе среднего профессионального
образования // Среднее профессиональное образование. 1996..
- Остапенко А.А. Уроки-«погружения» по физике // Физика в школе.
- № 4. С. 25-28.
.