Нұрлан Дана Жолдасқызы Ақтөбе облысы Ақтөбе қаласы №23 орта мектеп-лицейі Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі В мире созвездий. Местоимение. Правописание не с отрицательными местоимениями.
Раздел | Раздел 8: Астрономия: звезды и созвездия | |||||||||||||
ФИО педагога | Нұрлан Д.Ж. | |||||||||||||
Дата | 18.04.2022 | |||||||||||||
Класс: 5 «Б» | Количество присутствующих: 28 | отсутствующих: | ||||||||||||
Тема урока | В мире созвездий. Местоимение. Правописание не с отрицательными местоимениями. | |||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
|
5.4.1.1 правильно писать гласные и согласные в корне слова, НЕ с именами существительными, прилагательными, отрицательными местоимениями, глаголами, а также окончания в разных частях речи
5.1.7.1 строить высказывание определенного типа последовательно, с четкой структурой, с опорой на наглядные материалы 5.1.5.1 участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» и учитывая возрастные особенности исполняемой роли |
|||||||||||||
Цель урока | Все учащиеся будут: понимать содержание текста, выделять ключевые слова, определять основную мысль на основе содержания и композиции; писать письмо другу/заметку в журнал; корректировать работу одноклассника при помощи словаря.
Большинство будут: делить текст на микротексты, озаглавливать его с опорой на ключевые слова и предложения, отражающие основную мысль текста; писать письмо другу/заметку в журнал, аргументируя собственное мнение. Некоторые будут: составлять простой план на основе содержания и композиции, классифицировать информацию по степени значимости, ранжировать информацию текста, сжимая её до ключевых слов; писать письмо другу/заметку в журнал, убедительно аргументируя собственное мнение.
|
|||||||||||||
Критерии успеха | понимают содержание текста; выделяют ключевые слова, определяют основную мысль на основе содержания и композиции пишут творческие работы (120-150 слов), представляя себя на месте героя, используя жизненный опыт
|
|||||||||||||
Ход урока | ||||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | ||||||||||
Организационный этап | Добрые пожелания учащимся Мотивация.
Прослушивание песни «Родина моя» Вопросы учащимся: 1.О чем песня? 2.Какая часть речи часто встречается в тексте песни? 3.Назовите их. Назовите разряды местоимений. 4.Какие местоимения указывают на отсутствие предметов, признаоков, количества, например : никто, ничто, нисколько? 5.Когда эти отрицвтельные местомния пишутся раздельно, а когда слитно? Определение детьми темы урока и целей обучения . |
Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем. | Интерактивное обучение | |||||||||||
Изучение нового материала | Индивидуальная работа .
I вариант запишет в тетрадь номера словосочетаний с Ни, II– словосочетания с НЕ
Групповая работа (Работа с текстом). Упражнение 497А, 500А.
1.В созвездии Орион можно увидеть охотника Ориона с дубинкой и щитом из львиной шкуры, который смело встретил Тельца. Самая заметная часть созвездия – пояс Ориона из трёх звёзд. Две звезды пониже — это его дубинка. Позади находятся две его собаки: Большой Пёс и Малый Пёс. 2.Однажды дети богини облаков Нефелы оказались в смертельной опасности. Но Нефела спасла своих детей, закутав их в облака. На волшебном золоторунном овне дети бежали. Однако в пути девушка упала в пролив и утонула. Юноша добрался до Колхиды, где принёс овна в жертву Зевсу. Позже шерсть овна – золотое руно – вернули в Грецию отважный Ясон и аргонавты. 3. Когда- то давно у царя страны Аркадии была дочь Каллисто. Она была такой красивой, что даже соперничала с богиней Герой – супругой верховного бога Зевса. Гера отомстила ей. Она превратила ее в безобразную медведицу. Когда сын Каллисто Аркад вернулся с охоты, он увидел у дверей своего дома дикого зверя. Он ничего не подозревал и чуть не убил медведицу – свою мать. Этому помешал Зевс: Он удержал руку Аркада. А Каллисто взял к себе на небо, превратив ее в красивое созвездие – Большую Медведицу. В Малую Медведицу он превратил любимую собаку Калиссо. 4.Созвездие Персей (легенда возникновения которого необычайно красива) – достаточно интересное с точки зрения науки. Расположение звёзд созвездия напоминает человека в высокой шапке на голове. У созвездия Персей есть своя легенда, как и у многих других, известных с древних времён. Как водится, это древнегреческие мифы, где есть герой с таким именем. Персей был сыном обычной земной женщины, хоть и царской дочери, и самого бога Зевса. Персею было поручено убить Горгону Медузу, которая обращала в камень всех, кто посмел взглянуть на неё. Нужно было не просто убить Медузу, но и доставить её голову в качестве свадебного подарка. В итоге Персей справился с заданием и отрубил голову Горгоны Медузы. Созвездие так и изображается – Персей держит голову в руке. На обратном пути Персей еще и спас красавицу Андромеду от морского чудовища, а потом женился на ней. Андромеда тоже запечатлена в отдельном созвездии рядом, как и морское чудовище – созвездие Кит. 5.Казахи называют Полярную звезду Темір-Қазык (“Железный кол”). Остальные звёзды Малой Медведицы они представляли как аркан, привязанный к колу и надетый на шею Коня — созвездие Большой
ФИЗМИНУТКА А сейчас ребята, мы немного отдохнем, а заодно ещё раз закрепим способы образования отрицательных местоимений. Встаньте возле своих парт. Я читаю пословицу, если вы слышите, что местоимение образовано от приставки не – хлопаем в ладоши, если от ни- топаем ногой.
Пустые речи и слушать нечего. Худо тому, кто не делает доброго никому. Говорит день до вечера, а слушать нечего. Упрямого ничем не убедишь. Ничего, никому, никто ничто Нечему, некому.
Парная работа 1. Никто меня не видит, а всякий слышит. 2. Всё ломаю, всё срываю, нечему пощады нет. 3. Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять, мудрецу не узнать. |
Раставляя пропущенные буквы, запишут в тетради номера словосочетаний с НИ или НЕ
|
Словесная оценка учителя. Взаимооценивание
|
Слайд №2.
«Русский язык» учебник (проект), І-часть,. стр.192 , текст .
Приложение worwall по ссылке: https://wordwall.net/ru/resource/31497067
|
||||||||||
Рефлексия | Беседа. Рефлексия. «Волшебные баночки»
(зелёный цвет – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного ). Домашнее задание. |
Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.
|