Электрохимический ряд потенциалов

Алматы қаласы Алмалы ауданы

          КММ «№34 гимназиясының»  химия пәнінің мұғалімі

          Козина Галина Николаевна

 

Урок химии на тему «Электрохимический ряд потенциалов.Практическая работа №3 «Составление электрохимического ряда напряжений металлов»

т. 87778238989

КГУ «Гимназия №34»
Раздел 10.3A Окислительно – восстановительные реакции
ФИО педагога Козина Г.Н.
Дата 16.01.23
Класс: 10 В Присутствуют: Отсутствуют:
Тема урока Электрохимический ряд потенциалов.

Практическая работа №3 «Составление электрохимического ряда напряжений металлов»

Цели обучения 10.2.3.3- объяснить понятие «стандартный электродный потенциал»

10.2.3.4- использовать таблицу стандартных электродных потенциалов для прогнозирования возможности протекания химических реакций в водных растворах

Цели урока Знать сущность электрохимического ряда напряжений металлов;

Знать понятия «электродный потенциал», «двойной электрический слой», «стандартный водородный электрод», «стандартный электродный потенциал»;

Уметь прогнозировать возможность протекания химической реакции в водных растворах.

Оборудование и реактивы Пробирки – 5шт, спиртовка, штатив для пробирок, спички, раствор соляной кислоты, магний, алюминий, цинк, железные и медные стружки; электрохимический ряд напряжений металлов
Эпиграф к уроку Высокая цель человека науки –

Проникать в самую сущность

Наблюдаемых явлений, постигать

Их сокровенные силы, их законы и

течения, чтобы управлять ими.

Р. Ролан

Ход урока

этап урока действия педагога действия ученика оценивание ресурсы
Начало урока Проверка готовности учащихся к уроку, взаимное приветствие.

 

Знакомство учащихся с эпиграфом к уроку;

 

Мотивация обучения учащихся.

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся

Демонстрациярезультатов  опыта: «Взаимодействие железа с сульфатом меди» и «Взаимодействие медной проволоки с сульфатом железа».

– В каком стакане прошла химическая реакция?

– По какому признаку вы судите о прохождении реакции?

– К какому типу относится данная реакция?

– Составьте уравнение химической реакции.

 

Проблемный вопрос:

– Почему в первом стакане мы наблюдаем химическую реакцию, а во втором – нет?

Вывод:

Электрохимический ряд напряжения металлов позволяет нам предсказать возможность протекания реакции металлов с кислотами и солями.

 

Знакомство с темой урока и его задачами.

– Сегодня мы разберемся почему металлы в нем стоят именно в такой последовательности.

 

Подготовка к уроку, приветствие учителя

 

 

Читает ученик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы и высказывают свои предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по 1б за прав. ответ

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрационный опыт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

Середина урока Организация проведения практической работы №3

Цель: обобщить результаты опытов и разработать ряд активности металлов.

Инструктаж по ТБ

Прочитать инструкцию к работе

– Сделайте предположение между какими металлами и кислотой пройдет химическая реакция?

– По какому признаку вы будете судить о прохождении реакции?

– Заполните таблицу

– В какой пробирке реакция шла с наибольшей скоростью?

Напишите уравнения реакций.

– Составьте электрохимический ряд напряжения металлов.

– Определите самый активный металл и самый инертный металл.

-Сопоставьте ваш ряд активности с табличными данными.

 

Проблемный вопрос:

– Какая величина характеризует силу окислителя или восстановителя?

Рассказ учителя:

-Давайте вспомним строение металлической кристаллической решетки

 

Знакомятся с инструкцией к работе;

Выполняют опыты.

Оформляют результаты работы в тетрадь.

Формулируют вывод по работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

просматривают видеоролик

составляют конспект урока

 

Дескриптор:

проводят хим. эксперимент -1б

заполняют таблицу – 1б

составляют уравнения реакций – по 1б за реакцию (4б)

составляют ряд активности металлов -1б

Итого -7б

учебник, стр. 212

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=msHC6uPWv2Y

 

В узлах кристаллической решетки металлов находятся положительно заряженные ионы металлов и некоторое число нейтральных атомов, связанных «относительно свободными электронами, которые металлы легко отдают. Заряды ионов металлов уравновешиваются зарядами «блуждающих электронов»
  Электродный потенциал изучают слайд, зарисовывают схему образования двойного электрического слоя на примере активного и малоактивного металлов   Слайд 5

Таблица 35, учебник

При погружении металла в раствор своей соли на границе раздела металл – раствор возникает разность потенциалов, называемая электродным потенциалом. Объясняется это тем, что полярные молекулыводы  взаимодействуютс поверхностными ион- атомами металла, находящимися в узлах кристаллической решетки. Эти ионы отрываются и гидратированными переходят в раствор. При этом металл заряжается отрицательно. Ионы металла, перешедшие в раствор, притягиваются к заряженной пластинке и располагаются вблизи ее поверхности. В результате на границе раздела металл/раствор возникает двойной электрический слой.

Если же взять пластинку из малоактивного металла (меди) и погрузить ее в раствор соли меди, то преобладает обратный процесс: ионы металла из раствора соли теряют свою гидратную оболочку и переходят в кристаллическую решетку металла, заряжая пластинку положительно. А сам раствор за счет избытка анионов соли заряжается отрицательно. В результате возникает двойной электрический слой, а значит, и определенный электродный потенциал.

Непосредственно измерить величину потенциала отдельного электрода не представляется возможным. Поэтому, электродный потенциал измеряют путем сопоставления с потенциалом электрода, принятого для сравнения (обычно это водородный электрод), величина потенциала которого принята за ноль.

При соединении пластинки металла, погруженной в раствор ее соли со стандартным водородным электродом получается гальванический элемент. ЭДС этого элемента, измеренная при 250С характеризует стандартный электродный потенциал металла, обозначаемыйЕ0 и измеряется в Вольтах (В)

Значения стандартных потенциалов приведены в учебнинике, таблица 34.

 

  Ряд напряжений металлов.

– Металлы от лития до натрия, в любых водных растворах взаимодействуют прежде всего с водой!

 

Закрепление и применение материала «Возможна ли реакция?»

 

Задание. Закончите уравнения возможных реакций:

 

 

 

Задача.В стакан с соляной кислотой поместили кусочек сплава серебра и никеля массой 1,5г. После того как выделилось 0,2л водорода и реакция прекратилась, из раствора извлекли оставшуюся часть сплава. Какой металл остался, какова его масса?

 

составляют конспект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют уравнения возможных реакций

Самопроверка, самооценка

 

Решают задачу

Самопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по 1б за реакцию

 

 

 

4б за правильное решение

Слайд 6

Слайд 7

 

 

 

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/03/14/s_622f0bb52fee0/img6.jpg

 

Слайд 8

Располагая металлы в порядке увеличения электродных потенциалов, мы получаем ряд, в котором слева направо увеличивается окислительная способность металлов и убывает восстановительная способность.

Впервые данный ряд был составлен Н. Бекетовым, но он располагал металлы в порядке их активности, поэтому и ряд носил название «Ряд активности металлов».

Теперь мы можем сказать, что причина такого расположения металлов заключается в значениях электродных потенциалов металлов.

Задание. Закончить уравнения возможных реакций:

Mg + CuSO4

Mg + CaCl2

Ag + CuCl2

Zn + H2O

Ca + H2O

Cu + H2O

Конец урока Домашнее задание: п. 47 – изучить; упр. 9 (письменно)

*Почему водород попал в ЭХРНМ?

**Почему,  изучая ПС мы характеризовали калий как более активный металл чем литий?

 

Сбор тетрадей.

Запись домашнего задания

Рефлексия. Подведение оценочного и тематического итога урока «Облако тегов»

   

 

 

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *