Нұрлан Дана Жолдасқызы Ақтөбе облысы Ақтөбе қаласы №23 орта мектеп-лицейі Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі В мире созвездий. Местоимение. Правописание не с отрицательными местоимениями.

Раздел Раздел 8: Астрономия: звезды и созвездия
ФИО педагога Нұрлан Д.Ж.
Дата 18.04.2022
Класс: 5 «Б» Количество присутствующих: 28 отсутствующих:
Тема урока В мире созвездий. Местоимение. Правописание не с отрицательными местоимениями.
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

 

5.4.1.1 правильно писать гласные и согласные в корне слова, НЕ с именами существительными, прилагательными, отрицательными местоимениями, глаголами, а также окончания в разных частях речи

5.1.7.1 строить высказывание определенного типа последовательно, с четкой структурой, с опорой на наглядные материалы

5.1.5.1 участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» и учитывая возрастные особенности исполняемой роли

Цель урока Все учащиеся будут: понимать содержание текста, выделять ключевые слова, определять основную мысль на основе содержания и композиции; писать письмо другу/заметку в журнал; корректировать работу одноклассника при помощи словаря.

Большинство будут: делить текст на микротексты, озаглавливать его с опорой на ключевые слова и предложения, отражающие основную мысль текста; писать письмо другу/заметку в журнал, аргументируя собственное мнение.

Некоторые будут: составлять простой план на основе содержания и композиции, классифицировать информацию по степени значимости, ранжировать информацию текста, сжимая её до ключевых слов; писать письмо другу/заметку в журнал, убедительно аргументируя собственное мнение.

 

Критерии успеха  понимают содержание текста; выделяют ключевые слова, определяют основную мысль на основе содержания и композиции пишут творческие работы (120-150 слов), представляя себя на месте героя, используя жизненный опыт

 

Ход  урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Оценивание Ресурсы
Организационный этап Добрые пожелания учащимся Мотивация.

Прослушивание песни «Родина моя»

Вопросы учащимся:

1.О чем песня?

2.Какая часть речи часто встречается в тексте песни?

3.Назовите их. Назовите разряды местоимений.

4.Какие  местоимения указывают на отсутствие предметов, признаоков, количества, например : никто, ничто, нисколько?

5.Когда эти отрицвтельные местомния пишутся раздельно, а когда слитно?

Определение детьми темы урока и целей обучения .

Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем. Интерактивное обучение  
Изучение нового материала Индивидуальная работа .

I вариант запишет в тетрадь номера словосочетаний с Ни, II– словосочетания с НЕ

  1. Н…чего не получалось,
  2. Н…чего терять
  3. Н…какие варианты не подходили
  4. Н…что не помогало,
  5. Н…кому было помочь,
  6. Н…кому не удалось решить
  7. Н…кого винить
  8. Н…чему поучиться
  9. Н…чьих советов не слушали
  10. Н…кем восхищаться

 

Групповая работа (Работа с текстом).

 Упражнение 497А, 500А.

 

1.В созвездии Орион можно увидеть охотника Ориона с дубинкой и щитом из львиной шкуры, который смело встретил Тельца. Самая заметная часть созвездия – пояс Ориона из трёх звёзд. Две звезды пониже — это его дубинка. Позади находятся две его собаки: Большой Пёс и Малый Пёс.

2.Однажды дети богини облаков Нефелы оказались в смертельной опасности. Но Нефела спасла своих детей, закутав их в облака. На волшебном золоторунном овне дети бежали. Однако в пути девушка упала в пролив и утонула. Юноша добрался до Колхиды, где принёс овна в жертву Зевсу. Позже шерсть овна – золотое руно – вернули в Грецию отважный Ясон и аргонавты.

3. Когда- то давно у царя страны Аркадии была дочь Каллисто. Она была такой красивой, что даже соперничала с богиней Герой – супругой верховного бога Зевса. Гера отомстила ей. Она превратила ее в безобразную медведицу.

Когда сын Каллисто Аркад вернулся с охоты, он увидел у дверей своего дома дикого зверя. Он ничего не подозревал и чуть не убил медведицу – свою мать. Этому помешал Зевс: Он удержал руку Аркада. А Каллисто взял к себе на небо, превратив ее в красивое созвездие – Большую Медведицу. В Малую Медведицу он превратил любимую собаку Калиссо.

4.Созвездие Персей (легенда возникновения которого необычайно красива) – достаточно интересное с точки зрения науки. Расположение звёзд созвездия напоминает человека в высокой шапке на голове.

У созвездия Персей есть своя легенда, как и у многих других, известных с древних времён. Как водится, это древнегреческие мифы, где есть герой с таким именем. Персей был сыном обычной земной женщины, хоть и царской дочери, и самого бога Зевса.

Персею было поручено убить Горгону Медузу, которая обращала в камень всех, кто посмел взглянуть на неё. Нужно было не просто убить Медузу, но и доставить её голову в качестве свадебного подарка. В итоге Персей справился с заданием и отрубил голову Горгоны Медузы. Созвездие так и изображается – Персей держит голову в руке.

На обратном пути Персей еще и спас красавицу Андромеду от морского чудовища, а потом женился на ней. Андромеда тоже запечатлена в отдельном созвездии рядом, как и морское чудовище – созвездие Кит.

5.Казахи называют Полярную звезду Темір-Қазык (“Железный кол”). Остальные звёзды Малой Медведицы они представляли как аркан, привязанный к колу и надетый на шею Коня — созвездие Большой
Медведицы.
Древние тюрки привязывали своих коней к
железному колу, вбитому в землю. Связанные
арканом кони паслись с ночи до утра, кружась
вокруг кола и не покидая своего места.
Они считали, что вокруг Полярной звезды вращают
и земной миры. Звёзды, словно небесные кони и овцы.
в “путешествия”, возвращались на свое место — к Поляра
Подобно небесным животным, тюркские воины также стремит
дальних походов к себе на Родину. А путеводителем для них была звезда Темір-Қазық

 

1.Определяет тему текста и тип речи 2б.
2.Перечисляет ключевые слова 1.
2. Составляет простой план 2б.
3.Последовательно пересказывает текст, опираясь на составленный план. 2б.

ФИЗМИНУТКА

А сейчас ребята, мы немного отдохнем, а заодно ещё раз закрепим способы образования  отрицательных местоимений. Встаньте возле своих парт.

Я читаю пословицу, если вы слышите, что местоимение образовано от приставки не – хлопаем в ладоши, если от ни- топаем ногой.

 

Пустые речи и слушать нечего.

Худо тому, кто не делает доброго никому.

Говорит день до вечера, а слушать нечего.

Упрямого ничем не убедишь.

Ничего, никому, никто ничто

Нечему, некому.

 

Парная работа
Прием «Загадки»

1. Никто меня не видит, а всякий слышит.

2. Всё ломаю, всё срываю, нечему пощады нет.

3. Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять, мудрецу не узнать.

Раставляя пропущенные буквы, запишут в тетради номера словосочетаний с НИ или НЕ

 

Словесная оценка учителя. Взаимооценивание

 

Слайд №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Русский язык» учебник (проект), І-часть,. стр.192 , текст .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение worwall  по ссылке: https://wordwall.net/ru/resource/31497067

 

Рефлексия Беседа. Рефлексия. «Волшебные баночки»

 

 (зелёный цвет – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного ).

Домашнее задание. 

Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.

 

   
 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *