авторская работа
КГУ «Общеобразовательная школа им. К. Ускенбаева
с. Кийма Жаксынского Отдела Образования Жаксынского района
Управления Образования Акмолинской области»
Авторская программа
«Самостоятельные работы по математике в игровой форме»
Автор программы: Дорофеева Наталья Васильевна
учитель начальных классов
2021-2022 учебный год
Составители:
Реквизиты:
Данная программа призвана в помощь учителям начальных классов в организации самостоятельной работы учащихся в 4 классе на уроке.
Материал расположен в соответствии с логикой изложения курса в учебнике «Математика.4 класс», авторов А.Б. Акпаева, Л.А. Лебедева, М.Ж. Мынжасарова, Т.В. Лихобабенко. Издательство « Алматыкітап Баспасы, 2019 г.
Задания подобраны по теме, представленной в учебнике. В конспектах представлены нестандартные упражнения, тренировочные задания, вызывающие интерес у учащихся и способствующие развитию наблюдательности, воображения, памяти и логического мышления.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………4-6
Учебно- тематический план программы…………………………………..7
Приложение 1
Конспекты занятий по курсу « Самостоятельные работы по математике в игровой форме»……………………………………………………………8-30
Список используемой литературы…………………………………………..31
Пояснительная записка
Актуальность программы
Содержание образования ориентировано на достижение каждым обучающимся результатов образования, определяемых стандартом, в виде ключевых компетентностей: разрешение проблем, информационной, коммуникативной. Программа данного курса предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов алгоритмической и логической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
Разработанное мною методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы учащихся при изучении материала, а также закрепления и проверки полученных знаний по курсу. Перед каждым учителем начальной школы стоит важная задача: не только приобщить детей к азам науки, но и привить интерес к учебным предметам, развивать познавательные способности младших школьников. Успешное достижения этой цели будет возможным, благодаря сформированной у учащихся мотивации к учебно- познавательской деятельности. Поэтому, я подбираю такие формы и методы работы, которые вызвали бы у учащихся потребность и желание учиться. Одним из таких средств является создание и применение флипчартов , с использованием игрового материала, которые помогают включить младших школьников в активную деятельность на уроках математики, усиливают мотивацию учения,развивают самостоятельность на уроке.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у детей умение самостоятельно работать, думать, решать логические и творческие задачки, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Для выполнения задач стоящих перед нами, достижения намеченных целей необходимо помнить слова Н.А. Назарбаева
«Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, а спрашивайте, что вы можете сделать сегодня для страны».
Это актуально, потому что сегодняшние ученики -это будущие строители мощного индустриального государства.
В данном пособии собраны задания, дидактические игры и упражнения, способствующие более осознанному и глубокому усвоению программного математического материала и развитию у младших школьников мышления,памяти. Пособие даёт возможность расширить и углубить у учащихся умение наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, систематизировать, и устанавливать необходимые и достаточные условия. Выполнение данных заданий при прохождении курса будет способствовать формированию у школьников, как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в нынешнее время.
Цель: формирование у учащихся интереса к математике посредством игрового и занимательного материала.
Задачи:
-учить владеть основами логического мышления, пространственного воображения ;самостоятельно мыслить и творчески работать.
– развивать необходимые вычислительные навыки, логическое мышление , воображение зрительную память, умение ориентироваться в пространстве;
-развитие интереса к математике как учебному процессу.
Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся
– усвоить основные базовые знания по математике за курс 4 класса
-способствовать повышению качества знаний по предмету; успешному выступлению на конкурсах и олимпиадах.
Практическая значимость моей работы состоит в разработке серии уроков математики с использованием интерактивной доски, в создании флипчартов к урокам.
Вывод:
Для того, чтобы сделать свой урок доступным ,интересным , эффективным, я стараюсь применять новые технологии, а также использую игровую технологию, так как увлеченные игрой ученики быстрее и легче усваивают программный материал. Ребята с интересом выполняют задания, приобретают новые знания, умения, навыки. Наблюдая за детьми, проводя диагностику, я убедилась, что такая форма работы на уроке развивает у учащихся самостоятельность, повышает мотивацию к учебе. Ребята учатся самостоятельно рассуждать, делать свои выводы.
При выполнении самостоятельной работы, ученик на мониторе может свободно перемещать обьекты, совершать с ними разные действия, группировать их, выделять разным цветом. Задания , созданные во флипчарте имеют большую привлекательность, появляются новые возможности для творчества. Материал становится доступным, понятным, интересным. У детей наблюдается повышенный интерес и стремление к работе.
Анализируя результаты диагностики « Любимый предмет »я могу сказать, что идет положительная динамика.
При первом опросе, вначале учебного года 10 учеников назвали любимый предмет- математику, нейтральное отношение к предмету у 8 учеников, и 4 ученика отнесли математику к категории –не любимый предмет.
При повторном анкетировании 18 учеников назвали математику как любимый предмет, нейтральное -3, не любимый предмет-0
Исходя из данных, можно сделать следующий вывод: количество учеников, которым нравится предмет математика увеличилось . Количество учащихся с высоким уровнем учебной мотивации увеличилось, а со средним уровнем уменьшилось. Применение современных игровых технологий на уроках, в частности флипчарты, активизируют работу учащихся на уроке и повышают интерес к предмету, а также усиливается познавательная деятельность, что влияет на повышение качества по предмету у учащихся.
В дальнейшем планирую разработать комплекс уроков с электронным приложением (флипчартами) по математики для учащихся 4 классов
Учебно- тематический план программы
1ч в неделю, 34 ч
№ | Темы | Количество часов | даты | |
Раздел 1
Арифметические действия с многозначными числами |
||||
1 | Нумерация многозначных чисел и действия с ними | 1 | ||
2 | Приёмы вычислений с многозначными числами | 1 | ||
3 | Приёмы вычислений с многозначными числами | 1 | ||
4 | Письменное сложение и вычитание многозначных чисел | 1 | ||
5 | Приёмы вычислений с многозначными числами | 1 | ||
6-7 | Умножение и деление многозначных чисел | 2 | ||
8 | Математические фокусы. Практическая работа. Игра «Задумай число» | 1 | ||
9 | Решай, отгадывай, считай. Составление арифметических лабиринтов. | 1 | ||
10-11 | Составление кроссвордов. Практическая работа | 2 | ||
Раздел 2 Геометрические фигуры | ||||
12 | Пространственные геометрические фигуры. Измерение объёма. | 1 | ||
13 | Круги Эйлера. | 1 | ||
14 | Площадь комбинированных задач | 1 | ||
15 | Решение задач на зависимость между величинами. Круговая диаграмма | 1 | ||
16-17 | Практическая работа «Составь маршрут». Составление карты путешествия. | 2 | ||
Раздел 3. Решение задач | ||||
18 | Задачи на движение | 1 | ||
19 | Комбинаторские задачи | 1 | ||
20 | Решение задач на движение | 1 | ||
21-22 | Решение логических задач | 2 | ||
23 | Интеллектуальная разминка.
Работа на планшетах. |
1 | ||
24-25 | Практическая работа. Блиц-турнир по составлению и решению задач. | 2 | ||
Раздел 4. Дроби. | ||||
26 | Дроби. | 1 | ||
27-28 | Дроби. Сравнение дробей. | 2 | ||
29-30 | Математика и экология | 2 | ||
31-32 | Практическая работа
Математическая шкатулка . Составление сборника числового материала, взятого из жизни (детские журналы, газеты) для составления задач. |
2 | ||
33-34 | Творческий проект «Математика вокруг нас». Презентация | 2 |