«НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО…»
Сменяя друг друга, идут поколения,
Но память людская не знает забвения.
И грозные строки взывают с гранита:
Никто не забыт, ничто не забыто!
Так и назовём нашу встречу: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Дней в календаре так много, но есть среди них особый – День и радости, и скорби -9 мая…День Победы.
Что же для нас день 9 Мая? Просто ли “красный день календаря”?
Война – какое страшное слово….
Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.
К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне… 9 Мая – праздник необычный. Всякий праздник – это, прежде всего, радость, веселье и смех. А 9 Мая праздник “с сединою на висках”, “радость со слезами на глазах”; праздник, на котором праздничные букеты переплетаются с траурными венками.
Вспомним о тех далёких годах…В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, наполненные горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: “Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полвека?” Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны…На мой взгляд, нет. Ведь именно наши прадеды воевали в эти суровые годы. И их целью было защитить самое дорогое и главное – свою Родину. Они были готовы отдать все за Отчизну. И если бы не их стремление к победе, то вряд ли бы мы сейчас жили. Многие погибли или пропали без вести. Немногие пришли с войны. Они все любили жизнь и не хотели умирать, но свою Родину они любили гораздо больше. И потому мы должны помнить о том великом подвиге, который они совершили ради нашего будущего.
Это было страшное и тяжёлое время. 22 июня. … Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945 года. Между двумя датами – прочная нить. Она связала воедино годы ужаса, лишений и тяжелого труда. И наш народ сделал, казалось, все невозможное, чтобы выстоять и победить.
Наша молодёжь думает: «А может быть, было бы лучше, если бы мы проиграли в Великой Отечественной войне?» … Получается, молодёжь уже не знает, ради чего была эта Победа, ради чего совершались подвиги и отдавались жизни? И совсем не подозревает о том, каковы были планы у фашистов, что они успели сотворить с миллионами военнопленных? А салют в честь Дня Победы, ношение георгиевских ленточек – это так, эмоции. … А сколько у нас может быть такой молодежи? Конечно, у нас не устраивают марши фашистов, как в других странах постсоветского пространства, но все равно нужно что-то делать, чтобы сохранить историческую память о трагедии, принесённой фашизмом, …
Это только в кино неофашиста можно отправить в прошлое, после возвращения, из которого ему станет мучительно больно за свои заблуждения. Порой наша молодёжь относятся к прочитанному в книгах и увиденному в фильмах о войне как к какому-то художественному вымыслу. А некоторые даже рассуждают о том, что будь они на месте советских солдат, то, наверное, бросили бы все и ушли! Но ведь советские солдаты воевали не ради идеи – они видели, во что превратили фашисты, завоеванные земли, и шли на смерть, чтобы то же самое не произошло в их городах, селах, аулах и кишлаках, чтобы освободить свою малую, а значит, и большую Родину. И понимали, что если не они, то никто…
И все меньше и меньше остается у нас ветеранов Великой Отечественной войны, которых можно расспросить о том, как это было на самом деле, Письма с фронта, оставшиеся от дедов и прадедов – но кто из них решился бы подробно написать своей семье о тяготах и лишениях, об увиденных зверствах? А расспросить родных, пока была возможность, почему-то торопились не все… Возможно, потому и звучат порой мнения о том, что «лучше б мы проиграли, жили бы сейчас, как в Германии». Думающие так, возможно, и не подозревают, что такое истинный фашизм. Не знают о рассуждениях Адольфа Гитлера о том, что право на жизнь имеют только люди с «правильными черепами», только отдельные, полноценные «расовые единицы», ради которых «Мы должны развить технику обезлюживания. Т.е. имеется в виду устранение целых расовых единиц. Природа жестока, поэтому и мы можем быть жестокими… имею право устранить миллионы низших рас, которые размножаются, как черви».
Нам было уготовано место рабов, безвольных и тупых. Советский Союз рассматривался немцами как колония, благодаря которой они должны были вернуть свою, германскую мощь и величие.
“Жестокость является благом для будущего… Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью… Ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жестокие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия”.
Так напутствовал Гитлер своих солдат-завоевателей перед нападением на нашу страну. Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы. В обращении фашистского командования к солдатам Восточного фронта в 1941 г. говорилось
“У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай…”
Каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой. Вот какими “идеями” были “окрылены” солдаты Третьего рейха, готовясь переступить границу нашей Родины. И они её переступили, перешли. На суше, на воде и в воздухе…
Над советским народом нависла страшная угроза истребления и порабощения. Решался вопрос о жизни и смерти. Это было суровое испытание. В первые часы войны правительство обратилось к армии и народу с призывом встать на защиту Родины, подняться всем на Великую Отечественную войну против фашистов. Обращение заканчивалось словами: “Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Небывалый патриотический подъем охватил всех советских людей. Прямо с полей и фабрик, бросая мирные занятия, военнообязанные граждане шли на призывные пункты. Вместе с ними приходили юноши и старики, просили отправить их на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами.
Каждый человек Советской страны плечом к плечу встал на защиту своей Родины. Мужчины сражались с врагом. Женщины, дети, старики трудились в тылу: работали на заводах и фабриках, строили оборонительные сооружения, шили одежду для солдат, собирали посылки на фронт…
Первыми приняли на себя удар фашистского нашествия советские пограничники. Они оказали врагу героическое сопротивление. Небольшой гарнизон Брестской крепости свыше месяца вел ожесточенный бой с огромными силами вражеских войск. Гитлеровцы окружили крепость, обрушили на нее массу бомб и снарядов, но ее защитники продолжали отбивать атаки противника.
Мир восхищается советскими солдатами, военными руководителями. Не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве и мастерстве. Подвиг нашего народа настолько беспримерен, насколько память непреходяща.
Женщины войны… Всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещаем в слово «милосердие». Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как стать, как назначение, как конечный смысл?
Женщины войны… Они пришли на войну совсем ещё девочками, а возвращались с неё женщинами, познавшими тяжёлую, горькую жизнь, выдержавшими нечеловеческие нагрузки. Им было во много раз тяжелее, чем мужчинам, так как условия жизни на войне вступали в противоречие с женской природой. Кто-то из них пытался приспособиться к реальности, копируя мужские черты в поведении, они воспринимались окружавшими их мужчинами как “сестрёнки”. Настойчиво пробиваясь сквозь ужас и ненависть, страдания и боль, образ женщины давал солдатам надежду на жизнь… Мужчины старались оберегать и защищать своих фронтовых сестер. Однако нормально ли это для девушки, когда мужчина относится к ней лишь как к другу, сослуживцу, бойцу, но не как к женщине, которую можно и нужно любить. На женщин свалился тяжкий груз. Женщина становилась матерью, точнее, несла в себе образ матери для других, в семнадцать, восемнадцать лет. Она сама ещё нуждалась в материнской опеке, а ей приходилось опекать других. Не увидев всех радостей жизни, девушки сразу сталкивались с самой сложной её стороной.
Спустя годы те, кто выжил, признаются: “Когда смотришь на войну нашими, бабьими глазами, так она страшнее страшного”. Потом они сами будут удивляться, что смогли все это выдержать. “Мужчина, он мог вынести, – он все-таки мужчина. А вот как женщина могла…И теперь, то ужас охватывает, а тогда все могли: и спать рядом с убитым, и сама стреляла, и кровь видела.
Безмерный подвиг совершили те женщины, которые приближали победу в тылу, те, кто вынес победу на своих хрупких плечах
И не их вина, что грянула война, над молодыми судьбами нависла гроза Великой Отечественной, что самой модной одеждой оказалась солдатская форма или ватная фуфайка, из «бижутерии» – разве что красная звездочка на пилотке, да еще боевые награды.
Жить в военное время, неважно, находишься ты в тылу или на передовой, даже мужчине нелегко, а жизненный путь женщины в этот период определенно можно считать подвигом. Женщины на войне. Не все из них дожили до победы, другие ушли потом. Что осталось? Имена, ласковые звучные имена в памяти родных, знакомых, близких. Невзирая на вкусы и капризы, их имена останутся с нами.
