«Как обучить русской речи детей, не владеющих языком?»

Учитель русского языка и литературы

Габдрашева Альфина Ахнафовна

Коммунальное государственное

учреждение «Средняя школа имени

Злихи Тамшыбай с пришкольным

мини-центром»

 

     ТЕМА «Как обучить русской речи  детей, не владеющих языком?»

Цели:

  1. Раскрыть особенности произведений, характер героев.
  2. Учить сопоставительному анализу, развивая устную речь, логическое и образное мышление.
  3. Обогатить словарный запас детей.

Задачи:

  1. Выявление закономерностей эффективного изучения русского языка школьниками и формирования их коммуникативных умений, обоснование принципов обучения русскому языку.
  2. Определение целей, задач, содержания и объема школьного курса русского языка, распределение его по этапам изучения и классам
  3. Разработка наиболее рациональных и эффективных методов и приемов обучения.

Как обучить ребенка, который плохо говорит по-русски? В школе, где я работаю ,как и по всей стране, обучаются дети братьев по крови, приехавших в Казахстан из стран ближнего и дальнего зарубежья. Как правило, эти дети плохо владеют русским языком и соответственно плохо понимают  или  почти  не  понимают  речи  учителя. Что делать в этой  ситуации? Чему  и  как учить этих  детей? Как им помочь  быстро приспособиться  к изучению  русского  языка? Первая  задача  учителя – предварительное  изучение учащихся, которое  следует  проводить, как  минимум, в двух  направлениях:

  1. Изучение факторов, влияющих на  уровень  языковой  подготовки  ученика;

2.Определение  исходного  уровня  владения  русским  языком.
(Диапазон  факторов, влияющих  на уровень  владения  русским  языком  детей-мигрантов, очень  широк: особенности  функционирования  русского  языка  в регионе, конкретном  населенном  пункте, откуда  прибыл  ученик;  наличие/отсутствие  русской языковой  среды; семейно-бытовые  условия  и  язык  в семье; средства  массовой информации и т.д.)

В сознании  таких учеников  сосуществуют   системы  двух  или  трех   языков. При этом закономерности  русского языка  они воспринимают через призму родного  и переносят явлени я  родного  языка  в  русскую  речь, что  зачастую  приводит  к  ошибкам.Для  того чтобы  помочь  детям  освоить  речь  их  надо заинтересовать. Когда  человеку  непонятно, о  чем  говорит  собеседник , ему  становится  скучно, он  перестает  слушать, отвлекается. Чтобы  избежать  такой  ситуации на  уроке  я  решила использовать метод импровизации и заинтересовать детей ролевыми играми . Инсценирование –это придание литературному произведению драматической формы,формы отражения жизни в непосредственном действии,как столкновение характеров (в поступках,в диалоге).Материалом для инсценирования служат сказки,рассказы,притчи,насыщенные действиями,диалогами.При этом дети заучивают диалоги,реплики.  Это поможет детям не только выучить новые слова ,но и  научиться использовать их  в жизни. После  чтения  рассказа предлагаю детям разделиться на группы ,и каждой  группе выбрать  эпизод  из  рассказа,  разделить  между  собой  роли , войти  в  образ  того  или иного  персонажа. И  представить  небольшой  эпизод  с  диалогом, монологом .При  этом дети   запоминают  как  минимум  10 слов. И так при  изучении  новых произведений   дети представляют  небольшие  сценки, делают импровизации. И им это нравится. Дети с каждым  разом  увереннее ,смелее используют  русскую речь.  Для того чтобы показать характер персонажа они вырабатывают  интонацию, дикцию что имеет достаточно   важное  значение  в изучении русского языка. Таким  образом  мы обогащаем  словарный запас и учимся правильно говорить.  И  это  очень радует

 

Cізге ұнауы мүмкін...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *