“Обновленная программа образования – это реальность времени”
Доклад: «Обновленная программа образования – это реальность времени»
Бахитжанова Айгуль Бексултановна
Учитель русского языка и литературы
Подстепновской казахской СОШ
ЗКО
Теректинский район
п.Подстепное
«Учитесь так, словно вы постоянно
ощущаете нехватку своих знаний, и так,
словно вы постоянно боитесь
растерять свои знания»
Конфуций
Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. Внедрение современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит преподавателю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Новизна технологии заключаются в том, что инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
Применение современных технологий позволяет педагогам и детям принимать более активное участие в различных конкурсах районного, областного, республиканского уровней. Совершенствование процесса обучения в школьном образовании поможет сохранить культурное наследие наших предков и одновременно введёт детей в мир современной науки и техники, активизируя связь между прошлым, настоящим и будущим.
Современный ребенок, воспитываясь в веке стремительного роста техники, требует от нас, учителей, новых подходов и даже коренного изменения в системе обучения.
В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, которая и является целью образования. Поэтому педагогический процесс имеет ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику, который имеет свои способности. И педагогу нужно найти в каждом ученике его лучшие качества, учитывать особенности его личности, формировать у него положительную Я – концепцию, стимулировать «к учению с увлечением», повышать качество образования. Ни для кого не секрет, что все чаще и чаще в школу приходят дети с заниженным интересом к учению вообще и к русскому языку в особенности, дети не хотят учиться, мало читают, книгу им заменили компьютер и телевидение, а компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к языку.
В чём же причины этого нежелания?
Таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и огромный объём учебного материала, и отвлекающие факторы полнокровной детской жизни, и однообразие и монотонность учебного процесса. Очевидно, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить.
Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность?
Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности.
Отучившись на обновленных курсах и внедряя формы, приёмы и методы, подходы, на которых основаны идеи 7 модулей, изменили моё представление о процессе обучения, привели к тому, что я переосмыслила свою роль на уроке и роль ученика. Они помогли мне совершенно по – другому увидеть учебные ситуации, я узнала о новых методах преподавания и оценивания. Я почувствовала их новизну, логичность и необходимость внедрения в школьную практику
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
И сразу возникает несколько вопросов:
Как учить детей без принуждения?
Как помочь им раскрыть свои возможности?
Как сделать предмет интересным для всех?
Как дать стимул к обучению?
Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления и групповой работы.
Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия; сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания.
Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.
Одним из этих эффективных инструментов стала технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной педагогической технологии стройна и логична.
В этом неоспорима заслуга активных разработчиков технологии РКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл в том, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики. Они довели свою работу до уровня педагогической технологии. Выделили этапы, состоящие из трѐх стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии, методические приѐмы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
Вслед за американскими коллегами российские педагоги и исследователи С. И. Заир-Бек и И. В. Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в виде следующих этапов:
1) Вызов, 2) осмысление содержания; 3) рефлексия.
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. За время работы над данной проблемой : «Смарт технологии как средство внедрения обновленного содержания в практику школы» я не скажу, что использую все, но некоторые довольно успешно практикую.
Как гласит древняя китайская мудрость:
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».
Прием “Написание синквейна”
В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Приём «Верно – не верно»
1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению, оно не верно.
Приём «Кластер»
Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её.
(целесообразно использовать перед стадией осмысления)
Цель:
– установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.
Кластер
-(пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков.
Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям.
Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.
Приём «Взаимообучение»
В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя:
- Суммируют содержание абзаца;
- Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него;
- Разъясняют, что непонятно;
- Дают задания для чтения следующего абзаца.
(Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников)
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.
Список литературы:
1.Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.
2.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3.Загашев И.О., Заир – Бек С.И.. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс ―Дельта‖, 2003.
4.Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.
5.Козырь Е.А.. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ.
Русский язык‖, 2009, №7.
6.Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.