авторская программа “Эссе как вид речевой деятельности”
Составитель: Омарова Р.С.- учитель русского языка и литературы школы- гимназии №13 «ЭКОС» города Кокшетау
Авторская программа факультатива «Эссе как вид речевой деятельности»
Из опыта работы учителя русского языка и литературы ШГ №13 «ЭКОС»
Авторская программа составлена на основе рекомендаций по подготовке учащихся к итоговой аттестации, олимпиаде, по подготовке к суммативному оцениванию за раздел , за четверть для 9-х и 11 классов.
Сборник состоит из программы факультатива, содержания, общей характеристики факультативного курса, календарно-тематического планирования, разработок факультативных занятий, содержащие образцы эссе и видеороликов по презентации эссе учащихся, используемые в практической деятельности педагога.
Использование методических рекомендаций предлагаемого пособия в учебной деятельности будет способствовать как развитию творческого мышления, так и развитию письменной и устной речи учащихся в целом.
Сборник предназначен учителям русского языка и литературы, родителям учащихся среднего и старшего классов общеобразовательных школ.
Материал сборника рассмотрен экспертным Советом ШГ№13 «ЭКОС» и рекомендован к публикации.
Протокол № 1 от _________2022г. Омарова Р.С.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
«ЭССЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
30.03.2022г
020000, Казахстан, г. Кокшетау, ул. Ж. Саина 26а, ШГ №13 «ЭКОС»
Тел/факс 8 (7162)770726, e-mail: ekos13@mail.ru
Содержание
1. Общая характеристика факультативного курса
«Эссе как вид речевой деятельности»
2.Введение
2.Пояснительная записка
3. Содержание программы
4.Учебно-тематическое планирование.
5.Разработки уроков к авторской программе факультатива
«Эссе как вид речевой деятельности »
6. Возможность внедрения
7. Список использованной литературы
Общая характеристика авторской программы
«Эссе как вид речевой деятельности»
Всем известно, что проблема развития письменной речи учеников, работа над эссе имеет важное значение для преподавания русского языка и литературы в школах. Эссе – это жанр, который нацелен на раскрытие индивидуального «я», на изучение самопознания себя. При работе над эссе , все мы знаем, используется конкретный жизненный и читательский опыт учащихся, сфера его интересов раскрывается, развивается мышление ассоциативное, а также умение подбирать аналогии; умение находить параллели- необходимо для построения собственного речевого высказывания в этом виде жанра. Таким образом, совершенствуется коммуникативная и речевая культура обучающихся . Эссе все больше входит в школьную практику как один из видов речевой деятельности, потому что является одним из главных экзаменов итоговой аттестации в 9 и 11 классе, присутствует вид речевой деятельности Письмо- эссе на олимпиадах, предлагается в заданиях суммативных оцениваний за раздел и четверть. Этот жанр популярно используется в электронных средствах информации, открывает новые технологические возможности для самостоятельной творческой работы учащихся.
Основная цель программы: помогает учить оценивать, анализировать эссе по избранной теме, помогает формировать литературные взгляды и вкусы. Программа приобщает учащихся к литературному анализу, позволяет выразить свою личность , свой взгляд на мир, развивает коммуникативную и речевую культуру старшеклассников.
В процессе работы над эссе решаются учебные задачи: личностные качества старшеклассников актуализируются-это помогает раскрытию творческих способностей; проходит знакомство с комплексом родственных жанров: очерком, словом, письмом, беседой, стихотворениями в прозе; развивается ассоциативное мышление старшеклассников; формируется умение коммуникативно создавать индивидуальные речевые произведения, при этом используются возможности разных типов и стилей речи; способствует формированию представлений школьников о разнообразных способах восприятия действительности;
Место курса в Учебном плане ШГ №13 “ЭКОС” г.Кокшетау предназначен для учащихся 9-11 классов. На изучение курса отведено 34часа (1 час в неделю).
Результатом изучением курса должно стать умение правильно писать эссе ; получить глубокие знания по русскому языку и литературе; способствовать самостоятельному, активному, творческому мышлению у учащихся.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
-основные признаки жанра, особенности тематики и композиции;
-структуру эссе-рассуждения
-знать приемы редактирования текста и т д.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
-объяснять основные жанрообразующие признаки и эссе-рассуждения;
-знакомиться с жанром эссе , понимать его особенности и умение отличать от других жанров (на конкретных примерах);
-давать анализ творческим работам, отражать авторскую позицию исходного текста, уметь выражать собственное мнение, аргументировать, при этом опираясь на жизненный , читательский опыт;
– сочинять собственные творческие работы в жанре эссе, использовать теоретические знания и умения на практике.
Цели обучения реализуются в ходе творческой деятельности каждого ученика в колоборативной среде с учителем и другими учащимися. Авторская программа строится на основе теоретической и практической формы работы.
Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
– усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения под руководством учителя;
-самостоятельная работа;
-работа в группах, парах;
-индивидуальная работа.
Четкая организация занятий создает благоприятные эмоционально-деловые отношения, предусматривает организацию самостоятельной творческой деятельности учащихся, которая направлена на развитие самостоятельности.
Межпредметная связь интегрируется с литературой, так как работа со словом ведется на конкретных примерах художественных текстов русских и зарубежных публицистов.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 и 11 класса:
-знать понятие эссе, знатьосновные признаки, его формы и разновидности;
-определять основную идею эссе;
– давать анализ предложенным примерам по вопросам и заданиям;
-уметь находить средства художественной выразительности, которые используются автором;
– уметь видеть эстетику функции языка;
– научиться рецензировать и анализировать эссе;
– заниматься творчеством одной из жанровых форм- это письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, художественной зарисовки, этюда, эссе;
-уметь объяснять главные жанрообразующие признаки эссе;
-понимать , узнавать эссе, видеть особенности эссе, уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);
-давать анализ творческим образцам произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;
– создавать индивидуальные творческие работы в жанре эссе.
Введение
Эссе— это рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, жанр критики и публицистики, которая свободно трактует какую-либо проблему. Эссе выражает собственные впечатления и мысли по конкретному поводу или вопросу . Предварительно не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку проблемы предмета. Безусловно, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо, может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе – самостоятельная письменная работа по теме, предложенная учителем. Таким образом, цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельной творческой работы и письменного изложения авторской позиции по проблеме темы. Писать эссе полезно,так как это позволяет автору чётко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию последовательно , использовать основные моменты при анализе , уметь выделять причинно-следственные связи, давать иллюстрацию понятиям соответствующими примерами, обосновывать свои выводы; владеть публицистическим стилем речи. Эссе состоит из чёткого изложения сути поставленной проблемы, умение делать выводы, обобщать авторскую позицию по поставленной проблеме.
Пояснительная записка
Обоснование необходимости данной авторской программы
Современная школа ставит перед собой одну из важнейших задач-это формирование культуры речи, являющейся показателем коммуникативной культуры личности. Развитие личности обязательно должно уметь выражать свои мысли и чувства, как устно, так и письменно. Образованному человеку необходимо уметь свободно и грамотно писать, так свободно и грамотно говорить. Особенностью коммуникативной культуры личности является умение находить речевой жанр , также соответствующие ему языковые средства, писать тексты с учетом компонентов речевой ситуации, грамотно построенных лексически высказываний.
Самое главный акцент строится на развитие ребенка, тогда как ранее основной акцент строился на усвоение знаний, умений и навыков. Естественно, актуально нужно проводить планомерную, систематическую и внеурочную работу по русскому языку и литературе. Сегодня перед учеником стоят новые цели: свободно владеть языком, уметь общаться с разными людьми в различных ситуациях, не бояться при этом испытывать чувство комфорта, быть уверенным в себе. Имеется необходимость пробуждать у ребёнка активный интерес к вопросу изучения русского языка и литературы, это помогает пробуждать любовь к слову. Развитие устной и письменной речи школьников является одним из основных направлений работы в среднем и старшем звене. Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы должно пробуждать у учеников стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Развитие речи – процесс сложный,познавательный. Процесс невозможен без эмоций, без увлеченности. Обучаться эссе является особенным аспектом работы по развитию связной речи. Таким правилам написания связного текста надо учить систематически. Многоообразные творческие работы помогают способствовать развитию воображения, мышления; развивается у учащихся наблюдательность; открывают прекрасный мир слова любить и чувствовать для детей.
Данная программа ставит основной целью обеспечить речевое развитие школьников разработан курс факультативных занятий «Эссе как вид речевой деятельности».
Курс составлен с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературы приемов по развитию устной и письменной речи учащихся.
Содержание программы
Программа «Эссе как вид речевой деятельности» включает практические занятия с элементами игр , дидактических , раздаточных материалов, комплексный анализ текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разными видами текстами; редактирование текста; работа с текстами всех типов и стилей.
Учебно-тематическое планирование
№ Наименования
темы занятия Активные методы
обучения Целеполагание Основные понятия
(на урок или на тему, раздел)
1-2 Текст. Строение текста: признаки текста, средства связи, типы речи.
практикум использовать знания о тексте, его строении, типах речи: прогнозировать анализ текста, совершенствовать речевую деятельность учащихся, формировать интерес к лингвистике, развивать творческое мышление Текст, тема, основная мысль, признаки текста, средства грамматической связи
3-5 Работа с текстом.
