«Как обучить русской речи детей, не владеющих языком?»
Учитель русского языка и литературы
Габдрашева Альфина Ахнафовна
Коммунальное государственное
учреждение «Средняя школа имени
Злихи Тамшыбай с пришкольным
мини-центром»
ТЕМА «Как обучить русской речи детей, не владеющих языком?»
Цели:
- Раскрыть особенности произведений, характер героев.
- Учить сопоставительному анализу, развивая устную речь, логическое и образное мышление.
- Обогатить словарный запас детей.
Задачи:
- Выявление закономерностей эффективного изучения русского языка школьниками и формирования их коммуникативных умений, обоснование принципов обучения русскому языку.
- Определение целей, задач, содержания и объема школьного курса русского языка, распределение его по этапам изучения и классам
- Разработка наиболее рациональных и эффективных методов и приемов обучения.
Как обучить ребенка, который плохо говорит по-русски? В школе, где я работаю ,как и по всей стране, обучаются дети братьев по крови, приехавших в Казахстан из стран ближнего и дальнего зарубежья. Как правило, эти дети плохо владеют русским языком и соответственно плохо понимают или почти не понимают речи учителя. Что делать в этой ситуации? Чему и как учить этих детей? Как им помочь быстро приспособиться к изучению русского языка? Первая задача учителя – предварительное изучение учащихся, которое следует проводить, как минимум, в двух направлениях:
- Изучение факторов, влияющих на уровень языковой подготовки ученика;
2.Определение исходного уровня владения русским языком.
(Диапазон факторов, влияющих на уровень владения русским языком детей-мигрантов, очень широк: особенности функционирования русского языка в регионе, конкретном населенном пункте, откуда прибыл ученик; наличие/отсутствие русской языковой среды; семейно-бытовые условия и язык в семье; средства массовой информации и т.д.)
В сознании таких учеников сосуществуют системы двух или трех языков. При этом закономерности русского языка они воспринимают через призму родного и переносят явлени я родного языка в русскую речь, что зачастую приводит к ошибкам.Для того чтобы помочь детям освоить речь их надо заинтересовать. Когда человеку непонятно, о чем говорит собеседник , ему становится скучно, он перестает слушать, отвлекается. Чтобы избежать такой ситуации на уроке я решила использовать метод импровизации и заинтересовать детей ролевыми играми . Инсценирование –это придание литературному произведению драматической формы,формы отражения жизни в непосредственном действии,как столкновение характеров (в поступках,в диалоге).Материалом для инсценирования служат сказки,рассказы,притчи,насыщенные действиями,диалогами.При этом дети заучивают диалоги,реплики. Это поможет детям не только выучить новые слова ,но и научиться использовать их в жизни. После чтения рассказа предлагаю детям разделиться на группы ,и каждой группе выбрать эпизод из рассказа, разделить между собой роли , войти в образ того или иного персонажа. И представить небольшой эпизод с диалогом, монологом .При этом дети запоминают как минимум 10 слов. И так при изучении новых произведений дети представляют небольшие сценки, делают импровизации. И им это нравится. Дети с каждым разом увереннее ,смелее используют русскую речь. Для того чтобы показать характер персонажа они вырабатывают интонацию, дикцию что имеет достаточно важное значение в изучении русского языка. Таким образом мы обогащаем словарный запас и учимся правильно говорить. И это очень радует