Гражданско-патриотическое воспитание школьников на основе традиционных ценностей казахской культуры
Аймаганбетова Маржан Толепбергеновна
На протяжении всего развития человечества фундаментом жизни любого общества является родина, родной край, семья, традиции, культура и достояние своего народа. Одним из ключевых факторов дальнейшего становления и процветания современного государства, основой его социального прогресса является формирование патриотизма и ценностного отношения к своей Отчизне и своему народу.
Для многонационального народа Казахстана чувство гражданственности и патриотизма имеет непосредственное влияние не только на гражданское согласие, но и на укрепление материальной основы государства. Патриотический дух-это единственная сила, которая позволяет Казахстану войти в лидеры мировых цивилизаций и занять достойное место в мировом сообществе.
В настоящее время в постановлениях правительства, научно-исследовательских работах и на страницах ежедневных изданий подчеркивается, что в сохранении мира и суверенитета Республики уделяется большое внимание патриотическому воспитанию молодежи через казахстанский патриотизм.
В философском плане патриотизм – это нравственный и политический принцип, чувство, содержание которого – любовь к Родине, преданность ей, гордость за ее прошлое и настоящее, стремление отстаивать интересы Родины.
Существуют разные подходы к понятию национального патриотизма. Национальный патриотизм пытаются воспринимать как обособленное понятие. Там, где есть нация, есть и национальный патриотизм. Понятие ценности является одним из основных явлений в философии, обществознании и педагогике. Так, в философии ценность используется для объяснения социальных особенностей объектов окружающего мира, их правильного или неправильного значения для человека и общества, общественной жизни и явлений в природе (благо, добро и зло, красочность).
Большой вклад в проблему воспитания подрастающего поколения внесли В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, Н.М. Карамзин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Они уделяли внимание тому, как нужно воспитывать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства.
В разработку теории и практики патриотического народного воспитания значительный вклад внесли П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.П. Шацкий и др. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.