Текст «Куцый» практикум Понимать признаки текста, его функционально-смысловые типы. Умение определять тему, основную мысль текста, структуру и языковые особенности текста. Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся Текст состоит
из предложений,
связанных по смыслу
Высказывание цельность
связность
Детские воспоминания
первые впечатления
6-7 Текст. Виды текста. Описание.
практикум обучить понятию о тексте, об участниках общения, которые принимают участие в создании монологов, диалогов, о правильных способах оформления текста как синтаксического единства, развивать логическое мышление
Текст-описание
Монолог
диалог
8-9 Текст. Виды текста. Текст-повествование практикум формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека,познакомить с особенностями текста-повествования , формировать
умение распознавать текст- описание, повествование, рассуждение;
учить выражать собственное мнение, обосновывать его; способствовать использованию в монологическом высказывании разные типы речи
Текст-повествование
10-11 Текст. Виды текста. Текст-рассуждение
практикум научить давать понятие о рассуждении как о типе речи, познакомить со структурой рассуждения; учиться находить структурные элементы рассуждения в тексте; использует структуру рассуждения при создании своего текста; обучаться созданию высказывания-рассуждения самостоятельного характера; воспитывать уважение к труду и трудолюбие, пробуждать чувство сострадания
Текст-рассуждение
12-14 Стили речи практикум уметь давать представление о понятиях текст и стили речи, пополнять словарный запас, повторить все изученные материалы по предметам в изучении темы, отработка теории на практике , уметь определять тип, стиль речи, обозначать тему, идею текста, закреплять основные знания, умения и навыки учащихся, которые были получены ими в процессе изучения данной темы, формирование чтения и понимания текста, определение авторского замысла Эпистолярный жанр
Виды письма
15-17 Письмо как речевой жанр практикум обратить внимание учащихся на ценность языка, возрождение традиций эпистолярного жанра,расширить представления учащихся о роли и значении письма в жизни человека; знакомить ребят с особенностями письма как эпистолярного жанра, которые имеют свою структуру и стилистические особенности на примерах эпистолярного наследия писателей-классиков;
учить соотносить жанр письма со стилями художественной литературы и типами речи; познакомить учащихся с правилами и вежливыми формами переписки; научить грамотно и правильно оформлять письма, способствовать формированию информационной культуры школьников; развивать интерес к эпистолярному жанру, творческие способности, устную и письменную речь учащихся Научный стиль
Художественный стиль
Публицистический стиль
Официально-деловой стиль
Разговорный стиль
18-19 Учимся писать эссе. Понятие эссе. практикум научить учащихся к написанию эссе, развивать умения комментировать проблему темы эссе, уметь писать эссе по критериям итоговой аттестации для учащихся 9 и 11 классов, определять авторскую позицию; учить приемам аргументации собственного мнения. научить учащихся к написанию эссе, развивать умения комментировать проблему темы эссе, уметь писать эссе по критериям итоговой аттестации для учащихся 9 и 11 классов, определять авторскую позицию; учить приемам аргументации собственного мнения Критерии ИА
учащихся 9 класса
Критерии ИА для
учащихся
11 классов
20-22 Эссе.
Структура эссе. практикум потренировать у учащихся развитие языковой лексической культуры, демонстрировать умение связно излагать свои мысли в письменной форме, подготовить учащихся к итоговой аттестации-работать над эссе, узнавать структуру эссе-рассуждения, особенности тематики и композиции Тезис
Аргументы
заключение
23-25 Эссе. Аргументация – важнейшая составляющая эссе-рассуждения. практикум использовать умения и навыки знаний при аргументации при подготовки к написанию текста эссе-рассуждения по теме, организовать умения собирать и систематизировать материал; коммуникативные навыки общения в малых группах
Аргументы
довод
26-28 Что такое комплексный
Анализ текста. практикум извлекать знания учащихся по теме; подготовка старшеклассников к комплексному анализу текста и написанию эссе – рассуждения в форме рецензии, отзыва, обучить интерпретации написания эссе, структурированию эссе-вступление и заключение Синонимы, антонимы,
метафорические эпитеты,
фразеологизмы
29-31 Жанровое своеобразие эссе. практикум формировать отношение учащихся к широкому приобретению знаний о жанровом своеобразии эссе;
активно развивать навык написания эссе-рассуждения, при этом опираться на собственные мысли, впечатления и ассоциации; развивать образное мышление и креативное воображение обучающихся Жанр
Композиция
Структура
Тезис
аргументы
32-34 Урок-обобщение.
Обучение написанию эссе-рассуждению
9 класс
(подготовка к ИА)
практикум обучить языковой компетенции учащихся с использованием ИКТ. Повторить знания и навыки учеников по написанию эссе. Выработать поэтапно алгоритм написания эссе. Научить учащихся находить знания об особенностях публицистического стиля Языковая компетенция
Коммуникативная компетенция