Детство, опалённое войной» В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в “дочки-матери”, непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. “Дети Великой Отечественной войны”. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Восьмого сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871 – дневная блокада города на Неве. Единственной дорогой в осажденный город было малоизученное Ладожское озеро. Из Ленинграда по воде было эвакуировано 33 479 человек, но навигация была смертельно опасна. Частые налеты вражеской авиации и непредсказуемые осенние штормы делали каждый рейс подвигом….
Невозможно без ужаса без слез слушать и читать стихотворение Э.Межелайтиса о расправе фашистов с матерями и детьми в концлагерях:торого июня сорок
—Я мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь? И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
– Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь.
Утром двадцать второго июня сорок первого года на одной из улиц лежала убитая девочка с незаплетенными косичками и ее кукла. Многие запомнили эту девочку. Запомнили навсегда. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери? У любого отца? А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды? Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир. Война в жестокой слепоте своей соединяет и несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Дети беспощадной волей войны оказывались в пекле страданий и невзгод и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире! Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать. Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, пыль дома и горят детские кроватки. Потому что и сегодня хочется кому-то большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы. Как сохранить планету людей, чтобы детство никогда больше не называлось войной?
Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Воина застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Я хотела бы сказать, что, прежде всего война испытала людей на крепость духовную и физическую, обнажила человеческую сущность каждого, дала ему объективную оценку, глубинные чувства патриотизма – это ГЕРОИЗМ.
Война, как экстремальное явление вызвала среди людей сплоченность, понимание, единство людей, гражданское согласие всех социальных групп.
Конкретными поступками, всеми своими занятиями показала верность советскому строю, выбору, свою приверженность высшим общечеловеческим ценностям, идеалам свободы, чести и независимости.
Фронт был местом почётным для истинного патриота.
Люди перешагнули границы страха, вызванными военной освобождаемостью от фашизма страны, увидели иную жизнь, познакомились с бытом, традициями и общественным строем других народов и государств.
Могучий красивый парень, вернулся с фронта изрешеченный пулями и осколками, болями от ран и контузий. А сколько не вернулось таких, как тот прекрасный человек???
Трудно писать о тех, кого не видел, кого незнаешь. Трудно, но нужно. Как бы мы не относились теперь к тем событиям, все равно должны знать, за что погибли люди? Никто из них не хотел умирать. Это были мужественные люди, только они могли отдать свою жизнь за счастье других.
Счастье, в которое они свято верили, но которое самих их едва коснулось.
И все-таки мы ещё не все сказали об Великой Отечественной войне всего, что болит на душе каждого из нас. Сколько будут одолевать фронтовые раны, тех, кто воевал, пока будут ходить к обелискам матери и дети погибших в Великой Отечественной войне…тема эта останется для нас живой.
Закончилась война …
Для каждого, кто коснулся её, она была своя. Своя война…. Жизнь тоже. Мы помним прошлое. Мы приносим цветы к памятникам погибших.
Показ документального фильма «Казахстанцы в годы Великой Отечественной войны»
Сегодня мы с вами раскрыли основные моменты войны, показали, что война приносит горе и утраты, дружбу людей всех национальностей в годы испытаний. Думаю, что люди участвовавшие в войне, достойны того, чтобы о их жизни узнавала вся страна. Именно такие люди сделали историю нашей страны, дали основу дню сегодняшнему.
Но ничуть не меньший памятник воздвигнут в каждом благородном человеческом сердце. Мы убеждены, что память людская – самый вечный, самый нерушимый памятник Победы.
Список используемой литературы:
- Интернет источники про Великую Отечественную войну
- «ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА преподавание в школах и ВУЗах». Республиканский научно-методический и педагогический ежемесячный журнал. Алматы- 5.2007
- «ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА преподавание в школах и ВУЗах». Республиканский научно-методический и педагогический ежемесячный журнал. Алматы-12.2009
Bilimger.kz Республикалық білім порталы
Қазақстан Республикасы Мәдениет және Ақпарат министрлігіне тіркелген.
Куәлік нөмірі: KZ45VPY00102718