Электрохимический ряд потенциалов
Алматы қаласы Алмалы ауданы
КММ «№34 гимназиясының» химия пәнінің мұғалімі
Козина Галина Николаевна
Урок химии на тему «Электрохимический ряд потенциалов.Практическая работа №3 «Составление электрохимического ряда напряжений металлов»
т. 87778238989
КГУ «Гимназия №34» | ||
Раздел | 10.3A Окислительно – восстановительные реакции | |
ФИО педагога | Козина Г.Н. | |
Дата | 16.01.23 | |
Класс: 10 В | Присутствуют: | Отсутствуют: |
Тема урока | Электрохимический ряд потенциалов.
Практическая работа №3 «Составление электрохимического ряда напряжений металлов» |
|
Цели обучения | 10.2.3.3- объяснить понятие «стандартный электродный потенциал»
10.2.3.4- использовать таблицу стандартных электродных потенциалов для прогнозирования возможности протекания химических реакций в водных растворах |
|
Цели урока | Знать сущность электрохимического ряда напряжений металлов;
Знать понятия «электродный потенциал», «двойной электрический слой», «стандартный водородный электрод», «стандартный электродный потенциал»; Уметь прогнозировать возможность протекания химической реакции в водных растворах. |
|
Оборудование и реактивы | Пробирки – 5шт, спиртовка, штатив для пробирок, спички, раствор соляной кислоты, магний, алюминий, цинк, железные и медные стружки; электрохимический ряд напряжений металлов | |
Эпиграф к уроку | Высокая цель человека науки –
Проникать в самую сущность Наблюдаемых явлений, постигать Их сокровенные силы, их законы и течения, чтобы управлять ими. Р. Ролан |
Ход урока
этап урока | действия педагога | действия ученика | оценивание | ресурсы |
Начало урока | Проверка готовности учащихся к уроку, взаимное приветствие.
Знакомство учащихся с эпиграфом к уроку;
Мотивация обучения учащихся. Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся Демонстрациярезультатов опыта: «Взаимодействие железа с сульфатом меди» и «Взаимодействие медной проволоки с сульфатом железа». – В каком стакане прошла химическая реакция? – По какому признаку вы судите о прохождении реакции? – К какому типу относится данная реакция? – Составьте уравнение химической реакции.
Проблемный вопрос: – Почему в первом стакане мы наблюдаем химическую реакцию, а во втором – нет? Вывод: – Электрохимический ряд напряжения металлов позволяет нам предсказать возможность протекания реакции металлов с кислотами и солями.
Знакомство с темой урока и его задачами. – Сегодня мы разберемся почему металлы в нем стоят именно в такой последовательности.
|
Подготовка к уроку, приветствие учителя
Читает ученик
Отвечают на вопросы и высказывают свои предположения |
по 1б за прав. ответ |
Слайд 1
Демонстрационный опыт
Слайд 2 |
Середина урока | Организация проведения практической работы №3
Цель: обобщить результаты опытов и разработать ряд активности металлов. Инструктаж по ТБ Прочитать инструкцию к работе – Сделайте предположение между какими металлами и кислотой пройдет химическая реакция? – По какому признаку вы будете судить о прохождении реакции? – Заполните таблицу – В какой пробирке реакция шла с наибольшей скоростью? Напишите уравнения реакций. – Составьте электрохимический ряд напряжения металлов. – Определите самый активный металл и самый инертный металл. -Сопоставьте ваш ряд активности с табличными данными.
Проблемный вопрос: – Какая величина характеризует силу окислителя или восстановителя? Рассказ учителя: -Давайте вспомним строение металлической кристаллической решетки
|
Знакомятся с инструкцией к работе;
Выполняют опыты. Оформляют результаты работы в тетрадь. Формулируют вывод по работе
просматривают видеоролик составляют конспект урока
|
Дескриптор:
проводят хим. эксперимент -1б заполняют таблицу – 1б составляют уравнения реакций – по 1б за реакцию (4б) составляют ряд активности металлов -1б Итого -7б |
учебник, стр. 212
Слайд 3
https://www.youtube.com/watch?v=msHC6uPWv2Y
|
В узлах кристаллической решетки металлов находятся положительно заряженные ионы металлов и некоторое число нейтральных атомов, связанных «относительно свободными электронами, которые металлы легко отдают. Заряды ионов металлов уравновешиваются зарядами «блуждающих электронов» | ||||
Электродный потенциал | изучают слайд, зарисовывают схему образования двойного электрического слоя на примере активного и малоактивного металлов | Слайд 5
Таблица 35, учебник |
||
При погружении металла в раствор своей соли на границе раздела металл – раствор возникает разность потенциалов, называемая электродным потенциалом. Объясняется это тем, что полярные молекулыводы взаимодействуютс поверхностными ион- атомами металла, находящимися в узлах кристаллической решетки. Эти ионы отрываются и гидратированными переходят в раствор. При этом металл заряжается отрицательно. Ионы металла, перешедшие в раствор, притягиваются к заряженной пластинке и располагаются вблизи ее поверхности. В результате на границе раздела металл/раствор возникает двойной электрический слой.
Если же взять пластинку из малоактивного металла (меди) и погрузить ее в раствор соли меди, то преобладает обратный процесс: ионы металла из раствора соли теряют свою гидратную оболочку и переходят в кристаллическую решетку металла, заряжая пластинку положительно. А сам раствор за счет избытка анионов соли заряжается отрицательно. В результате возникает двойной электрический слой, а значит, и определенный электродный потенциал. Непосредственно измерить величину потенциала отдельного электрода не представляется возможным. Поэтому, электродный потенциал измеряют путем сопоставления с потенциалом электрода, принятого для сравнения (обычно это водородный электрод), величина потенциала которого принята за ноль. При соединении пластинки металла, погруженной в раствор ее соли со стандартным водородным электродом получается гальванический элемент. ЭДС этого элемента, измеренная при 250С характеризует стандартный электродный потенциал металла, обозначаемыйЕ0 и измеряется в Вольтах (В) Значения стандартных потенциалов приведены в учебнинике, таблица 34.
|
||||
Ряд напряжений металлов.
– Металлы от лития до натрия, в любых водных растворах взаимодействуют прежде всего с водой!
Закрепление и применение материала «Возможна ли реакция?»
Задание. Закончите уравнения возможных реакций:
Задача.В стакан с соляной кислотой поместили кусочек сплава серебра и никеля массой 1,5г. После того как выделилось 0,2л водорода и реакция прекратилась, из раствора извлекли оставшуюся часть сплава. Какой металл остался, какова его масса?
|
составляют конспект
Составляют уравнения возможных реакций Самопроверка, самооценка
Решают задачу Самопроверка |
по 1б за реакцию
4б за правильное решение |
Слайд 6
Слайд 7
https://fsd.multiurok.ru/html/2022/03/14/s_622f0bb52fee0/img6.jpg
Слайд 8 |
|
Располагая металлы в порядке увеличения электродных потенциалов, мы получаем ряд, в котором слева направо увеличивается окислительная способность металлов и убывает восстановительная способность.
Впервые данный ряд был составлен Н. Бекетовым, но он располагал металлы в порядке их активности, поэтому и ряд носил название «Ряд активности металлов». Теперь мы можем сказать, что причина такого расположения металлов заключается в значениях электродных потенциалов металлов. |
||||
Задание. Закончить уравнения возможных реакций:
Mg + CuSO4 Mg + CaCl2 Ag + CuCl2 Zn + H2O Ca + H2O Cu + H2O |
||||
Конец урока | Домашнее задание: п. 47 – изучить; упр. 9 (письменно)
*Почему водород попал в ЭХРНМ? **Почему, изучая ПС мы характеризовали калий как более активный металл чем литий?
Сбор тетрадей. |
Запись домашнего задания
Рефлексия. Подведение оценочного и тематического итога урока «Облако тегов» |