Активизация познавательно- мыслительной деятельности в профессионально-техническом образовании

Аңдатпа

Бұл мақалада кәсіптік-техникалық білім беруде білім алушылардың танымдық қызметін жандандыру мәселесі ұсынылған.

Жарияланымның мақсаты-әдістемелерді, технологияларды ашу, соның нәтижесінде оқуға деген ынтаны арттыру және ақыл-ой белсенділігі бойынша ынталандыру.

Негізгі сипаттамалар қарастырылады: танымдық іс-әрекет, рефлексия, ынталандыру, заманауи педогагикалық әдістер және т. б.

Білім беру сапасын арттыруға және кәсіптік-техникалық білім беру студенттерінің ойлау – танымдық қызметін жандандыруға ықпал ететін интеграцияланған бағыттар мен технологиялар көрсетілген. Қорытындылай келе, оқу процесін жаңғырту арқылы осы проблеманы шешудің оң динамикасы байқалады.

 

 

Аnnotation

This article presents the problem of enhancing the cognitive activity of students in vocational education. The purpose of the publication is to reveal techniques, a way to stimulate the stimulation of the activity of mental activity. The key characteristics are considered: cognitive activity, reflection, motivation, modern pedagogical techniques, etc. The integrated directions and technologies, the way of improving the quality of education and enhancing the activity of mentally and knowing students of vocational education are indicated. In the conclusion, a positive dynamics is noted in solving this problem through the modernization of the educational process.

 

 

Аннотация

В данной статье представлена проблема активизации познавательной деятельности обучающихся в профессионально-техническом образовании.

Цель публикации – раскрыть методики, технологии, в результате которых повышается мотивация к учению и стимулированние по активности мыслительной деятельности.

Рассмотрены ключевые характеристики: познавательная деятельность, рефлексия, мотивация, современные педогагические методики др.

Указаны интегрированные направления и технологии, способствующие повышению качества образования  и активизации мыслительно-познавательной деятельности студентов профессионально – технического образования. В заключении отмечается  положительная динамика по решению данной проблемы через модернизацию учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

Активизация познавательно- мыслительной деятельности в профессионально-техническом образовании

 

Гуманитарно-технической колледж, Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск

Преподаватель русского языка и литературы: И. Дубинец

 

В системе профессионально-технического образования создаются условия по формированию компетенций   как совокупность знаний, умений навыков и опыта, предполагает создание   педагогических условий, где студент может проявить себя как активно познающая личность .

Ведь, как известно, обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями и навыками; развитию творческих способностей и нравственно- этических взглядов. Говоря, о активизации мыслительной деятельности студента, нельзя не остановиться на познавательной деятельности(1).Существуют две формы познания:  чувственное и рациональное.

Чувственное познание осуществляется через ощущения, восприятия и представления. Главную роль здесь играют органы чувств.

Рациональное познание основывается на понятиях, суждениях и умозаключениях. Результатом процесса рационального познания мира является продукт: научные теории, доказанные знания. С точки зрения Фадиной Г.В.: «познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь». (2) В системе профессионально-технического образования познавательная детельность – это единство  чуственного восприятия, теоритеческого мышления и практической деятельности. Оно осуществляется в различных сферах общественных отношений и, в особенности, у  студентов, в учебно-познавательной деятельности.

Я, как преподаватель  русского языка и литературы, считаю, что развитие творческой активности  играет огромную роль и выступает как научнообоснованная цель по активизации студентов, стоящая перед педагогом.  Положительный результат активности заключается в эмоциях, связанных с познавательными процессами, такими как любознательность, пытливость,усидчивость, внимательность.

Проблема активизаци  учебно-образовательной деятельности студента является одной из актуальных проблем в современной педагогической деятельности. Таким образом, разработаны следующие оптимальные технологии :

  • содержание предмета должно быть основой, как мыслительных так и практических действий студентов;
  • формы должны быть направлены на формирование активности студентов по получению знаний и саморазвитию личности;
  • выбор методик по активизации и по саморазвитию личности должен осуществяться с конкретно выбранной целью в процессе познания и воспитания.

Познавательная деятельность осуществляется, на каждом шагу, в процессе всей жизни человеком ( общение, общественно-полезный труд, творческая деятельность и предметно-практическая деятельность и др.). Возьмем  научные исследования В.С. Мухиной, которая акцентирует внимание на следующем: «Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний» (3). Вывод: ребенок ориентирует себя на самореализацию и самоизменение. Рефлексия –  это главный процесс познавательной деятельности. Согласно концепции Лейбница, рефлексия упоминается в качестве свойства способности человека к апперцепции (связанность мышления человека с прошлым опытом и его индивидуальными особенностями)(4). Активность личности в обучении требует переосмысления главных принципов обучения( содержание, форма, методы ) и создание таких педогагических условий, где студенты самостоятельно оценивают свои результаты, свое состояние, свои эмоции и свою деятельность.

В активности учебно-познавательно деятельности огромную роль играет наличие мотивации. Степень развития мотивации  к учению и логика процесса обучения обуславливают следующие уровни активности личности в нем:

  • активность воспроизведения, которая характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения;
  • активность воспроизведения, которая связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний;

 

  • творческая активность предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, интенсивному проявлению познавательных интересов.

А. В. Хуторской выделяет три группы форм организации обучения: индивидуальные, коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия:

  • к индивидуальным занятиям относятся: тьюторство, менторство, семейное обучение, самообучение.
  • коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры.
  • индивидуально-коллективные занятия – это творческие недели, научные декады, проекты.

Используя данные формы в учебно-воспитательном процессе, активность студентов,  бесспорно, будет возрастать, только  при обратной связи

( преподаватель-студент),  при которой преподаватель обязан управлять этим процессом, а студент овладевать знаниями. Ведь обучение – это процесс, направленный  на достижение единой образовательной цели, при котором преподаватель должен побуждать к действию(5).

Отрадно, что система профессионального образования проходит этапы модернизации, ознаменовавшиеся введением обновленного содержания обучения, дуальной методики, модульно-компетентностного подхода и  критериального оценивания знаний студентов. Вышеперечисленные методики помогают активизировать познавательные процессы студентов, сформировать коммуникативную компетенцию, усиливают профессиональную мотивацию и способствуют повышению эффективности учебно-познавательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Wikipedia®, https://ru.wikipedia.org/
  2. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. -Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.

3.    Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. – 608 с.

4.https://mipt.ru/education/chair/philosophy/textbooks/uchebnikonline/1_1_racionalizm_empirizm.php

  1.  Студенческая библиотека онлайн (inf{aт}studbooks.net)

© 2013 – 2020

https://studbooks.net/1868313/pedagogika/klassifikatsiya_vidov_form_metodov_obucheniya

 

 

 

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *