Начало Отечественной войны против джунгарской агрессии. Исследовательский вопрос: Почему “Елимай” стала всенародной песней

  Алматы қаласы, Алмалы ауданы «№34 гимназия» КММ тарих пәнінің мұғалімі

Нурсеитова Әзиза Болатқызы

Раздел Казахско-Джунгарские войны
ФИО педагога Нурсеитова А.Б
Дата  
Класс  Количество присутствующих: отсутствующих:
Тема урока Начало Отечественной войны против джунгарской агрессии. Исследовательский вопрос: Почему “Елимай” стала всенародной песней
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 7.1.1.1 объяснять демографические изменения и миграционные процессы  в период джунгарских нашествий

7.2.2.1 оценивать ценность народного фольклора и музыкальных произведений, как исторических источников

 

Цель урока – Понять демографические изменения и миграционные процессы в период джунгарских нашествий

– Определить ценность народного фольклора и музыкальных произведений, как исторических источников

Ход  урока
Этапы урока / Время Действие педагога Действие ученика Оценивание Ресурсы
Начало урока. 8 минут Просмотр видеофрагмента «Елим ай»

Совместное определение темы урока

Учащиеся принимают участие в обсуждении просмотренного видео. Определяют тему урока, ответив на вопросы:

•     Что вы увидели?

•     Какие вопросы у вас появились?

·    Какое отношение имеет это слово (джунгары) к теме?

Смотрит видео. Отвечает на вопросы учителя. Определяет тему и цели урока. ФО – комментарий учителя https://www.youtube.com/results?search_query=%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BC+%D0%B0%D0%B9
Середина урока (32 минуты)

7 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 минут

Актуализация знаний.

Для проверки изученного на прошлых уроках материала учитель предлагает ученикам в парах составить хронологическую последовательность основных событий Джунгарской войны, на которой ученики отметят пять основных дат казахско-джунгарских войн в XVII-XVIII вв.

На раздаточном материале ученики в парах отмечают дату и событие, которое произошло.

После выполнения задания ученики обменивают карточками для взаимопроверки.

ФО – взаимооценивание. Приложение 1. Раздаточный материал 1.
Изучение нового материала.

Приём «Корзина идей»

Используя текст учебника, информацию из интернета, собственные знания, учитель предлагает ученикам на стикерах написать все возможные названия произведений казахского фольклора, в которых отражены войны казахов с разными народами.

Каждый ученик, приклеивая стикер с названием, должен обосновать, какая именно война отражена в данном произведении.

Совместно с учителем, ученики «отсеивают» неверные варианты, оставляя в «корзине» только произведения относящиеся к казахско-джунгарской войне. После этого необходимо ответить на вопросы:

1.     Как именно отражается казахско-джунгарская война в казахском фольклоре?

2.     Какова ценность народного фольклора и музыкальных произведений, как исторических источников?

Ученик пишет на стикере произведение о войне, которое он знает. Приклеивает к «Корзине идей».

Совместно с учителем, ученики «отсеивают» неверные варианты, оставляя в «корзине» только произведения относящиеся к казахско-джунгарской войне.

Отвечает на вопросы

ФО – комментарий учителя Приложение 2. Ватман с изображением «Корзины», стикеры
ФГ. В парах, изучив раздаточный материал (текст), ученики на карте отмечают маршруты движения джунгарских войск и казахских ополченцев:

1.     Маршруты движения джунгарских войск и казахских ополченцев.

2.     Места основных сражений.

3.     Территории, которые были захвачены джунгарами.

4.     Города, которые были взяты джунгарами.

 

В парах отмечают на карте маршруты движения джунгарских войск и казахских ополченцев. Дифференцированное задание:

10-9 баллов – отмечает все 4 пункта на карте

8-7 баллов – отмечает на карте только маршруты движения джунгарских войск и казахских ополченцев + места основных сражений.

6-5 баллов – отмечает территории, которые были захвачены джунгарами и города, которые были взяты джунгарами.

4 балла – отмечает только маршруты движения джунгарских войск и казахских ополченцев

3 балла – отмечает территории, которые были захвачены джунгарами

2 балла – отмечает только города, захваченные джунгарами

1 балл – не выполняет задание.

 

Приложение 3. Раздаточный материал 2.

Цветные каранлаши.

Конец урока

5 минут

Рефлексия:

Сегодня я узнал(а)…..

Было трудно….

 Я понял(а) что…..

Я научился / научилась

Я  смог / смогла

Было интересно узнать что…

Меня удивило…

 

Учащиеся проводят рефлексию, оценивают качество работы, уровень усвоения (повторения), психологического комфорта, определяют совместные результаты работы    

 

 

Приложение 1.

Раздаточный материал 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.  https://fsd.videouroki.net/html/2017/02/20/v_58ab29b935141/99681835_1.png

 

 

 

 

Приложение 3. Раздаточный материал 2. https://static10.tgcnt.ru/posts/_0/9c/9cb0ae327ebfe896f910f7f6aa703ec6.jpg

 

В 1643 году армия под руководством Эрдэни-Батура, первого джунгарского хана, вторглась в Семиречье, захватив часть его территории. В том же году в ущелье реки Орбулак произошла знаменитая Орбулакская битва, в которой отряд из 600 казахских воинов во главе с Жангир-ханом в узком горном проходе некоторое время сдерживал 10-15 тысячное (по традиционной историографии 50-тысячное) войско джунгар, после чего джунгары, выйдя на равнину, вступили в сражение с 20-тысячным войском, приведённых на помощь эмиром Самарканда Ялангтуш Бахадуром из племени алшын; джунгарское войско в результате сражения было остановлено, Эрдэни-Батур повернул обратно в Джунгарию.

Жангир-хан боролся с джунгарами с переменным успехом и провёл три крупных сражения с джунгарскими войсками в 1635, 1643 и 1652 годах, но в последнем сражении погиб сам. Казахи потерпели поражение и были вынуждены покинуть предгорья Алатау, занятые джунгарскими кочевьями. В 1681—1684 годах в ходе очередного набега на Южный Казахстан был разрушен город Сайрам. Тем не менее, казахское ханство вплоть до смерти хана Тауке в 1718 году сдерживало натиск джунгарских завоевателей. Для организации отпора казахи вступали в союзные отношения с тяньшанскими киргизамикаракалпакаминогайцами искали поддержки у Русского государства.

При хане Галдане-Бошогту крупномасштабные военные действия возобновились. 1681 год — вторжение Галдан Бошогту-хана в Семиречье и Южный Казахстан. Казахский правитель Тауке-хан (правил в 1680—1718 годы) был разбит, а его сын попал в плен.

В 1683 году джунгарская армия под командованием племянника Галдан-Бошогту-хана Цэван-Рабдана дошла до Чача (Ташкента) и Сырдарьи, разбив два казахских войска.

В результате походов 1683—1684 годов произошёл военный захват джунгарами Сайрама, Ташкента, ШымкентаТараза.

В 1690 году началась полномасштабная война между Джунгарским ханством и Маньчжурской империей Цин.

В 1703 году джунгарский хан Цэван-Рабдан организовал массовое переселение своих поданных енисейских кыргызов, угнав их из Южной Сибири в Алатау. Кыргызские переселенцы на новой земле занимались в основном военной службой и охраной границ, и участвовали в различных походах джунгар против казахов.

Передовые отряды джунгарских войск доходили до реки Сарысу в Центральном Казахстане. Джунгарские вторжения встревожили казахов и побудили известных старшин, биев, народных батыров и наиболее дальновидных чингизидов приложить усилия к объединению военно-людского потенциала трёх жузов. Первый курултай (народное собрание кочевников) состоялось летом 1710 года в районе Каракумов. Курултай поставил создать общеказахское войско во главе с видным народным батыром — Богенбаем.

 

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *