«ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
Карагулова Гульжан Испангалиевна –
педагог-экперт
КГУ Специальный детский сад «Алма» для детей
с тяжёлыми нарушениями речи
г. Актобе
Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие
Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Наиболее часто встречающимся вариантом нарушения звукопроизношения на логопункте является такие нарушения как дислалия и дизартрия. Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать речь окружающих и свою собственную.
Формируя правильное произношение звуков, учитель-логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять ошибки. На индивидуальных занятиях учитель-логопед автоматизирует поставленный звук изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в текстах. Но самое важное в том, что ребёнок должен правильно произносить поставленный звук в свободной разговорной речи. Для этого на помощь к логопеду должны прийти родители и воспитатели. Родители закрепляют звук при помощи домашних заданий, исправляют речь детей, дают правильный образец речи, а воспитатели при помощи различных игр и упражнений.
Психологи утверждают: «Неподвижный ребенок не обучается», так как движения и речь тесно связаны на неврологическом уровне. Они два выхода одного и того же мыслительного процесса. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию.
Самыми привлекательными для детей являются игры, которые дают возможность подвигаться, попрыгать побегать, т. е. подвижные игры. Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Среди подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли ( «Кошки-мышки».), и бессюжетные ( «Палочка-выручалочка» и др.).
Сюжетные подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры, звукопроговаривание. Поэтому включение в сюжетные подвижные игры речитативов, песен, стихотворений, скороговорок, считалок, загадок, потешек, имитации звуков, характерных для насекомых, птиц, зверей и т.п., полезно для коррекции речи.
Также при помощи подвижных игр воспитатели могут решать разнообразные проблемы:
- — Активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке
- Обеспечить необходимую физическую нагрузку, развивать моторику
– Уделив особое внимание тексту, игровым словам и их проговариванию проводить лексическую работу.
Традиционные игровые тексты – одно из важных звеньев игры – уже сами по себе могут активизировать, успокаивать, «завораживать», т. е. оказывать психокоррекционное воздействие. Считалки, ролевые слова, как нельзя лучше отвечают потребностям детства. Все они имеют для ребенка большое значение и поддерживают настроение игры, радостное состояние.
Но самое главное в том, что сюжетные подвижные игры, в которых включены литературный текст, стишки, ролевые слова, считалки, скороговорки, потешки автоматизируют звук в свободной речи. Сами игры повторяются много раз. Неудивительно, что дети скоро запоминают текст стиха и часто произносят его вне игровых действий. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.
Таким образом, с помощью подвижных игр в непроизвольной форме воспитатели помогают детям в свободной разговорной речи закрепить и правильно произносить, поставленный учителем-логопедом звук. Такая взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя даёт более быстрый и высокий результат в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста в условиях логопункта