«ЭМОЦИОНАЛЬНО РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»

Ермагамбетова Динара Есенхановна –

воспитатель

КГУ Специальный детский сад «Алма» для детей

с тяжёлыми нарушениями речи

г. Актобе

Педагоги дошкольных организаций, в работе с детьми с речевыми нарушениями, часто сталкиваются с проблемами в межличностных взаимоотношениях между детьми, конфликтными ситуациями в группе, не понимании детей друг друга.

Для детей с ОНР характерны незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень умственной работоспособности, двигательная расторможенность, повышенная возбудимость, нарушение познавательной деятельности, незрелость мотивационной сферы. Речевые проблемы разной степени сложности в сочетании с отставанием в развитии психических процессов, координации и моторики приводят к тому, что у детей изменяется характер коммуникации, возникает задержка в эмоциональном и социальном развитии, что отрицательно сказывается на формировании личности в целом. Л.С. Выготский, подчеркивал связь психического развития с воздействием окружающей среды.

Развитие эмоций и речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Появление у ребенка новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. Освоение детьми словаря эмоциональной лексики осуществляется в неразрывном единстве с развитием представлений об эмоциях и эмоциональной экспрессии. Эмоциональное развитие ребенка происходит постепен­но, в процессе общения с окружающими людьми, раз­личных видов деятельности, прежде всего, игры.  Эмоциональную жизнь старшего дошкольника с ОНР формиру­ют взаимоотношения с педагогами, отно­шения в семье с родителями, отноше­ния с детьми и положение в коллективе. Эмоции являются толчком к достижению целей. Они способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них человек открыт для общения с другими. Отрицательные эмоции препятствуют нормальному общению. Они способствуют развитию болезней, воздействуя на мозг, а те в свою очередь на нервную систему.      Эмоции связаны с познавательными процессами. Эмоциональное состояние, настроение оказывают существенное влияние на то, как он воспринимает окружающий мир, ситуацию. Говоря о многих детях дошкольного возраста с ОНР, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперреактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность.

Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка с ОНР связаны также и с нарушениями центральной нервной системы. При этом нарушения речевого развития приводят к расстройствам коммуникативной сферы, что выводит ребенка из детского коллектива. С возрастом эта ситуация все больше травмирует его психику.

Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной психолого- педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам.

Для ребенка, время, проведённое в дошкольном учреждении, является самым эмоционально насыщенным и значимым, что реализует их возможности для непосредственного и положительного общения с педагогами, также для эмоционального взаимодействия со сверстниками в процессе любимых игр и занятий.

Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития у ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития и зависит от совместных усилий сотрудников дошкольного образовательного учреждения и семьи.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с ОНР. М., 2005.
  1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / Сост. Кондратенко И.Ю. М.: Айрис Пресс, 1998.

Bilimger.kz Республикалық білім порталы

Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.

Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *