Графомоторные навыки у учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Для учеников с нарушениями в развитии свойственны снижение внимания, памяти, скорая эмоциональная и физическая утомляемость с последующим снижением интереса к обучению в школе. Детям сложно поддаётся координация движения рук и глаз, ориентировка в пространстве и времени. У них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук, отмечается невысокий темп графической работы, замедленная переключаемость с одного движения на другое. Нередко можно выявить низкий уровень развития осязательной чувствительности. В связи с малой двигательной активностью мышцы рук становятся либо вялыми, либо слишком напряжёнными. И одним из самых важных и научно доказанных факторов, является   связь между уровнем речевого развития ребенка и развитием графомоторных навыков. В случае если в развитие мелкой моторики происходит задержка, то отстаёт и речевое развитие.

Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью всё же способны освоить письмо на доступном для них уровне. Прежде, чем дети начнут осваивать доступные навыки письменной речи, они должны овладеть графическими навыками.

Графомоторный навык- это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.

И не редко у родителей наблюдающими за долгой кропотливой работой по развитию графомоторных навыков возникает вопрос: Зачем ребенку с умеренной умственной отсталостью учиться писать? Ведь на овладение этим навыком уходит очень много времени, а также необходима регулярная практика, в том числе и дома с родителями. Ответов на этот вопрос несколько.

Если рассматривать вопрос на биологическом уровне, то активизация процессов в коре больших полушарий, является основной целью нашей работы.  Чем больше импульсов в коре головного мозга тем активнее отделы нервной системы, активизируется работа коры больших полушарий, работа основ интеллектуального развития.

С психологической стороны – активизация и коррекция общего развития. Происходит развитие двигательных и познавательных способностей.

А именно: двигательная область коры головного мозга, формирование зрительно-моторной координации, речевая область коры головного мозга, когнитивная сфера, координация крупных движений и умение владеть своим телом, формирование навыков учебной деятельности.

На социальном уровне – подразумеваем социальную реабилитацию детей. Владение письмом-это чисто человеческое умение, которое востребовано и реализуется только в социуме. Для ребенка с выраженными нарушениями интеллекта очень важно быть похожим на всех.

Поэтому обучать ребенка с умеренной умственной отсталостью письму-это часть его социальной реабилитации, один из способов продемонстрировать свою социальную позицию. Поэтому обучать ребенка письму и формировать графомоторный навык нужно обязательно!

Я работаю с учениками с умеренной умственной отсталостью, на уроках активно применяю игры направленные на развитее графомоторных навыков. Дети воспринимают их как перерыв от учёбы и выполняют с удовольствием, при этом каждое упражнение направлено на закрепление определённых навыков. Используя, широко  известные игры с крупой и кинетическим песком, упражнения с прищепками, игры – шнуровки, пальчиковое рисование на манке и песке, работу с пластилином и тестом для лепки, мы развиваем сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, усидчивость, внимание, терпение. Не стоит пренебрегать столь доступными способами развития, ведь при регулярных занятиях эти простые игры дают замечательный результат.

Литература.

  • Силберг Д. Детские игры на развитие восприятия и ощущений. – Минск, ООО «Попурри», 2008.
  • Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет.( в 2-х частях) М.; «Владос» 2003;
 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *